Информатизация школьной библиотеки
Процессы информатизации образования
затрагивают и школьные библиотеки, которые оснащаются компьютерами,
комплектуются электронными ресурсами, получают доступ в Интернет.
Основными направлениями информатизации
библиотек в школах являются:
1.
автоматизация
библиотечных процессов;
2.
расширение
информационного пространства библиотеки;
3.
использование ИКТ
для повышения эффективности педагогической деятельности школьного библиотекаря.
Эти направления включают уровни,
на основании, которых можно составить
систематику внедрения информационных
технологий
в деятельность школьных библиотек.
1. Предоставление доступа к электронным
ресурсам - библиотека выступает просто как хранилище мультимедиа-документов и
точка доступа к интернет-ресурсам.
2.Накопление и организация
электронных ресурсов - поиск, сбор, оценка, систематизация информационных
ресурсов для его использования читателями библиотеки как в режиме on-line, так
и в режиме локального доступа. Т.е. библиотекарь комплектует и предоставляет
доступ к специально отобранным, систематизированным ресурсам.
3.Внедрение
автоматизированных информационно-библиотечных систем - уровень автоматизации
библиотечных процессов, который требует активного включения библиотекаря в
процесс освоения компьютера и программного обеспечения. Главным результатом
внедрения АИБС в работу библиотек является обеспечение интеллектуального
доступа к информации на более высоком уровне.
4.Создание собственных
электронных ресурсов. Этот уровень включает создание работниками библиотеки
учебно-методических информационных продуктов и цифровых образовательных
ресурсов, которые помогают читателю/пользователю ориентироваться в
информационно-образовательном пространстве.
5.Создание сайта библиотеки –
ресурса, предназначенного заполнить лакуны информационного обеспечения
потребностей читателей библиотеки и реализовать такие направления библиотечной
работы, как:
1.
предоставление
доступа к ресурсам и материалам;
2.
справочно-информационное
обслуживание;
3.
поощрение чтения
и продвижение книг;
4.
содействие
формированию навыков работы с информацией;
5.
навигация в
поиске информации;
6.
озиционирование
собственной деятельности.
6.Использование интерактивных технологий и
сервисов для продвижения книги и чтения (Web 2.0) позволяет не только приобщать
к чтению, но формировать навыки групповой работы и сотрудничества, формировать
навыки информационной грамотности, активизировать интерес школьников.
7.Формирование информационной грамотности
учащихся на основе и с использованием интерактивных сервисов. Проблемы
информационного общества, к которым можно отнести переизбыток информации,
проблемы безопасности в Интернете, низкий уровень информационной культуры
общества, делают именно это направление деятельности школьной библиотеки
особенно актуальным. Современный библиотечный урок – это не только обучение
работе с карточным каталогом, а обучение работе с электронными информационными
ресурсами.
8.Интеграция библиотечных
продуктов и услуг в информационно-образовательное пространство школы - доступ к
продуктам и услугам через локальную и глобальную сети, активное участие в
образовательном процессе через совместную проектную деятельность с
педагогическим коллективом.
Среди дидактических свойств Интернет специалисты
выделяют:
1.
скорость передачи
информации;
2.
двусторонний
характер телекоммуникации, обеспечивающий интерактивность;
3.
возможность
работы с гипертекстом и мультимедиа;
4.
обеспечение
дружественного интерфейса при работе со сложно структурированной информаций.
Помимо использования средств
Интернет в учебном процессе, учащиеся общеобразовательных учреждений получают
возможность работы с ресурсами Сети и в детских библиотеках, становящихся,
таким образом, неотъемлемой частью процесса непрерывного образования.
Можно выделить три главные цели
организации общественного доступа к Интерент-ресурсам в библиотеках:
1.
Обучение
компьютерной грамотности, в первую очередь, навыкам поиска информации;
2.
Предоставление
сетевых информационных ресурсов пользователям библиотек;
3.
Предоставление
информационных продуктов и услуг Интернет (электронная почта, телеконференции,
группы новостей).
Прогнозируемые цели, с которыми читатели
будут обращаться в Интернет, можно сформулировать следующим образом:
1. образовательные;
2. приобретение
навыков работы в сети;
3. развлекательные.
Полезные сайты по
образованию.
Систематизация по предметам
bogucharmedia.narod.ru/ws4.htm
Комментариев нет :
Отправить комментарий
Буду рада вашим комментариям!