расстояние

поиск 2

8 апреля 2014 г.

Подготовка учителей к инклюзивному образованию

Определены и раскрыты компоненты готовности будущего учителя к работе с учащимися 
в условиях инклюзивного образования:





Это :
  • мотивационный – это совокупность стойких мотивов к работе в условиях инклюзивного образования, направленность к осуществлению эффективного процесса обучения, признание каждого ученика субъектом учебной деятельности, формирование внутренней готовности к позитивному восприятию учеников с ограниченными возможностями здоровья;
  • когнитивный – система знаний и представлений о проблеме инвалидности, особенностях психического и физического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья и особенностях построения педагогического процесса с такими учащимися;
  • креативный – отражает творческую активность и личностные особенности педагога, позволяющие создавать новые материальные и духовные ценности, а так же развивать творческий потенциал учащихся с ограниченными возможностями, руководствуясь их возможностями;
  • деятельностный – состоит из способов и приемов реализации профессионально-педагогических знаний в работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья и предполагает формирование у будущих учителей соответствующих профессиональных компетенций.


            Эффективность реализации процесса подготовки будущего учителя к работе в условиях инклюзивного образования достигается благодаря использованию основных педагогических принципов: гуманизации, системности, культуросообразности, событийности, успешности, а так же специальных принципов.


Специальные принципы:
  • принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования предполагает опору на здоровые силы обучающегося, воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития;
  • принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании заключается в том, что предметно-практическая деятельность позволяет, опираясь на здоровые силы и сохранные возможности ребенка, развивать сенсомоторную основу высших психических функций, в первую очередь языка и мышления, компенсировать недостаточность жизненного, практического опыта создавать условия для развития навыков ситуативно-деятельностного и других видов общения, обеспечивать устойчивую мотивацию общения и деятельности в процессе обучения, овладевать навыками социального взаимодействия;
  • принцип творческой активности заключается в предоставлении каждому права на творческую деятельность, возможность развития своего творческого потенциала и реализации его в процессе учебы и труда, не смотря на физические отклонения.
  • http://rudocs.exdat.com/docs/index-377201.html


Отобрана система принципов, на которых строится модель подготовки будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования:
  • общепедагогических: гуманизации, индивидуализации, системности, сотрудничества, успешности, событийности, культуросообразности;
  • специальных: принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования, принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании, принцип творческой активности.


Задачами инклюзивного образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях являются

создание единой образовательной среды для учеников, имеющих разные стартовые возможности;

развитие потенциальных возможностей учащихся с особенностями развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;

организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;

освоение учениками общеобразовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом;

коррекция нарушенных процессов и функций, недостатков эмоционального и личностного развития;

формирование у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам лиц с ограниченными возможностями;

охрана и укрепление физического, нервно-психического здоровья детей;

оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей особыми образовательными потребностями, включение их в процесс обучения;

успешная социализация обучающихся, воспитанников. 


На физические недостатки детей с ограниченными возможностями здоровья наслаиваются влияния социальных факторов, и это неизбежно.

К этим факторам относятся:

переживания неблагожелательного отношения или чрезмерного внимания окружающих;

явления, которые присутствуют при госпитализации, поскольку таким детям приходится часто лежать в больнице;

переживание разлуки с матерью или неполная семья (в 25% случаев отцы оставляют семью);

психические травмы в связи с лечебными процедурами (операциями) из-за несоответствия надежд ребёнка на быстрое выздоровление и необходимостью длительной реабилитации;

неправильное воспитание по типу гиперопеки, что ведёт к формированию таких черт характера, как эгоцентричность, стеснительность, эмоциональная незрелость.




АРХИВ блога

Возможность уйти- это уже повод, чтобы остаться !

получайте бесплатно обновления блога