расстояние

поиск 2

16 февраля 2016 г.

Воинская слава казаков



             18 октября




День памяти войсковой казачьей славы
Сценарий


Сл 1. Кубань – казачий край.

Кубань – это целое государство с пятимиллионным населением. Два теплых моря омывают его границы: Черное и Азовское. Здесь плодородные поля и уникальные леса. Издавна говорили кубанские казаки о щедрости своей земли-кормилицы: «Воткнешь в неё дышло – вырастет дерево». Казак, казачество, казачий край... Казак – удалая, отважная, неустрашимая голова. Казак – лихой, смелый, неустрашимый всадник – это воин с головы до ног, от рождения до смерти. По первому зову бросает казак свои мирные дела, в два-три дня собирается в поход, а на четвертый уже несется на своем степном коне-скакуне и первым является на бранное поле. Недаром говорят: «Помни! Мира не узнаешь, не зная края своего». Многими людьми гордится Кубанская земля. И самая большая гордость земли Кубанской – казаки.

Сл 2.
   Казачье войско образовалось в1787 году из бывших запорожских
казаков.  В 1792 году на прием к императрице Екатерине  прибыла казачья
делегация во главе с атаманом Антоном Головатым Благосклонно улыбаясь,
императрица передала Антону Головатому грамоту, в которой даровала казакам земли, лежащие по правой стороне Кубани, и повелевала охранять южные границы России. Казаки назвали войсковую столицу в честь Великой императрицы – Екатеринодар.




Землю богатую, с реками и лесами,
Решила подарить Екатерина казакам.
В покои царские явились делегаты сами,
И атаман склонился к императорским ногам.

Молвила Екатерина в окружении свиты:
«За службу верную дарую вам южные края.
Передаю казакам сию грамоту-свиток.
Приказываю охранять границы и засевать зерном поля!»

И пошли возы , скарбом груженные телеги,
По степям, покрытым кудрявой травой.
Вел войско атаман Захарий Чепега.
Он выбрал место, молвил: «Хаты строй!

Здесь, где выгнула русло величавая река,
В Карасунском Куте построим первый курень!
Рубите хворост, камыш и стебли тростника.
Пусть в истории останется этот день!»

Так был город великий рожден,
Чтоб  хранить рубежи казаку.
Славой, отвагой он утвержден,
День и ночь стоять начеку!

Церквами украшенный, богом хранимый
И  славной, могучей Кубанью- рекой,
Нареченный именем Екатерины,
                 Возвысился величавый град войсковой.


Сл 3 Слава Богу мы казаки!

Исторический край бесконечной борьбы,
Край казачества, вольности, славы,
Подвергался не раз ты ударам судьбы,
Сын свободной великой державы…

Свободно, но тяжело жилось казакам. Боролись они за славу казачью, и ее же ставили выше всего. А еще ценилась воинская доблесть. Храбрость, неутомимость, меткая стрельба были дороже богатства.


Сл 4


Сл 5.  18 октября — День памяти казачьей войсковой славы
Сл 6 История праздника.

  
Сл 7

Отмечается 18 октября по решению правления казачьего объединения "Всевеликое Войско Донское" с 2000г. Традиционно отмечался до 1920г. донскими и кубанскими казаками, как день почитания предков, павших в битвах за Отечество.
   История этого праздника такова. В Отечественной войне 1812г. казаки принимали самое непосредственное участие, в частности, 1-ый сборный полк Черноморского казачьего войска. Его части - черноморская гвардейская сотня, 9-ый пеший полк били французов от Москвы до Парижа. Подвиги казаков и их героев - А.Д. Безкровного, А.Ф.Бурсака, Д.В.Давыдова и других в сражениях под Бородином, Лейпцигом, при взятии Парижа получили широкую известность.
В память битвы под Лейпцигом 4 октября 1813 г. Николай I повелел установить этот день храмовым праздником лейб-гвардейского полка казаков и Черноморской гвардейской сотни. Кроме того, казакам-гвардейцам были пожалованы серебряные трубы и Георгиевский штандарт.
    В переводе со старого, дореволюционного, времени на наше мы получим 18 октября - День памяти Войсковой Казачьей Славы.
   Что может быть дороже памяти сердца, которое как-то по-особенному начинает биться при одном лишь слове - "Казаки"!


Сл 8. История куб каз войска

Сл 9. Девиз казака

Сл 10

До 1920 года у донских и кубанских казаков этот день считался днем почитания предков, павших в битве за Отечество. По решению правления казачьего объединения «Всевеликое Войско Донское»
с 2000 года День памяти казачьей воинской славы стали отмечать вновь. Казаки являются носителями и хранителями воинского духа и уникальных воинских традиций. ( анимация)




Кто там, на вышке сторожевой
Стоит, глаза вперив во мрак?
Это - защитник земли родной,
Это - казак!
 Сл 11

Именно из казаков состоял Личный Его Императорского Величества Конвой. Во время Первой мировой войны казаки показали себя как наиболее эффективная, маневренная часть русской армии.

Именно казаков изображали немцы на своих агитационных плакатах жестокими бандитами – наглядный показатель того, кого пруссаки считали наиболее опасными противниками.

 В Первую мировую особой известностью в народе пользовался 25-летний казак Козьма Крючков. 12 августа 1914 года разъезд из четырех донских казаков неподалеку от польского города Кальвария наткнулся на 27 немецких драгун. В завязавшейся схватке Козьма зарубил и заколол 11 человек, получив 16 ран. В результате общих усилий казаков «на земле лежали 23 трупа да несколько лошадей носились вокруг в испуге». О беспримерном подвиге казака узнала вся Россия. Крючков стал первым с начала войны кавалером Георгиевского солдатского креста.

Сл 12. Казаки в вов


Сл 13
Вставай, Кубань!
Народным гневом
На смертный бой с врагом скликай
Своих сынов отважных, смелых.
Вставай, Кубань! Кубань, вставай!

Сл 14
Во время Великой Отечественной войны особо проявили себя казачьи части летом 1942 года, когда немцы наступали на Сталинград и Кавказ. Поскольку бои шли на той территории, где традиционно жили казаки, то последние проявляли чудеса героизма. Наспех сформированные казацкие отряды на колхозных лошадях, без достаточного количества стрелкового оружия, лишенные поддержки танков, артиллерии, саперов, без зенитного прикрытия, один на один пытались остановить сильного противника. Доходило до того, что они прыгали с седел на броню танков, закрывали смотровые щели бурками и шинелями, поджигали машины бутылками с зажигательной смесью.

Сл 15

С началом Великой Отечественной войны казачьи части, как регулярные, в составе Красной армии, так и добровольческие, приняли активное участие в боевых действия против немецко-фашистских захватчиков..

Они с честью и славой пронесли по военной тропе эстафету побед
предшествовавших поколений. С началом войны в казачьих станицах началось формирование добровольных сотен. На сборные пункты казаки прибывали на колхозных лошадях со своим обмундированием и холодным оружием.

Сл 16

Кубанские казаки также служили в составе 72 кавалерийской дивизии, отдельной пластунской казачьей бригады, На Дону хорошо известный 52-летний казак К.И. Недорубов возглавил сотню, собранную в станице Березовской. Вместе с ним в нее вступил и его 17-летний сын Николай. В бою под Кущевской 2 августа 1942 г. эскадрон Недорубова в ожесточенной рукопашной схватке уничтожил свыше 200 солдат противника, из которых 70 лично уничтожил комэск старший лейтенант К.И.Недорубов. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Были случаи, когда командование посылало казаков в атаку на вражеские танки в конном строю. В листовках военного времени можно прочитать о геройстве кубанских казаков: "они прыгали с седел на броню танков, закрывали смотровые щели бурками и шинелями, поджигали машины бутылками с зажигательной смесью" За подвиги в боях с врагом тысячи кавалеристов были награждены боевыми орденами и медалями, а 262 из них стали Героями Советского Союза 7 кавкорпусов и 17 кавдивизий заслужили гвардейские звания. Вместе с победоносными полками Красной Армии казачьи части прошли по Красной площади во время Парада Победы 24 июня 1945 г.

Мы поведаем вам об одном из сражений Великой Отечественной. Оно не зачислено историками в реестр великих. Мы же полагаем, что великим оно - было. Потому как велика была цена победы в нем. Немцы нас тогда били. Жестоко. И дать сдачи никто не мог. Дали наши казаки. Мы поведаем вам о легендарной "Кущевской атаке", тугой пружиной разжавшейся, неудержимой казачьей лавой развернувшейся в просторных степях Кубани. Поведаем устами ветерана Кубанского казачьего кавкорпуса гвардии казака Ефима Ивановича Мостового. День мне этот не забыть. Да и как забудешь свое боевое крещение? 2-е августа, 42-й.

Погас клинок зари, и сразу навалилась духота. В выгоревшем от жары небе начинает нещадно палить солнце. Стоим в конном строю, лощадь подо мной неспокойна, наверное, мое состояние передается и ей. Перед строем - наш командир полка майор Поливодов.

- Говорить много не буду, товарищи казаки, - в седле он как влитый, конь его тоже не дрогнет. - Генерал нам все сказал.

Николай Яковлевич Кириченко прошлым днем объехал, обошел весь наш корпус. Он был тоже немногословный с нами, но речь короткую его я запомнил навсегда.

- Перед нами отборные вояки Гитлера. Горно-стрелковая дивизия "Эдельвейс" с приданными частями "СС". Красиво, гады, назвали себя, да только в их поганых, кровавых руках любой цветок умирает. Остановить их не могут. От безнаказанности обнаглели, своей кровью еще ни разу не умывались. Вот мы их и умоем. Кроме нас - некому. На фронте паника. Но а мы же казаки.

Конную атаку генерал принял решение провести у станицы Кущевской. Перед строем понесли наше Боевое Знамя. Вот оно совсем рядом, внутри как-то защемило. Я стоял впереди... Легкий ветерок шевельнул его складки, бархат коснулся моего лица.
- Давайте, братья-казаки, просто вспомним, что видели наши глаза, - снова донесся до меня голос нашего командира майора Поливодова.

- Чтобы не было у нас никакой пощады к этой нечисти, чтоб рубали мы ее остервенело.
- Ну с Богом, казаки. За Родину, за Сталина! Тут ударила наша артиллерия на подавление. Развернулись и мы для атаки. Пошли по степи лавой. В ширину - километра на полтора-два. Пошли по старому казачьему обычаю молча, только шашки над головой вращали. Над степью завис зловещий свистящий шорох. И загудела земля от тысячи конских копыт. Вот этот звук, увиденная картина немцев, по-моему, и парализовали. Мы мчались на них, а в ответ - ни одного выстрела. Опытные казаки говорили нам, молодняку, что свою пулю, когда она в воздухе, чувствуешь, вот она, твоя смерть, уже выпорхнула из вражеского ствола. Я ничего подобного не чувствовал. Я уже и не слышал ничего, мир вокруг онемел. А нутро разрывала ненависть. Та самая, которая лютой зовется. Я ее даже как-то физически ощущал. Только бы дотянуться до врага, а там уже как придется - клинком его, голыми руками, зубами. Гитлеровцы пришли в себя с опозданием. Мы уже почти сошлись. Разрывы снарядов начали вырывать из наших рядов людей и лошадей. Один снаряд лег почти рядом, горячая волна упруго прошлась по мне и все. Я уцелел. А потом я увидел своего фашиста. Они же даже не окапывались, так, залегли в бурьяне. Мой заслонил для меня все, я отчетливо увидел его каску, серые глаза, он щурился, наверное, солнце мешало, мы же неслись со стороны солнца. И без звука забился в его руках, как в падучей, автомат. И он не попал. И тут я достал его, как раз под каску, как учили, тут, главное, по каске не рубануть. Но и каски у них не у всех были. А потом уже работали инстинкты. Мир то включался, то выключался. Я видел, как винтом вворачивался в гущу гитлеровцев командир другого полка Соколов. Лучшего рубаку я вообще не знал. Говорили, что в том бою он срубил двадцать врагов. Но, на беду, и его пуля нашла.

Сл 17-18. День победы
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки. 

Ранним утром 9 мая 1945 года на одном из самых оживленных берлинских перекрестков, заваленном покореженной фашистской техникой и щебнем, лихо орудовала флажком-жезлом молодая регулировщица. Десятки берлинцев наблюдали за ее размеренными и властными движениями, которые еще более подчеркивали строгость военной формы, ее походную простоту.

"Вдруг послышался цокот копыт, - рассказывает поэт Цезарь Солодарь автору книги "Друзья-однополчане" (изд. 1973 г.) А.Е. Луковникову, - мы увидели приближающуюся конную колонну... Это были казаки из кавалерийской части, начавшей боевой путь в заснеженных просторах Подмосковья в памятном декабре сорок первого года.

Не знаю, о чем подумала тогда регулировщица с ефрейторскими погонами, - продолжает Цезарь Солодарь, - но можно было заметить, что на какие-то секунды ее внимание безраздельно поглотила конница. Четким взмахом флажков и строгим взглядом больших глаз преградила она путь всем машинам и тягачам, остановила пехотинцев.

И затем, откровенно улыбнувшись молодому казаку на поджаром дончаке, задиристо крикнула:

- Давай, конница! Не задерживай!

Казак быстро отъехал в сторону и подал команду: "Рысью!".

Сменив тихий шаг на резвую рысь, колонна прошла мимо своего командира в направлении канала. А он, прежде чем двинуться вслед, обернулся и на прощание махнул рукой девушке...".

По берлинской мостовой
Кони шли на водопой,
Шли, потряхивая гривой,
Кони-дончаки...

Распевает верховой:
"Эх, ребята, не впервой
Нам поить коней казацких
Из чужой реки..."

По их предложению стихи были "усилены" лихим припевом:


Казаки, казаки!
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.


Музыку написали к вечеру и, следовательно, песня "Казаки в Берлине" была написана за один день - 9 мая. Вскоре в исполнении Ивана Шмелева она прозвучала по радио, и ее узнала и полюбила вся наша страна.


Сл 19.Если бы у меня были казаки – я покорил бы весь мир – сказал Напалеон.

Сл 20-21. Летописцы куб каз войска.

Исполнилось 190 лет со дня рождения другого кубанского историка и архивиста, которого по праву можно назвать «первым летописцем кубанского казачьего войска», Ивана Диомидовича Попко.
Он родился в 1819 году в станице Тимашевской. В 1850 году ему поручают ответственное дело – составить историческую справку. Попко справляется с этим в рекордно короткий срок – за три месяца. На стол казачьего атамана ложится готовое описание «О состоянии Черноморского казачьего войска с 1 января 1825 по 1 января 1850 года». Описание было высоко оценено на самом «верху». Ознакомившийся со статистическим трудом Попко император Николай Первый пожаловал автору бриллиантовый перстень.

Щербина Федор Андреевич родился 13(26) февраля 1849 года в станице Новодеревянковской Кубанской области, в семье священника - казачий историк, Из казаков. по поручению Кубанского казачьего войска, занят составлением истории казачества, в результате он издает двухтомник "История Кубанского казачьего войска".

Сл 22-23-24. Атаманы ККВ

Когда-то в Запорожской Сечи атаманов - вождей вольного казачьего братства, - выбирали сами казаки. В те далекие времена кошевые атаманы жили такой же простой и суровой жизнью, как и рядовые казаки. Они ели за общим столом, из общих запасов получали одежду и оружие, а обитали в тех куренях, где жили до избрания. За проступки их могли строго наказать и даже бить плетью. И лишь в военное время атаман пользовался неограниченной властью. Каждый год он давал отчет о своих делах на войсковой раде. Постепенно казаки перешли на службу государству и утратили свою былую независимость - «вольницу». В образованном из остатков Сечи Войске верных Черноморских казаков лишь поначалу атаманов избирали казаки, а утверждал их император; потом атаманы назначались императорскими указами Многие из них делами своими заслужили любовь и уважение современников и благодарную память потомков. Но лишь двух своих вождей черноморские казаки по старому запорожскому обычаю называли «батьками» - Захария Алексеевича Чепегу (Чепигу) и Антона Андреевича Головатого. Первым атаманом Черноморского казачьего войска, созданного в 1787 году по мысли князя Григория Алексеевича Потемкина и указу императрицы Екатерины Великой, был
Сидор Игнатьевич Белый. Этот храбрый воин не дожил до времени переселения казаков на Кубань - в июле 1788 года в сражении черноморцев с турецким флотом он был смертельно ранен и умер. Тогда же «Светлейший князь» Потемкин подписал указ о назначении атаманом Войска Верных черноморских казаков Захария Алексеевича Чепеги. В знак уважения и признания воинских заслуг фельмаршал подарил Чепеге дорогую саблю.
 Антон Андреевич Головатый родился в 1732 год. В 1793 году Головатый привел на кубанскую землю большой отряд казаков.

Сл 25-31.Заповеди казака( читать по слайдам)

Сл 32. Боевые заветы казаков


Сл 33

«Боевые заветы казаков» составлены оренбургским казаком
А. Мякутиным. Свою работу он составил в основном из пословиц, поговорок и традиционных устных наставлений, которые давали старшие казаки молодым. Карманная книжка А. Мякутина «Боевые заветы казаков» издавалась до революции 1917 года и пользовалась спросом у казаков. (сохранена орфография оригинала)     

Сл 34
1.    Назначение казака.
Казак на то родился, чтобы царю пригодился.
Как же казак, ежели пороху не нюхал.
Казаки – глаза и уши армии.

2.    Служба.
Тяжело в ученьи – легко в походе, легко в ученьи – тяжело в походе.
Ученье – атаман, неученье – комар.
В службе нам покою нет, зато слава во весь свет.

3.    Оружие.

Наш товарищ – острый нож, шашка – лиходейка.

Пика удалая – казаку сестра.

Пика служит казаку для первого удара и преследования неприятеля.
Шашка идёт в рукопашном бою, пуще всего тогда, коли свалились в клубок все: и свои, и неприятель, и нет тебе разгона для коня. Тогда выхватывай шашку из ножен да руби со всего плеча.
Винтовка – друг казака; она нужна ему для пешей засады, для перестрелки, а больше всего в пикете да в цепи. Коли нужно выбить неприятеля из крепкого места, слезай с коня, бери винтовку в руки, иди, не оглядывайся. Наступая таким манером, выбирай, коли можно, закрытые места: камень, куст, дерево, ямку, отколе бы можно было удобно стрелять по неприятелю. Да не торопись: не пускай пули на ветер, не мечи по-пустому казённого добра, а приложись повернее да выжди, чтобы каждый патрон стоил головы.

4.    Знамя.
 За честное знамя клади живот свой и никогда, доколе ты жив, не давай эту святыню на поругание неприятелю.         
Потерять знамя и самому остаться живым – это хуже всякой вины; не приведи, Господи, дожить до этого ни нам, ни детям нашим.




5.    Награда.
Славное дело делай не для награды, а боясь Бога и совести своей.

Исправный казак глядит в урядники, там в хорунжие и пошёл вперёд; и было и есть много хороших офицеров и даже генералов из простых казаков.
Кого честит Государь, того честит и станица.

6.    Конь – неизменный товарищ.

Казак без коня, что солдат без ружья. Без коня казак – кругом сирота.
Конь подо мной, так и Бог надо мной.
Конь казаку товарищ верный. Казаку конь себя дороже.
Оружие и конь срослись с казаком. Казак сам голодает, а конь сыт.
Сам не поешь, а коня покорми
Береги коня пуще своего глаза: он тебя и до неприятеля домчит и от беды унесёт, и с донесением доставит; а иначе выйдет так: хотел ехать, да кони стали.

Сл 35

7.    Неприхотливость да выносливость.
 Казак из пригоршни напьётся, на ладони пообедает.

В поле кто служит, о доме не тужит: где стал, там и стан.

У казаков обычай таков: где просторно, там и спать ложись; шинель есть, а кулак в головы.

Казак и в беде не плачет. Терпи казак – атаманом будешь.

8.    Жизнь и смерть.
Жизнь казачья – копейка.
В битве смерть красна. Смерть в поле краше всякой неволи.
День мой – век мой. Лучше смерть, чем позор сдачи.
Никогда не заботься и не печалься, что будет с твоими, с семьёй, коли тебя не станет: на то Бог, Государь, справедливое начальство и добрые люди.

9.    Мужество.
Храбрость города берёт.
Храброго Бог бережёт.
Казак донской, что ёрш морской.

10.    Война.

Воевать, так не горевать.
Бейся с врагом не на жизнь, а на смерть; коли ты его не побьёшь, так вот он тебя побьёт.
Помрём мы, казаки, все за един человек против Государева недруга, а живы мы, казаки, в руки не дадимся.
Умирай, но не сдавайся.
Казакам самим просить мира непригоже.
Коли пошли на слом (в атаку), не оглядывайся на задних, а догоняй передних; кто впереди, тот и атаман на этот раз, а на другой – старайся быть им сам.
Передового береги, с него не спускай глаз, а если его одолеют, подскачи, пособи, постой за своих, коли ты крещёный человек.
Лучше голова с плеч, чем живые ноги в кандалы.
На время военных действий ничего хмельного в рот не брать.


Сл 36.Фото
Сл 37. Служба казака
Сл 38

Казак - всегда непревзойденный воин.
Он равных не имел себе в сражении.
Не уходил захватчик без расплаты
И это без преувеличенья.
Чтобы усилить войско перед боем,
В другие части направляли казака,
Самоотверженностью,
мужеством, отвагой
Дух воинский он поднимал войскам.
Приемами, владея боевыми,
Казак в бою мог удивить:
Двух- трех противников осилить,
А в лучшем случае, пленить.
Откуда мужество и сила?
Традиции казачества хранить
Он с детства и до старости обязан,
Духовность и физическую силу  подтвердить.


Сл 39

Казаку была бы воля,
Конь горячий, как жена,
Коли сеча – в чистом поле,
Шашка – звонкая струна!

Атаман всему порукой,
Любо было чтоб служить!
Ну, а выпала разлука –
Воевать да не тужить!
И надел землишки-матки,
Чтоб пахать, траву косить.
Если в курене достаток,
Славно Родине служить!

Казаку была бы воля,
Шашка – звонкая струна!
Люба нам казачья доля,
Богом свыше что дана!


Сл 40

Казачье житье – оно лучше всего
У казака дом – черна бурочка
Жена молодая – винтовочка.



Сл 41

Казачья храбрость, это не слова!
Отчаянностью славится казак!
И в этот раз история права,
Казачья слава это не пустяк.,
И если, враг, ты встретил казака
С решимостью и шашкой наголо.
Беги, несчастный, если жив пока...
Удастся убежать, знать, повезло...




Сл 42. Проводы казака на службу

Военная служба казака всегда рассматривалась как  основа его жизненного уклада. Наличие в казачьей традиции двух «миров» военного и гражданского, взаимосвязанных и вместе с тем достаточно самостоятельных, и предопределило бытование ряда обрядов касающихся перехода казака из одного в другой. В первую очередь это проводы казака на службу. Примерно за день до назначенной даты проводов,  утром, казаки съезжались на своих лошадях в центр станицы к храму. Возле храма, проводился молебен, на котором присутствовало большинство жителей станицы, родители и родственники новобранцев, атаман и станичное правление.  Молодые казаки покупали в храме «охресты», которые хранились в станичной церкви до их возвращения со службы.
Молебен проводился либо на площади, либо на территории храма.  Для этого из храма выносили «святости» - хоругви, знамена, иконы. Священник, проведя молебен, причащал и окроплял молодых казаков. Уже во время молебна, «примечали», какая судьба ждет казака – если конь стоит, опустив голову во время церковной службы – казак домой не вернется. После церковной службы станичный атаман, почетные старики, напутствовали новобранцев и желали скорого и благополучного возвращения: «Благодарылы атцов, матерей шо вырастылы сынов, проводылы на службу».проводы за столом тоже были . Нередко до утра. Утром гости вновь сходились ко двору казака. Все садились за стол и завтракали. Выйдя из-за стола, выходили во двор, где родители благословляли сына на добрую службу. Мать держала в руках хлеб с солью, отец икону (во время благословения они трижды ими менялись). Молодой казак стоял перед ними на коленях на шубе вывернутой мехом вверх: «шоб не голо служить ему было». Родители, благословляя сына на добрую службу, желали ему благополучного возвращения. Казак поднимался с колен, целовал икону, хлеб и руки родителей. Мать одевала сыну крестик: «Вешалы крест, и даже вроде этат крест заговарывалы ат пули», или медальон (чаще всего с изображением Николая Угодника или Георгия Победоносца) и трижды говорила: «Господи благослови. О цэ тоби идти в пути, Господь впэрэди, Матирь Божа с ными, а ты за ными», - а отец давал наказ: «Служить чесно, дабрасовесно, выполнять, вси приказы камандира… и свово, лошадь, свово друга верного жалей, ухаживай, - наказ давал, - это тебе будет щасте», и вручал узелок с родной землей.  Остальные провожающие в это время могли исполнять молитвы «Отче Наш», «Верую», пели «Многая лета».
Конь боевой с походным вьюком
У церкви ржет: кого-то ждет.
В ограде бабка плачет с внуком,
Молодка возле слезы льет.
А из дверей святого храма
Казак в доспехах боевых
Идет к коню, из церкви прямо,
С отцом, в кругу своих родных.
Жена коня подводит мужу,
Сл 43
Племянник пику подает,
«Вот, - говорит отец, - послушай
Моих речей ты - наперед:
Мы послужили Государю,
Теперь тебе черед служить,
Так поцелуй же женку Варю,
И Бог тебя благословит! .
И да пошлет тебе Он силы
Долг службы свято соблюдать,
Служить, как мы - Царю служили,
И славу рода поддержать.
Иди туда, куда прикажут
Господь, начальство и черед,
Когда же в бой лететь прикажут,
Благословясь; ступай вперед.
Но ни в бою, ни перед боем
Ты не бранися, не ругайсь,
Будь христианин: перед боем
Крестом себя ты осеняй ...
Коня даю тебе лихого.
Он добровит был у меня,
Он твоего отца седого носил в огонь и из огня.
А добрый конь - все наше счастье,
И честь и слава казака.
Он нужен в счастье ив напасти,
И за врагом и на врага.
Конь боевой всего дороже,
И ты, мой сын, им дорожи:
И лучше сам ты ешь поплоше,
а лошадь в холе содержи.
Тот колет пикою ловчее,
И в деле тот и молодец кому коня добыл добрее
Дед, прадед, дядя иль отец.
А вот и пика родовая
Подруга славы и побед,
И наша шашка боевая -
С ней бился я, и бился дед.
Исправен будь!
И старших слушай.
Найди товарища себе,
Живите с ним душа вы в душу, клянитесь выручать в беде.
Куда придешь - ты первым делом разведай все до пустяка:
Где тракт какой, кто есть, примером,
Где лес, где села, где река.
Тогда ты свой в чужой сторонке.
И командирам ты рука!
Ведь ловкость, сметка да сноровка весь капитал у казака ...

Сл 44. Конь для казака
Сл 45

Широка и бесконечна
Степь легла, куда не глянь,
А по степи Кубань - речка
Катит волны на Тамань.

Два коня гулять ходили
Там до утренней зари.
Из Кубани воду пили
И топтали ковыли.


Сл 46
Где-то трубы заиграли
Среди шелеста полей,
Казаченьки оседлали
Вороных своих коней.

Эй, косматая папаха,
Чуб кудрявый, конь лихой.
Шашка свистнула с размаха,
Возносясь над головой.



Сл 47
И летели, словно птицы,
Кони быстры и легки.

И станицу за станицей
Отбивали казаки.


Сл 48.фото

Сл 49-50

У  кубанских казаков перед выездом из дома на войну коня казаку приводила жена, держа повод в подоле платья. По старому обычаю, она передавала повод, приговаривая: « На коне уезжаешь, казак, на этом коне возвращайся с победой»

Сл 51-52

Вообще у казаков культ коня преобладал во многом над другими традициями и поверьями.
Перед отъездом казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберёг всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. Тоже повторялось после возвращения казака с поля боя на своё подворье.
При проводах казака в последний путь за гробом шёл боевой его конь под чёрным чепраком и притороченным к седлу его оружием, а уже за конём шли близкие.

Сл 53. Боевые походы казаков

         С первых дней пребывания войска в Черномории его казаки охраняли границу, несли службу на  кордонах, в войсковой флотилии (она базировалась в низовьях реки Кубань), ходили в боевые походы.
         Боевой поход казаков в Польшу продолжался с 14 июня 1794 до конца 1795 г. [4]. Отряд из двух конных полков водил к восставшей Варшаве сам кошевой атаман Захарий Алексеевич Чепега. Более 20 казаков погибли при подавлении мятежа [60].
        В боевой поход в Персию 26 февраля 1796 г. уходили два пятисотенных полка ЧКВ, домой 22 июля 1797 г. вернулись 504 казака. Остальные погибли или умерли от болезней. Командовавший отрядом войсковой судья Антон Андреевич Головатый тоже умер в этом походе на 65 году жизни. Это случилось 29 января 1797 г., а двумя неделями раньше − 15 января − в Екатеринодаре умер кошевой атаман Чепега. Император Павел I своим рескриптом от 21 марта 1797 г. произвел в кошевые атаманы Антона Головатого, ещё не зная, что тот умер…
        Отечественная война 1812 года совпала со вторым организованны переселением людей в Черноморию. Первыми на ту войну в середине ноября 1811 г. отправилась лейб-гвардии Черноморская казачья сотня; преследуя противника, она вошла в Париж в марте 1814 г. В сентябре 1812 г. на войну ушёл 9-й пеший полк ЧКВ. Он воевал в составе Дунайской армии до февраля 1813 г. В конце марта 1813 г. на войну отправился 1-й сборный конный полк ЧКВ, в составе которого 583 казаков. Ровно через год он вошёл в Париж, в конце октября 1814 года вернулся домой.
        В Крымской войне 1853–1856 гг. участвовали несколько  полков ЧКВ. Эта война создала угрозу оккупации ряда станиц ЧКВ, расположенных на Таманском полуострове. В связи с этим войсковой атаман Я.Г. Кухаренко определил места временной эвакуации их жителей, но до этого дело не дошло [27].
        Очередная война с Турцией началась в декабре 1876 г. Первыми её участниками стали полки Кубанского казачьего войска, находившиеся на плановых учебных сборах. На той войне, при штурме турецкой крепости Карс, погибли десятки кубанских казаков.
         На войну с Японией император Николай Второй в 1904 г. призвал казаков идти добровольно. Изъявившим желание казакам станичные сходы и атаманы давали рекомендации.
         В боевой поход до Ашхабада (тогда писали – Асхабад) весной 1904 года отправился 1-й Таманский конный полк ККВ. В Екатеринодаре 30 мая полк погрузился на поезд и через 7 суток прибыл в Баку. На переправу через Каспийское море до Красноводска ушло 2 суток. Ещё 6 суток занял переход до Ашхабада, куда полк прибыл 20 мая, затратив на дорогу 15 суток.
       
 Кубанские казаки умели хранить память о своих погибших однополчанах. Забота о погибших начиналась немедленно. Каждого хоронили на месте гибели или же, если была возможность, везли домой. Если тело погибшего оказывалось у неприятеля, его выкупали, обменивали на тело погибшего противника. Командир, в подчинении которого воевал казак, лично писал сообщение его семье и станичному атаману, объяснял обстоятельства и причины случившегося. Списки погибших казаков размещались в станичных храмах, их поминали в молитвах

Сл 55. Оружие казаков

Сл 56

Казаки пользовались разнообразным оружием, даже в 19 веке стандартизация образцов оружия была относительной. Издревле арсенал казаков пополнялся трофеями, там можно было найти оружие польского, венгерского, кавказского, турецкого происхождения

Сл 57
Шашка

Шашка (от кабардино-черкесского са'шхо букв. длинный нож) – рубяще-колющее длинноклинковое холодное оружие. Первоначально на вооружении русской иррегулярной кавалерии состояла шашка кавказского типа. Русские армейские образцы шашек (например драгунская образца 1881 г.) отличались от шашки кавказского типа устройством эфеса и ножен.

Кинжал

Кинжал - колюще-режущее холодное оружие с коротким клинком, предназначенное для рукопашного боя. Кинжал - один из древнейших видов холодного оружия, появившийся уже в эпоху неолита. На протяжении многих столетий он играл роль вспомогательного боевого оружия, а также аксессуара военной или гражданской одежды. Первым официально утвержденным образцом был кинжал Черноморского казачьего войска образца 1840 г. В дальнейшем этот кинжал наряду с прочими разновидностями частично был на вооружении других казачьих войск,

Сабля

Сабля - рубящее или рубяще-колющее холодное оружие с искривленным однолезвийным клинком .Сочетание кривизны клинка со значительным отдалением центра тяжести от эфеса увеличивало силу удара и площадь поражаемого пространства. На Руси сабля известна с IX в., а с XIV в. она становится господствующим видом холодного оружия. В XV-XVII вв. самыми разнообразными саблями были вооружены воины русской поместной конницы, стрельцы, казаки. В 1909 г. приказом по военному ведомству № 409 казакам всех казачьих частей было разрешено нести службу с «дедовским оружием», то есть с холодным оружием, перешедшим по наследству от предков. Такое решение отразилось и на вооружении гвардейских казачьих полков, в которых были выработаны и приняты для ношения вне строя свои образцы офицерских сабель, названные клычами.

Тайное оружие казаков

Во время Отечественной войны донской казак, разведчик – обучает курсантов разведшколы древнемуискусству казачьего рукопашного боя Казачьему Спасу. Вы сами можете убедиться, какая сила можетпроявиться в человеке, если он стремится к великой цели – защитить ивозродить свою Родину.

Закончив разминку, Егор перешел к главному: – То, что я сейчас вам
покажу, зовется Казачьим Спасом… Никаким восточным приемам он
недоступен в своем совершенстве и по своим качествам боя. Не всем дастся
он, нужна особая психология и полное владение своим сознанием… Я
поработаю потом со всеми вами и отберу только тех, кто имеет природные
задатки к этому виду борьбы, возможно, что и никто не подойдет, ибо даже
в казачестве среди ребятишек отбирались стариками единицы, способные
овладеть древней наукой. Призвание Казачьего Спаса – возмездие врагу…
прошу не путать с греховной местью. Корнями борьба уходит на тысячи лет
назад, и все эти века она совершенствовалась и достигала такой силы, что
вряд ли разумный человек поверит, на что она способна. Она уже за
пределами обычного понимания…
Спас – бескрайняя степь и бездонный колодец духа! Характерник управлял
пространством и временем, владел секретами гипноза, чтения мыслей,
заговоров, заклинаний, обережных молитв, он мог “раствориться” в траве
среди чистого поля, стать невидимым в кроне дерева, слиться с конем,
неделями ни есть, ни пить; он чувствует свою пулю: холодеет затылок, и
казак уклоняется от нее, видя ее полет.

Сл 58-60. Награды казаков


Сл 61

Амуниция казачьих войск была весьма разнообразной. У казаков в 1812 году  были строевые головные уборы и походные


Сл 62-63

Пики, применявшиеся русской легкой конницей в 1812—1814 годах, отличались большим разнообразием.
Особенно это относилось к пикам казаков, не имевшим регламентированных образцов. Почти вся русская легкая конница в период Отечественной войны являлась пиконосной, превосходя в этом виде оружия кавалерию Наполеона.

Сл 64-65

Артиллерия казаков
 ПОЛУПУДОВЫЙ ЕДИНОРОГ ОБРАЗЦА 1805 ГОДА Название «единорог» орудия с зарядной конической камерой получили по изображенному на гербе генерал-фельдцейхмейстера Шувалова мифическому животному, которое выбивалось на казенной части орудия.

Сл 66-67-68

В 1812 году казачьи войска (за исключением гвардейских казаков) были, как правило, вооружены саблями нерегламентированных образцов (1). Наряду с легкокавалерийской саблей образца1809 года применялись различные отечественные модели XVIII века .

Их носили в деревянных ножнах, обтянутых кожей, с медным или железным прибором.

Заряды и пули к огнестрельному оружию казак хранил в кожаной лядунке (3), носимой на черной перевязи

Сл 69 -70 Православие и казаки

Православие было не просто верой, а фундаментом всей казачьей жизни. Как и у каждого на Руси, у казака с церковью было связано и рождение, и крещение и венчание и погребение. Весь хозяйственный год был связан с церковным календарем - после Троицы косили сено, после Рождества Богородицы убирали виноград и т.п. Были и свои, казачьи традиции, свои почитаемые чудотворные иконы Была церковная традиция проводов на службу, и благодарственный молебен по возвращению со службы. Казаки особо почитают такие праздники как Покров Пресвятой Богородицы (в память взятия Казани), день Казанской Божьей Матери-защитницы России (в память освобождения Москвы от поляков). Праздновался и день казачки, или день матери. Он приходился на введение Богородицы в храм. Были особые дни поминовения предков.

Сл 71

14.    Надежда на Бога.
Бог не без милости, казак не без счастья.
Помощи, кроме Бога, ни от кого не ожидаем.
С нами Бог!

Так же Великую силу православия не раз на себе познавали и враги, идущие на Русь с войной. Вспомним когда великий, Благоверный московский князь Дмитрий Иванович собирал рати, против Мамая, Они принесли князю Донскую икону Пресвятой Богородицы. Она была утверждена на древне как хоругвь, и во всё продолжение войны оставалась у русских воинов. В день славной Куликовской битвы, икону носили среди православных воинов для одобрения и помощи. Исход сражения известен всем. После победы, уцелевшие казаки подарили икону св. Дмитрию Донскому.

Возвращаясь из походов, все самое ценное из военной добычи они несли в храм как благодарственную жертву Господу за свое спасение. В Божьих храмах хранились казачьи знамена, реликвии, клейноды. Войсковые священники с крестом в руках вместе с казаками шли в атаки, поднимая их на подвиг словом Божьим. Известен факт, что в 1790 году во время штурма Измаила первыми на стену поднялись войсковой священник и казак.



Сл 72

За Бога,  Царя и Отечество!»
Эту фразу выпевали командиры перед тем, как бросить сотни в огонь и ад рукопашной:

- Полк ... сотня ... взвод ... Слушай! .. Пики в руку! Шашки во-о-о-н!
В атаку рысью!

За Бога, Царя и Отечество ... Ма-а-а-рш-ма-а-а-рш!

Сл 73

"Вот храм Божий, защитим его или умрем близ алтаря Господня, - смертию за веру покупают небо".В этих словах вся душа и вера казака

Сл 74-75. Слава Богу, что мы казаки

Слава Богу, что мы казаки!
За Россию поднимем клинки.
Только вместе – Единство и Слава,
Возродим же родную Державу!

Отступаться от воли не будем,
Честь казачью вовек не погубим,
Память предков в сердцах сохраним,
Веру в Господа не предадим!

Ведь казачьему славному роду,
Нет, во веки веков, переводу.
Други, братцы, отцы, старики…
Слава Богу, что мы казаки!


Сл 76
Пусть минует година тревожная
Урожайные наши поля,
Под казачьей защитой надежною
Расцветает родная земля.
В тишине родного края
Славе воинской салют


Сл 77

О славе казаков мы никогда не забывали!
Будьте способны и Вы за страну
Отважно бороться, как казаки,
Защищать Родину, нашу страну!
Мира Вам, блага, без всяких похвал
Каждым гордимся, кто нас защищал,
Помните тех, кто нас уберег
От воин и бед, Россию сберег!







АРХИВ блога

Возможность уйти- это уже повод, чтобы остаться !

получайте бесплатно обновления блога