расстояние

поиск 2

9 апреля 2014 г.

Формы и методы организации ДО



Формы  и методы организации обучения
с использованием средств компьютерных и телекоммуникационных технологий

Совокупность специально отобранных информационных ресурсов и сервисов телекоммуникационной сети Интернет должна стать фундаментом для образовательного информационного взаимодействия школьника с информационными ресурсами, с другими школьниками, с коллективом обучаемых и преподавателей, администрацией школы, общественностью. Данный фактор является одним из самых существенных при использовании телекоммуникационных технологий в целях повышения эффективности профильного обучения.
Методика использования информационных ресурсов и средств телекоммуникационной сети должна предусматривать не только формирование у школьников специальных знаний, умений и навыков работы с прикладными программами, быть направлена на творческое развитие личности, но и способствовать формированию умений анализировать собственную интеллектуальную деятельность, обучаться рефлексии посредством образовательного информационного взаимодействия с ресурсом или средством телекоммуникационной сети.
Можно выделить и описать несколько методических особенностей использования образовательных электронных ресурсов и осуществления образовательного информационного взаимодействия в зависимости от типа проекта, основываясь на типизации проектов по доминирующему методу или по виду деятельности, доминирующей в проекте.              
Кроме того, описываемые ниже виды проектов на самом деле порождают обособленные методические приемы профильного обучения, основанные на использовании специально отобранных образовательных электронных Интернет-ресурсов.

1. Формы  организации   обучения   с использованием    средств    компьютерных    и телекоммуникационных технологий:

 В современных информационно-образовательных средах (ИОС) формы организации обучения (или организационные формы обучения) имеют свои особенности.
 К формам организации электронного обучения можно, используя традиционную классификацию, отнести: лекции (аудио, видео, слайд-лекция, текстовая), консультации (индивидуальные, групповые, э-почта, аудио и др.), семинары (аудиоконференция, видеоконференция, эпистоконференция), проекты [курсовые работы] (исследовательские, творческие, информационные и т.д.), лабораторно- практические занятия, индивидуальные (домашние) задания (эссе, рефераты, задачи и др.), тестирование (промежуточное, итоговое), экзамены/ зачеты, игры, ситуационные задачи (кейс-стади), учебные научно – исследовательские работы (НИР), учебная практика, экскурсии.
Лекции -  одна из форм организации обучения, в условиях которой преподаватель системно и последовательно излагает и объясняет учебный материал по целой теме, а обучающиеся слушают и записывают содержание лекции, в отдельных случаях задают вопросы, на которые преподаватель отвечает. В ИОС это могут быть реализованы аудио-, видео- лекции.
Консультации - форма обучения при которой в результате педагогического общения проходит устранение трудностей организационного и учебно - содержательного характера, возникающие у студентов в процессе учебы. Консультации могут проводиться  и с помощью электронной почты.

Электронные семинары -   семинар - форма организации обучения, при которой на этапе  его подготовки доминирует самостоятельная работа учащихся с учебной литературой и другими дидактическими средствами над  проблемами  и задачами учебной программы. В процессе семинара под руководством преподавателя учащиеся делают обобщающие предложения.
Электронные (удаленные, виртуальные) семинары (дискуссии) отличаются тем, что участники разнесены, в общем случае, во времени и в пространстве.  Вербальная коммуникация между участниками, как это происходит в обычном семинаре,  заменена эпистолярным  (письменным) общением, реализуемым средствами информационных и коммуникационных технологий в виде форумов, электронной почты. Семинары могут проводиться в отложенном времени off-line и  в реальном chat.
Игра (педагогическая\дидактическая) –  такая форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая осуществляется педагогом на основе   целенаправленно организованной деятельности обучающихся, которая изначально мотитвирована на успех, осуществляется по специально разработанному сценарию и правилам, максимально опирается на самоорганизацию обучающихся, воссоздает или моделирует опыт человеческой деятельности и общения.
Учебная игра – это групповое упражнение  по выработке решения в условиях, имитирующих реальность. В ней  сочетаются два разных принципа обучения: принцип моделирования будущей профессиональной деятельности и принцип проблемности.
Индивидуальное (домашнее) задание - это  достаточно гибкий жанр письменной работы по курсам социально-гуманитарного содержания, другими словами «гуманитарный» аналог  задачи. Типичные виды заданий по проработке первоисточников: составление плана и/или тезисов публикации; выделение основных мыслей; реферирование; полемизирование; рецензирование; обзор.
Результаты работы могут быть оформлены в разных формах, например, реферат и эссе.
Реферат - это форма изложения имею­щейся информации краткое, сокращенное изложение содержания научной работы или его части. Необходимость в реферировании возникает при необходимости пересказа  содержания   документа или его части.  
Эссе – это относительно свободные рассуждения учащегося по теме, заданной преподавателем. Этот тип работ более характерен для обществоведческих предметов (философия, социология, культурология
Проект -замысел, намерения, план создания какого-либо объекта, представленный в виде документа или другой  материализованной форме. Бывают индивидуальные и групповые. Курсовой проект  представляет частный случай индивидуального проекта. Основные характеристики проекта (признаки) временные ограничения, единичность, комплексность, новизна, единичность, временные ограничения.
Можно выделить следующие типы  проектов.
Исследовательские. Такие проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, и имеют структуру, приближенную или  полностью совпадающую с научным исследованием.
Творческие. Не имеют детально проработанной структуры. Форма представления   (совместное сочинение, газета, видеофильм)
Информационные. Этот тип направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Структура представляет собой предмет информационного поиска, поэтапность поиска, аналитическая работа над собранными фактами, выводы.
Практико-ориентированные. Имеют  четко обозначенный результат,  решение какой-то проблемы, он ориентирован на интересы самих участников (проект закона, словарь, рекомендации и т.д..
Ситуационные задачи или другое название этой формы -  анализ конкретных ситуаций (АКС) или  кейс-стади. Способствует формированию у будущего специалиста умения формулировать и решать задачу (проблему) в определенной обстановке.
Практикумы  и лабораторные  работы    при сетевом обучении
Одной из основных частей процесса обучения по некоторым специальностям является лабораторный практикум.  Известно, что учебные планы по инженерным специальностям высших учебных заведений обычно предусматривают около 25% от общего объема аудиторных занятий для проведения лабораторных работ. Традиционное образование предполагает при этом, что студент в специально  оборудованной лаборатории проводит под управлением преподавателя лабораторные работы на реально установленном оборудовании или тренажере.
При сетевом обучении возможно два пути реализации лабораторных работ: обеспечить удаленный доступ к лабораторной установке, имитировать (моделировать) процесс на компьютерной модели.

АРХИВ блога

Возможность уйти- это уже повод, чтобы остаться !

получайте бесплатно обновления блога