Цифровая компетентность школьников и их родителей

Доброго времени, суток, дорогие друзья! 

Вот описывала периодику и натолкнулась на интересную статью.Меня заинтересовала тема и спешу поделиться ею с вами.

Здесь привожу  наиболее значимые  выдержки из статьи. Думаю для библиотекарей это будет полезно, а родителям интересно!

В статье приводятся итоги  исследований на тему: Дети и родители - как пользователи Интернета. 

 Авторы:
В. Солдатова, чл.-корр. РАО, д-р психол. наук, директор Фонда Развития Интернет, г. Москва,
Е.Ю. Зотова,науч. сотр. Федерального института развития образования МОН РФ,
ЕМ. Рассказова канд. психол. наук, клинический психолог, психотерапевт


То, как подростки и их родители пользуются Интернетом, в значительной степени зависит от их потребностей и приоритетов в виртуальном пространстве.

Среди школьников исследователи выделили пять основных типов пользователей: «ориентированные на обучение», «коммуникаторы», «сетевые читатели», «игроки» и «универсалы».


Для представителей типа, который был условно назван «ориентированные на обучение» (29,1%), характерно использование Интернета в образовательных целях, а также для поиска различной интересной информации. В этом типе одинаково представлены все возрастные категории; в категории пола отмечен незначительный перевес девушек (53%) над юношами Представители этого типа характеризуются высокой избирательностью как в поиске контента, так и в интернет-общении. По сравнению с другими типами пользователей, они значительно чаще выходят в Интернет с помощью семейного компьютера (41%) и значительно реже - через мобильный телефон (25%).

Второй тип интернет-пользователей - «коммуникаторы» (25,4%) - пользуется Интернетом для поиска интересной информации и общения всеми возможными способами. Данный тип приблизительно одинаково распространен среди подростков всех возрастов; Для выхода в Интернет «коммуникаторы» используют в основном свой компьютер, компьютер семьи, а также сотовые телефоны. По сравнению с другими типами здесь чаще оценивают свою роль в Интернете как роль «собеседника». Для данного типа характерна синхронная коммуникация, когда собеседники могут обмениваться сообщениями в режиме реального времени.

Третий тип получил условное название «сетевые читатели» (21,8% опрошенных). Пользователи данного типа обращаются к Интернету прежде всего для поиска разнообразной интересной информации (фото, видео, музыки и новостей), а также для чтения новостных лент в социальных сетях. В данном типе преобладают старшие подростки, больше всего представителей среди 16-17-летних, причем для девушек данный тип предпочтений более характерен, чем для юношей (соответственно 56 и 44%). Выходить в Интернет они предпочитают со своего компьютера или сотового телефона. В социальные сети «читатели» заходят не столько для того, чтобы что-то сообщить своим собеседникам, сколько чтобы узнать о статусах друзей и знакомых.


Пользователи четвертого типа - «игроки» (17%) - используют Интернет в основном для игры в онлайн и мобильные игры. Каждый третий в этой категории умеет пользоваться IP-телефонией и мессенджерами, практически все зарегистрированы в социальных сетях, однако основным видом деятельности в Интернете для них является игра.
Другие виды интернет-деятельности - скачивание информации, поиск друзей и общение в рамках виртуальных пространств - имеют для них второстепенное значение. В основном представители данного типа - это подростки 12-14 лет, большинство составляют мальчики (66%). Наряду с собственным компьютером они используют для выхода в сеть компьютеры в общественных местах (7,3%), мобильный телефон (31,2%), планшет (11%) или смартфон (11%). По сравнению с другими типами пользователей именно в этой категории больше всего тех, кто испытывает при пользовании Интернетом чувства радости (56%), удовольствия (46%) и восхищения (27%).

Наконец, пятый тип - «универсалы» (6,7%) - активно пользуется практически всеми возможностями Интернета, включая чтение новостных лент, бесплатное скачивание различного контента, присутствие в социальных сетях и общение в виртуальных мирах. В основном это молодежь в возрасте 15-17 лет; юноши и девушки представлены почти в равных пропорциях (соответственно 51 и 49%). В Интернете «универсалы» проводят большую часть своего времени. Подавляющее большинство представителей данного типа выходят в сеть со своего собственного ноутбука (75%), ни один из них не пользуется общественными компьютерами (в интернет-кафе, школе или библиотеке). Хотя большинство из них научилось пользоваться Интернетом самостоятельно (83,5%), для данной категории характерно знание наибольшего количества разнообразных источников информации об Интернете (через школу, друзей, специальные обучающие программы). По сравнению с другими типами здесь чаще оценивают свою роль в Интернете как роль «творца» или «тролля».


Социальные сети лучше всего освоены «универсалами», а меньше всего ими пользуются «ориентированные на обучение».

 Чаты и форумы больше всего используют «универсалы», «игроки» и «коммуникаторы», тогда как меньше всего ими пользуются «сетевые читатели».

Более всего заинтересованы в повышении собственной цифровой компетентности представители типа «универсалов». Однако наибольший интерес к прохождению программ обучения в Интернете и в школе проявляют «ориентированные на обучение», а также «сетевые читатели».

У родителей было выделено большее количество типов пользования Интернетом, чем у подростков

Возможно, это многообразие предпочитаемых видов деятельности в сети объясняется наличием у взрослых людей более зрелой системы мотивов и ценностей, сложившимися интересами и стилем жизни, на формирование которых влиял более широкий жизненный опыт.

Мы выделили среди родителей семь типов пользователей: «прагматики», «искатели друзей», «коммуникаторы», «сетевые читатели», «игроки», «потребители» и «блогеры».

К первому типу - «прагматики» (30,4% опрошенных) - были отнесены те, для кого Интернет - источник интересной информации или материалов, необходимых для работы или учебы. Профиль взрослых пользователей этого типа приблизительно соответствует типу «ориентированные на обучение» у детей

Для них характерен довольно высокий образовательный уровень (65% имеют законченное высшее образование), 32% из них отнесли себя к гуманитарной интеллигенции (работники сферы образования, здравоохранения, творческих профессий). Характерно, что интенсивность пользования Интернетом в данной категории в выходные остается такой же, как и в будние дни: 69% отводит ему не более 3 ч в день.
Во второй тип - «искатели друзей» (19,6%) - вошли пользователи, которые стремятся обрести в социальных сетях новых знакомых. В данной группе практически равное соотношение мужчин и женщин (соответственно 49 и 51%); большинство из них - люди в возрасте 29-50 лет. Высшее образование среди них имеют не более 43%, каждый третий отнес себя к рабочим. Пользование Интернетом здесь носит нерегулярный характер, т. к. основная деятельность с ним не связана: 46% заходят в сеть не чаще 1-2 раз в неделю, при этом каждый третий проводит там меньше часа.


К третьему типу - «коммуникаторы» (18,8%) - относятся те, кто использует Интернет прежде всего для общения по рабочим и личным вопросам. В основном это женщины (61%), большинство в данной группе составляют люди в возрасте 32-50 лет, 50% среди них - с высшим образованием. По профессиональному составу в основном это рабочие (22,3%), инженерно-технические работники (ИТР) (18%), гуманитарная интеллигенция (18%), госслужащие (12%) и домохозяйки (11 %). Среди них 70% выходят в Интернет каждый день, причем используют для этого собственный компьютер (52%), семейный компьютер (54%), компьютер на работе (17%), телефон или смартфон (20%).

Представители четвертого типа - «сетевые читатели» (15,9%) - основное внимание уделяют поиску интересной информации и чтению новостных лент (в т. ч. в социальных сетях). Чаще это мужчины (57%); большинство в данной группе составляют люди в возрасте 31-46 лет, 45% имеют высшее образование. По профессиональному составу - это рабочие (28%), инженерно-технические работники (22%), гуманитарная интеллигенция (12%) и служащие (11%). Среди них 65% выходят в Интернет каждый день, используя для этого собственный компьютер (57%), семейный компьютер (49%), компьютер на работе (26%), телефон или смартфон (14%), а также планшетник (10%).

К пятому типу - «игроки» (6,9%) - отнесены те респонденты, которые используют Интернет прежде всего для онлайн и мобильных игр. В данной группе оказалось больше женщин, чем мужчин (соответственно 56 и 44%). Возрастной состав этой группы родителей колеблется в пределах 32-47 лет; 67% не имеют высшего образования, в основном это выпускники профессиональных училищ и техникумов. Большинство относит себя к рабочим (33%), государственным и муниципальным служащим (11%) и ИТР (11%). Лишь 6% интернет-пользователей этой группы используют для выхода в сеть компьютер на работе, в основном они пользуются собственными (51 %) или семейными (45%) компьютерами, более половины из них проводят в Интернете не менее 1 -3 ч в день.

Шестой тип - «потребители» (6,6%) - использует Интернет для поиска информации о новинках в интернет-магазинах и выгодных продажах, через Интернет они заказывают и покупают различные товары. Это по большей части женщины (68%); к данной группе относятся люди в возрасте 36-42 лет, из них 61% имеют высшее образование.


Наконец, седьмой тип получил название «блогеры» (1,8%), поскольку его представители не только пользуются всеми возможностями Интернета, но и вступают в споры, активно создают и размещают в Интернете свой контент (ведут блог, выкладывают видео, фото, аудио и т. п.). В основном это мужчины (73%); большинство составляют две возрастные группы: 35-36 лет и 42 года.

Сравнение интернет-пользователей среди подростков и взрослых показывает наличие схожих типов, обладающих общими чертами. Это «игроки», «коммуникаторы» и «сетевые читатели». Сопоставимы друг с другом «ориентированные на обучение» и «прагматики», а также «универсалы» и «блогеры». Наличие таких близких друг к другу типов в разных поколениях свидетельствует о том, что существуют устойчивые потребности и мотивы пользования Интернетом, мало меняющиеся на протяжении жизни. Их поддерживают и подпитывают разные виды человеческой деятельности: игра, общение, творчество, обучение и труд. Можно предположить, что некоторые профили «потребителей Интернета», сформировавшиеся в подростковом возрасте и юности, тесно связаны с ценностно-смысловой сферой личности и могут сохраняться в последующей взрослой жизни.

Среди взрослых есть и такие типы пользователей, которые практически не представлены в подростковой выборке. Ими оказались «искатели друзей» (19,6%) и «потребители» (6,6%).

По-видимому, эти группы специфичны для взрослой аудитории в связи с объективными причинами: подростки, как правило, не имеют личных средств для того, чтобы регулярно делать покупки через Интернет, и еще не вступили в тот возраст, когда они смогут свободно искать партнера для совместной жизни или отдыха.

Как показывает наше исследование, подростки выбирают социально активные роли в Интернете значительно чаще, чем взрослые.

Таким образом, дети - более активные цифровые граждане, чем их родители. По-видимому, это связано с тем, что овладение Интернетом у подростков сопряжено с социализацией, формированием и отстаиванием своей индивидуальности. Интернет для подростков не просто средство общения - цифровая среда оказывается сегодня для них одной из главных возможностей самовыражения.

Неудивительно, что по сравнению со взрослыми подростки чаще осознают себя в сети как «творцы», «актеры», «защитники» и «друзья».

Подростки, чаще испытывают более широкий спектр эмоций, связанных с интернет-деятельностью: восхищение, удивление, стыд, гнев и презрение, реже - интерес и удовольствие. Они чувствуют себя в Интернете более уважаемыми, уверенными, успешными и общительными. Также они вдвое чаще, чем остальные подростки, пользуются для общения чатами, форумами, мессенджерами и IP- телефонией.

Активная позиция позволяет подросткам осваивать возможности Интернета в большем объеме. Например, сравнение индексов цифровой компетентности показывает, что «активные» граждане Интернета превосходят «пассивных» в знаниях, навыках и умении защищаться от интернет-угроз. Таким образом, выбор активных социальных ролей ускоряет овладение цифровой компетентностью.

Среди тех родителей, которые предпочитают активные социальные роли в Интернете, наибольшее число респондентов считают, что они способны помочь своему ребенку в вопросах использования Интернета

В семьях, где родители занимают активную позицию, значительно чаще обсуждают с детьми то, что они делают в Интернете. Такие обсуждения происходят в 61 % семей «социально активных» пользователей

 Выбор активной социальной роли при пользовании Интернетом делает подростков и их родителей неравнодушными к проблемам друг друга, более ответственными за безопасность в Интернете, подталкивает к выработке правил и норм цифрового гражданства и готовит к поиску способов решения будущих, пока не известных проблем.

Наиболее высокими показатели цифровой компетентности оказались у «универсалов», «игроков» и «коммуникаторов», тогда как самые низкие они - у «ориентированных на обучение». По-видимому, это свидетельствует о том, что в условиях, когда освоение Интернета происходит практически без участия школы, наибольшее значение для развития цифровой компетентности приобретает коммуникативная или игровая активность, а не собственно поисковая или образовательная.

Как и у подростков, тип пользования Интернетом у взрослых тесно связан с уровнем цифровой компетентности: значимые различия между типами выявлены по таким компонентам компетентности, как знания, умения и ответственность.

Наиболее высокими показатели цифровой компетентности оказались у «блогеров», «потребителей» и «игроков», тогда как самые низкие они у «искателей друзей”На цифровую компетентность влияет не столько общий уровень образования, сколько интересы и активность пользователей. Те группы, у которых ведущими видами деятельности в сети являются общение и поиск информации, менее активно осваивают его возможности, чем те, для кого Интернет стал сферой творчества, покупок или развлечений.

Источник :
                 Справочник классного руководителя. № , 2014 г. С.
  

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Возможность уйти- это уже повод, чтобы остаться !

получайте бесплатно обновления блога


ЗДЕСЬ ВАМ РАДЫ!

Google+ Followers

Спасибо за посещение блога!