расстояние

поиск 2

7 апреля 2014 г.

Технологии инклюзивного образования


Всем школьникам свойственно учиться и использовать полученные знания по-разному. Однако цель образования заключается в успешном достижении каждым учеником определенного утверждения собственной значимости, социального характера и конкретного общественного статуса.

Инклюзия выступает попыткой придать всем учащимся, которые обладают ограниченными возможностями здоровья, уверенность в собственных силах, мотивировать их без страха учиться в школе вместе с друзьями и соседями. «Особые» дети нуждаются не только в поддержке и особом отношении, они нуждаются в полноценном развитии способностей, в достижении успехов.И для таких детишек нужны специальные технологии обучения.


Дистанционные технологии в инклюзивном образовании

Дистанционные технологии получили особую популярность в двадцать первом веке благодаря доступности широкой аудитории. Ведь в наше стремительное время не у каждого есть возможность посещать занятия в учебных центрах, а учиться дистанционно под силу многим.
Однако особую ценность использование дистанционных технологий имеет в инклюзивном образовании. Ведь для того, чтобы дать возможность полноценно учиться и развиваться особенным категориям людей, надо создавать и соответствующие условия. А дистанционное образование является одной из альтернатив для получения комплексного и качественного обучения людей с ограниченными возможностями. Ведь можно вести обучение в стенах дома, при этом активное общаясь с сокурсниками через форумы и социальные сети, видеоконференции и чаты, что позволяет любому учащемуся получить максимум образовательной информации. И, что немаловажно, предоставляет возможность полноценно общаться с преподавателями и другими учащимися. При этом развивается учебное товарищество, что является одним из обязательных условий полноценной инклюзивной школы. Каждый ученик является частью этого сообщества даже тогда, когда сам физически не может находиться в одном учебном помещении с другими учениками. Но, если возникает необходимость, ребенок может уйти от близких контактов с другими детьми, при этом оставаясь в учебном процессе. И никто никому не мешает чувствовать себя в школе удобно и защищенно.
Дистанционные образовательные технологии предполагают субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса, а также дают возможность выстраивания индивидуального образовательного маршрута за счет вариативности контента. Внедрение дистанционных образовательных технологий помогает обеспечить доступность, безбарьерность, адресность и массовость инклюзивного образования.
. С его помощью можно особенно эффективно решать многие задачи, которые неизбежно возникают в работе инклюзивной школы. Это и коррекция и развитие функций сенсорной интеграции, и психофизиологическое развитие, и проведение специализированных комплексов коррекционных, реабилитационных и развивающих мероприятий. Причем дистанционные технологии обучения позволяют внедрять в учебный процесс не только технические, но и дидактические инновации.
Использование дистанционных образовательных технологий помогает свести к минимуму возможные психологические барьеры детей с ограниченными возможностями в общении со сверстниками, обеспечивая при этом в сетевом взаимодействии конфиденциальность медицинских диагнозов и другой личной информации.
Самым же главным является то, что постоянное сопровождение и поддержка специалистов, учителей и воспитателей особенно помогает в решении разных проблем, которые могут возникнуть в процессе обучения людей с ограниченными возможностями. Ведь целью внедрения дистанционных технологий в инклюзивное образование является именно налаживание прямого контакта со специалистами и сверстниками.

Интерактивные технологии в инклюзивном образовании

. Под инклюзивным образованием традиционно понимается процесс развития общего образования, который предполагает возможность получения образования детьми с особыми потребностями и учет потребностей каждого ребенка.
Однако одной из основных проблем является определение той группы детей, которая имеет особые потребности. Чаще всего, к такой группе относят детей, имеющих интеллектуальные, физиологические, эмоциональные нарушения развития. В то же время одаренные дети также имеют свои особые образовательные потребности. Кроме того, следует учитывать, что даже дети, которые входят в группу нормы, могут иметь серьезные неврологические или соматические диагнозы. В результате получается, что детей с различными образовательными потребностями очень много, поэтому инклюзивная школа, в которой создается единое для всех образовательное пространство, в настоящее время является уже необходимостью в нашей жизни.
В связи с этим основная задача, которую необходимо решить - это как включить в образовательный процесс различные группы детей и создать для каждого ребенка равнозначные условия. Поэтому под инклюзией, согласно определению ЮНЕСКО, понимается динамический подход, предполагающий поощрение различий и восприятия индивидуальных особенностей каждого ребенка не в качестве проблемы, а возможности обогащения процесса познания. Это означает, что образовательная среда будет едина для всех, но при этом для каждого ребенка будут созданы своеобразные «мостики», с помощью которых он сможет спокойно существовать в этой среде.
Для реализации данной задачи необходимы средства и технологии, которые одновременно должны быть универсальными, а также индивидуальными, так как каждый ребенок обладает собственными образовательными потребностями и способностями. Именно такими возможностями обладают современные интерактивные и дистанционные технологии обучения, позволяющие в полном объеме ввести инклюзивное образование. Наиболее востребованными и эффективными в настоящее время являются следующие технологии:

Интерактивные технологии, которые позволяют:
  1. наладить контакт детей в группе, а также со взрослым;
  2. незаметно и ненавязчиво вмешиваться преподавателю в учебный процесс, так как оценка, данная машиной, понятна ребенку и воспринимается им объективно;
  3. в работе в группе создать различные проблемные учебные ситуации (при этом учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка), для решения которых можно попробовать различные варианты.

Кроме того, данные технологии позволяют педагогам самостоятельно создавать для ребенка учебный материал с учетом его особенностей и потребностей, а также максимально быстро и гибко вносить необходимые изменения.
Также крайне важной задачей является постоянное и эффективное сопровождение и поддержка специалистов, учителей и воспитателей, ведь именно от них зависит успешное обучение детей.

Мебель необходимая для инклюзивного обучения

Принципы инклюзивного образования - поддержка детей с разными способностями, инклюзия, которая проявляется не только в методологии, но и в окружении (инклюзивная среда, общение), отсутствие дискриминации в любом из ее проявлений.
Инклюзивное образование - это обучение детей-инвалидов, людей с ограниченными способностями, раннее обучение детей.
Для успешного проявления познавательной активности и для развития способностей учащегося ему необходимо чувствовать себя полноценным членом коллектива. 

Барьеры, разделяющие людей с нормальными и ограниченными возможностями можно условно разделить на три типа: физические, информационные, коммуникационные.

Физические барьеры

Программа "Доступная среда". Эта программа обеспечивает удобства для детей-инвалидов, благодаря которым стираются все отличия между коллективом учащихся. Теперь, в результате инклюзии, многие неудобства, ограничивающие детей с особыми потребностями, сведены до минимума или уничтожены. Для того чтобы успешно преодолеть физический барьер инклюзии, необходимо переоборудовать здания, места общего пользования, дороги и переходы с учетом нужд детей-инвалидов.

Способствует достижению этой цели установка пандуса для въезда в школу, поручни в помещении по всему периметру, контрастные цвета ступеней (для инвалидов по зрению). В классах необходима мебель для инклюзии и достаточно большая площадь. Например, человек с нарушениями опорно-двигательного аппарата занимает больше пространства за счет вспомогательных средств (костыли, коляска).


Коммуникационные барьеры

Преодоление барьеров этого типа считается более сложным, чем преодоление физических барьеров, и конечно же, практически неосуществимо при наличии чисто физических неудобств. Таким образом, необходимо преодолеть один барьер, чтобы удалось стереть другой.
Главной задачей является минимизация различий: это возможно, если все ученики общаются друг с другом под руководством преподавателя, используя при этом интерактивную доску или беспроводной планшет. Так дети-инвалиды учатся преодолевать свой страх перед аудиторией и проявлять свои способности в полную силу.
Для преодоления коммуникационных барьеров необходимо использовать многофункциональные модули. С помощью них преподаватель может проводить развивающие мероприятия, игры, которые сближают коллектив.

Информационные барьеры

Информационные и коммуникационные типы барьеров очень тесно связаны между собой. Преодоление коммуникационного барьера почти уравнивает информационные возможности учащихся. При этом современные технологии и мебель для обучения инвалидов помогают преодолеть оба эти барьера. Специальные компьютерные комплексы, интерактивные доски и планшеты, о которых было упомянуто ранее, а также внедрение интерактивной системы голосования и тестирования позволяют полностью воплотить в жизнь принципы инклюзивного образования.

Оборудование для инклюзивного образования

Каждый человек заслуживает на достойное образование. Всего несколько лет назад дети-инвалиды, были вынуждены страдать от того, что общество отказывалось их признавать и не уделяло им никакого внимания. Теперь же, с развитием информационных технологий все немного изменилось.
Инклюзивное образование вышло на новый уровень. Следует понимать, что обычное оборудование, используемое для здоровых подойдет не всегда. Потому, привлечение специальных разливательных комплексов и методик подойдет как нельзя кстати.
Важно подобрать оборудование, которое бы сделало образование полностью безопасным. Ведь риск травматизма присутствует всегда. Школы, где применяется инклюзивное образование, должны обратить особое внимание на установку пандусов. Следует понимать, что дети с ограниченными физическими способностями, требуют к себе особого внимания. Потому руководство школ, вместе с родителями должны обратить внимание на специальные модули, позволяющие сделать образование творческим, интересным и разнообразным процессом. Главное, чтобы преподавателя старался активно их использовать, вовлекал в живое общение всех детей, чтобы никто не чувствовал себя одиноким. Важно, чтобы все дети одинаково развивались, не взирая, на их физические возможности.
Используя во время занятий специальный модули, можно будет создавать различные жизненные ситуации, из которых нужно будет найти выход всем коллективом. Это поможет сблизить детей, найти им общий язык и научиться дружить со всеми, никого не выделяя и не отставляя на задний план.

Приобретая модули, следует обратить внимание на то, что в комплекте с ними идут: интерактивные развивающие центры, центры валеологии и центры
психофизиологического развития и коррекции. 

Все они имеют свое особое предназначение:
  1. Интерактивный развивающий центр – поможет улучшить память, научиться концентрировать внимание и формировать коммуникативные функции, что в современном обществе достаточно важно.
  2. Центр валеологии – поможет улучшить физическое состояние малыша, тонизировать его мышечную систему, а так же, предотвратить дальнейшее развитие заболевания.
  3. Центр психофизиологического развития – поможет скорректировать эмоциональное состояние ребенка.

Подбирая оборудование для инклюзивного образования, важно помнить о том, что оно должно постоянно использовать и приносить пользу тем, кто в нем действительно нуждается.

АРХИВ блога

Возможность уйти- это уже повод, чтобы остаться !

получайте бесплатно обновления блога