Доброго времени, суток, дорогие друзья!
Вот описывала периодику и натолкнулась на интересную статью.Меня заинтересовала тема и спешу поделиться ею с вами.
Здесь привожу наиболее значимые выдержки из статьи. Думаю для библиотекарей это будет полезно, а родителям интересно!
В статье приводятся итоги исследований на тему: Дети и родители - как пользователи Интернета.
Авторы:
В. Солдатова, чл.-корр. РАО, д-р психол. наук, директор Фонда Развития Интернет, г. Москва,
Е.Ю. Зотова,науч.
сотр. Федерального института развития образования МОН РФ,
ЕМ. Рассказова канд. психол. наук, клинический психолог,
психотерапевт
То, как подростки и их
родители пользуются Интернетом, в значительной степени зависит от их
потребностей и приоритетов в виртуальном пространстве.
Среди школьников
исследователи выделили пять основных типов пользователей: «ориентированные на
обучение», «коммуникаторы», «сетевые читатели», «игроки» и «универсалы».
Для представителей типа, который был условно
назван «ориентированные на обучение» (29,1%), характерно использование Интернета в образовательных целях, а
также для поиска различной интересной информации. В этом типе одинаково
представлены все возрастные категории; в категории пола отмечен незначительный
перевес девушек (53%) над юношами Представители этого типа характеризуются
высокой избирательностью как в поиске контента, так и в интернет-общении. По
сравнению с другими типами пользователей, они значительно чаще выходят в Интернет
с помощью семейного компьютера (41%) и значительно реже - через мобильный
телефон (25%).
Второй тип интернет-пользователей -
«коммуникаторы» (25,4%) -
пользуется Интернетом для поиска интересной информации и общения всеми возможными
способами. Данный тип приблизительно одинаково распространен среди подростков
всех возрастов; Для выхода в Интернет «коммуникаторы» используют в основном
свой компьютер, компьютер семьи, а также сотовые телефоны. По сравнению с другими
типами здесь чаще оценивают свою роль в Интернете как роль «собеседника». Для
данного типа характерна синхронная коммуникация, когда собеседники могут обмениваться
сообщениями в режиме реального времени.
Третий тип получил условное название «сетевые
читатели» (21,8% опрошенных).
Пользователи данного типа обращаются к Интернету прежде всего для поиска
разнообразной интересной информации (фото, видео, музыки и новостей), а также
для чтения новостных лент в социальных сетях. В данном типе преобладают старшие
подростки, больше всего представителей среди 16-17-летних, причем для девушек
данный тип предпочтений более характерен, чем для юношей (соответственно 56 и
44%). Выходить в Интернет они предпочитают со своего компьютера или сотового
телефона. В социальные сети «читатели» заходят не столько для того, чтобы
что-то сообщить своим собеседникам, сколько чтобы узнать о статусах друзей и
знакомых.
Пользователи четвертого типа - «игроки» (17%) - используют Интернет в основном для
игры в онлайн и мобильные игры. Каждый третий в этой категории умеет
пользоваться IP-телефонией и мессенджерами, практически все зарегистрированы в
социальных сетях, однако основным видом деятельности в Интернете для них
является игра.
Другие виды интернет-деятельности
- скачивание информации, поиск друзей и общение в рамках виртуальных
пространств - имеют для них второстепенное значение. В основном представители
данного типа - это подростки 12-14 лет, большинство составляют мальчики (66%).
Наряду с собственным компьютером они используют для выхода в сеть компьютеры в
общественных местах (7,3%), мобильный телефон (31,2%), планшет (11%) или
смартфон (11%). По сравнению с другими типами пользователей именно в этой
категории больше всего тех, кто испытывает при пользовании Интернетом чувства
радости (56%), удовольствия (46%) и восхищения (27%).
Наконец, пятый тип - «универсалы» (6,7%) - активно пользуется практически всеми
возможностями Интернета, включая чтение новостных лент, бесплатное скачивание
различного контента, присутствие в социальных сетях и общение в виртуальных
мирах. В основном это молодежь в возрасте 15-17 лет; юноши и девушки
представлены почти в равных пропорциях (соответственно 51 и 49%). В Интернете
«универсалы» проводят большую часть своего времени. Подавляющее большинство представителей данного
типа выходят в сеть со своего собственного ноутбука (75%), ни один из них не
пользуется общественными компьютерами (в интернет-кафе, школе или библиотеке).
Хотя большинство из них научилось пользоваться Интернетом самостоятельно
(83,5%), для данной категории характерно знание наибольшего количества
разнообразных источников информации об Интернете (через школу, друзей,
специальные обучающие программы). По сравнению с другими типами здесь чаще
оценивают свою роль в Интернете как роль «творца» или «тролля».
Социальные сети лучше всего освоены «универсалами», а меньше
всего ими пользуются «ориентированные на обучение».
Чаты и форумы больше
всего используют «универсалы», «игроки» и «коммуникаторы», тогда как меньше
всего ими пользуются «сетевые читатели».
Более всего заинтересованы в повышении собственной цифровой
компетентности представители типа «универсалов». Однако наибольший интерес к прохождению
программ обучения в Интернете и в школе проявляют «ориентированные на
обучение», а также «сетевые читатели».
У родителей было выделено большее количество типов
пользования Интернетом, чем у подростков.
Возможно, это многообразие
предпочитаемых видов деятельности в сети объясняется наличием у взрослых людей
более зрелой системы мотивов и ценностей, сложившимися интересами и стилем
жизни, на формирование которых влиял более широкий жизненный опыт.
Мы выделили среди родителей семь типов пользователей:
«прагматики», «искатели друзей», «коммуникаторы», «сетевые читатели», «игроки»,
«потребители» и «блогеры».
К первому типу -
«прагматики» (30,4% опрошенных) - были отнесены те, для кого Интернет -
источник интересной информации или материалов, необходимых для работы или
учебы. Профиль взрослых пользователей этого типа приблизительно соответствует
типу «ориентированные на обучение» у детей
Для них характерен довольно высокий образовательный уровень
(65% имеют законченное высшее образование), 32% из них отнесли себя к
гуманитарной интеллигенции (работники сферы образования, здравоохранения,
творческих профессий). Характерно, что интенсивность пользования Интернетом в
данной категории в выходные остается такой же, как и в будние дни: 69% отводит
ему не более 3 ч в день.
Во второй тип -
«искатели друзей» (19,6%) - вошли пользователи, которые стремятся обрести в
социальных сетях новых знакомых. В данной группе практически равное соотношение
мужчин и женщин (соответственно 49 и 51%); большинство из них - люди в возрасте
29-50 лет. Высшее образование среди них имеют не более 43%, каждый третий отнес
себя к рабочим. Пользование Интернетом здесь носит нерегулярный характер, т. к.
основная деятельность с ним не связана: 46% заходят в сеть не чаще 1-2 раз в
неделю, при этом каждый третий проводит там меньше часа.
К третьему типу -
«коммуникаторы» (18,8%) - относятся те, кто использует Интернет прежде
всего для общения по рабочим и личным вопросам. В основном это женщины (61%),
большинство в данной группе составляют люди в возрасте 32-50 лет, 50% среди них
- с высшим образованием. По профессиональному составу в основном это рабочие
(22,3%), инженерно-технические работники (ИТР) (18%), гуманитарная
интеллигенция (18%), госслужащие (12%) и домохозяйки (11 %). Среди них 70%
выходят в Интернет каждый день, причем используют для этого собственный
компьютер (52%), семейный компьютер (54%), компьютер на работе (17%), телефон
или смартфон (20%).
Представители
четвертого типа - «сетевые читатели» (15,9%) - основное внимание уделяют
поиску интересной информации и чтению новостных лент (в т. ч. в социальных
сетях). Чаще это мужчины (57%); большинство в данной группе составляют люди в
возрасте 31-46 лет, 45% имеют высшее образование. По профессиональному составу
- это рабочие (28%), инженерно-технические работники (22%), гуманитарная
интеллигенция (12%) и служащие (11%). Среди них 65% выходят в Интернет каждый
день, используя для этого собственный компьютер (57%), семейный компьютер
(49%), компьютер на работе (26%), телефон или смартфон (14%), а также
планшетник (10%).
К пятому типу -
«игроки» (6,9%) - отнесены те респонденты, которые используют Интернет
прежде всего для онлайн и мобильных игр. В данной группе оказалось больше
женщин, чем мужчин (соответственно 56 и 44%). Возрастной состав этой группы
родителей колеблется в пределах 32-47 лет; 67% не имеют высшего образования, в
основном это выпускники профессиональных училищ и техникумов. Большинство
относит себя к рабочим (33%), государственным и муниципальным служащим (11%) и
ИТР (11%). Лишь 6% интернет-пользователей этой группы используют для выхода в
сеть компьютер на работе, в основном они пользуются собственными (51 %) или
семейными (45%) компьютерами, более половины из них проводят в Интернете не
менее 1 -3 ч в день.
Шестой тип -
«потребители» (6,6%) - использует Интернет для поиска информации о новинках
в интернет-магазинах и выгодных продажах, через Интернет они заказывают и
покупают различные товары. Это по большей части женщины (68%); к данной группе
относятся люди в возрасте 36-42 лет, из них 61% имеют высшее образование.
Наконец, седьмой тип
получил название «блогеры» (1,8%), поскольку его представители не только
пользуются всеми возможностями Интернета, но и вступают в споры, активно создают
и размещают в Интернете свой контент (ведут блог, выкладывают видео, фото,
аудио и т. п.). В основном это мужчины (73%); большинство составляют две
возрастные группы: 35-36 лет и 42 года.
Сравнение интернет-пользователей среди подростков и взрослых
показывает наличие схожих типов, обладающих общими чертами. Это «игроки»,
«коммуникаторы» и «сетевые читатели». Сопоставимы друг с другом
«ориентированные на обучение» и «прагматики», а также «универсалы» и «блогеры».
Наличие таких близких друг к другу типов в разных поколениях свидетельствует о
том, что существуют устойчивые потребности и мотивы пользования Интернетом,
мало меняющиеся на протяжении жизни. Их поддерживают и подпитывают разные виды
человеческой деятельности: игра, общение, творчество, обучение и труд. Можно
предположить, что некоторые профили «потребителей Интернета», сформировавшиеся
в подростковом возрасте и юности, тесно связаны с ценностно-смысловой сферой
личности и могут сохраняться в последующей взрослой жизни.
Среди взрослых есть и такие типы пользователей, которые
практически не представлены в подростковой выборке. Ими оказались «искатели
друзей» (19,6%) и «потребители» (6,6%).
По-видимому, эти группы специфичны для взрослой аудитории в
связи с объективными причинами: подростки, как правило, не имеют личных средств
для того, чтобы регулярно делать покупки через Интернет, и еще не вступили в
тот возраст, когда они смогут свободно искать партнера для совместной жизни или
отдыха.
Как показывает наше исследование, подростки выбирают социально
активные роли в Интернете значительно чаще, чем взрослые.
Таким образом, дети - более активные цифровые граждане, чем
их родители. По-видимому, это связано с тем, что овладение Интернетом у
подростков сопряжено с социализацией, формированием и отстаиванием своей
индивидуальности. Интернет для подростков не просто средство общения - цифровая
среда оказывается сегодня для них одной из главных возможностей самовыражения.
Неудивительно, что по сравнению со взрослыми подростки чаще
осознают себя в сети как «творцы», «актеры», «защитники» и «друзья».
Подростки, чаще испытывают более широкий спектр эмоций,
связанных с интернет-деятельностью: восхищение, удивление, стыд, гнев и
презрение, реже - интерес и удовольствие. Они чувствуют себя в Интернете более
уважаемыми, уверенными, успешными и общительными. Также они вдвое чаще, чем
остальные подростки, пользуются для общения чатами, форумами, мессенджерами и
IP- телефонией.
Активная позиция позволяет подросткам осваивать возможности
Интернета в большем объеме. Например, сравнение индексов цифровой
компетентности показывает, что «активные» граждане Интернета превосходят
«пассивных» в знаниях, навыках и умении защищаться от интернет-угроз. Таким
образом, выбор активных социальных ролей ускоряет овладение цифровой
компетентностью.
Среди тех родителей, которые предпочитают активные
социальные роли в Интернете, наибольшее число респондентов считают, что они
способны помочь своему ребенку в вопросах использования Интернета
В семьях, где родители
занимают активную позицию, значительно чаще обсуждают с детьми то, что они
делают в Интернете. Такие обсуждения происходят в 61 % семей «социально
активных» пользователей
Выбор активной социальной роли при пользовании
Интернетом делает подростков и их родителей неравнодушными к проблемам друг
друга, более ответственными за безопасность в Интернете, подталкивает к
выработке правил и норм цифрового гражданства и готовит к поиску способов
решения будущих, пока не известных проблем.
Наиболее высокими
показатели цифровой компетентности оказались у «универсалов», «игроков» и
«коммуникаторов», тогда как самые низкие они - у «ориентированных на обучение».
По-видимому, это свидетельствует о том, что в условиях, когда освоение
Интернета происходит практически без участия школы, наибольшее значение для
развития цифровой компетентности приобретает коммуникативная или игровая
активность, а не собственно поисковая или образовательная.
Как и у подростков,
тип пользования Интернетом у взрослых тесно связан с уровнем цифровой компетентности:
значимые различия между типами выявлены по таким компонентам компетентности,
как знания, умения и ответственность.
Наиболее высокими
показатели цифровой компетентности оказались у «блогеров», «потребителей» и
«игроков», тогда как самые низкие они у «искателей друзей”На цифровую компетентность влияет не столько
общий уровень образования, сколько интересы и активность пользователей. Те
группы, у которых ведущими видами деятельности в сети являются общение и поиск
информации, менее активно осваивают его возможности, чем те, для кого Интернет
стал сферой творчества, покупок или развлечений.
Источник :
Справочник
классного руководителя. № , 2014 г. С.
Комментариев нет :
Отправить комментарий
Буду рада вашим комментариям!