расстояние

поиск 2

7 марта 2017 г.

Андреевский флаг над морскими просторами Кубани.


    Ко дню Военно-Морского флота России представляю вам  страничку истории Кубани. Краснодарский край  имеет самое непосредственное отношение к этому празднику. 

      Территория края омывается водами Азовского на северо-западе и Чёрного на юго-западе морей. А раз есть море, значит должны быть корабли. И они были и есть! 

     В школьной библиотеке есть материалы по курсу "Кубановедения": это и периодика, и краеведческий фонд, и электронная картотека файлов по многим темам о нашем крае.Эта тема не очень освящена. А ведь это тоже наша история! Просмотрев интеренет,  я  практически ничего не нашла по данной теме.И  решила освятить некоторые главы книги М.Б. Петлеванного "Кубань по флагом ВМФ". 

Классы и типы у них разные. Объединяет их одно – наименования. Все они,  так или иначе связаны с Кубанью, с Краснодарским краем. Так начинает свою книгу М.Б. Петлеваный..

Подробнее об этой книге вы прочтете в разделе моего блога  «Книжная полка». . Книга была подарена гостем нашей библиотеки. И даже имеет личный автограф.

 Итак, приглашаю вас в морское  историческое путешествие на кораблях, которые носили названия городов  Краснодарского края. Вы узнаете историю этих кораблей и их судьбы. 




В начале славных дел.

«АНАПА»

30 сентября 1807 года в Херсоне корабельный мастер М.И. Суравцов опустил на воду свое детище. 74 – пушечный линейный корабль. Его назвали !Анапа».. В русском флоте традиция присваивать крупным кораблям  названия побед русского оружия существовало со времен Петра 1. Правда тогда еще корабли носили имена монархов. . В 1806г Турция объявила войну России. Основные события развернулись в Средиземном море. 29 апреля 1807 года десант ЧФ захватило турецкую крепость Анапа. И благодаря этой победе был открыт ряд названий кораблей, продолженных Чесмой, Силистрией, Варной и др.

«Анапа» вошла в состав флота в начале 1808 г. Длина : 54,9 м, ширина 14,5м. 28 шт 36- фунтовые, 30 24 –ф, 18 8-ф пушек. 6 8-ф карронад, несколько мортир и фальконетов.

Первый переход в Севастополь оставил у матросов самые радостные воспоминания. «Руля слушает хорошо, остойчивость имеет соответствующую военному кораблю, к действиям на деках орудиями весьма удобен. Но вот компания 1809 года – поумерила пыл.Пришлось перераспределять загрузку. «Анапа» ходила до 1825 года. А в 1827 году была исключена из состава флота.В 1828 году 22 июля был заложен новый корабль под названием «Анапом»( так повелел Николай 1). Но теперь, турки обратились за помощью к России и  «Анапа» ( корабль продолжали называть по старинке) пришла к берегам Турции в составе эскадры под командованием М.П. Лазарева.Крейсеровские плавания «Анапы» продолжались до 1838 г. В 1840 году прибыла к устью Туапсе.затем бросили якорь  в устье реки Псезуале.. Сегодня это п. Лазаревское ( Сочи) Там был форт Лазарев. В 18501 году разобрали и этот корабль.
                  
«Геленджик»

31 января 1831 г в Николаевском адмиралтействе мастер И.Я. Осминин заложил новое судно. Это был люгер «Геленджик». Длина – 23,5, ширина – 5,2 м , вооружен 12 орудиями.
Люггерами назывались трехмачтовые суда, предназначенные для посыльной службы.

«Геленджик» всю свою жизнь провел у кавказских берегов, содействуя созданию Кавказской береговой линии.

Но первым «кубанским судном» была бригантина «Кубань», купленная ЧФ у частного судовладельца в 1805 году. Использовалась она в качестве транспорта, перевозившего грузы между черноморскими портами.

Под флагами Корнилова и Нихимова.

14 ноября 1836 г. в Суджуйской бухте задержал английскую шхуну !Виксен» с контрабандой оружия. Шхуна была конфискована, а поскольку ЧФ  испытывал недостаток в транспортных судах , ее зачислили в состав флота под названием « Суджук – кале». Шхуна имела длину 21,1 ширину 4,5, несла 4 орудия и прослужила ЧФ  до 1858 г.

Зима 1836 и 1837 г выдалась бесснежной. Обмелевший Днепр не позволял сплавлять корабельные леса в степные черноморские районы. Чтобы не потерять квалифицированных корабельных мастеров. Главный командир ЧФ принял решение активизировать постройку судов менее материалоемких транспортов и др. вспомогательных судов.  19 ноября 1836 г штабс – капитан Иванов заложил в Николаеве транспорт «Кубань» . Это было довольно крупное судно: длина – 32,5 м, ширина 8,9, осадка 4,2 м, вооружение 4 орудия. М.П. Лазарев предложил парусное вооружение « трехмачтовых судов с голыми бизань – мачтами» ( сейчас это называется барк).От такого нововведения «Кубань», спущенная на воду  5 сентября 1837 г стала ходить лучше, и управлялась меньшим  количеством людей.. В 1841*1842 гг ею командовал Г.И. Бутаков .Будущий создатель тактики парового флота.

4 октября 1838 г так же в Николаевке начато строительство  еще одного большого транспорта. «Соча». «Соча» был крупнее «Кубани» : длина – 33,6, ширина 8,8, осадка 4,3, вооружение 4 орудия. Судно спустили на воду 22 ноября 1839 г.
Транспорт принимал участие в  операциях Кавказской войны.»Соча» вошла в историю флота  не столько как боевое судно, сколько как пример судостроения. 10 декабря 1845 г  она стала первым судном, поднятым на вновь построенный в Севастополе мортонов эллинг. ( Двухдорожечное устройство для вытягивания на берег маломерных судов с целью последующего ремонта подводной части.)

Транспорт «Лаба». Размер, 29,3*6,7 купили в Англии в 1839 году.; 4 орудия. Так же в Англии купили и «Адлер», а спустя 4 г, в 1843 – «Абин» и «Дооб». «Адлер» – 2 орудия. , «Абин» и «Дооб» - 4 орудиями. Прослужили они ЧФ не долго. Их судьба оказалась печальной. Все они погибли в различных ситуациях. В 1840 году Сухопутное ведомство передало ЧФ транспорт «Цемес» , водоизмещением 286 т и длиной 29,4 м. Вооружен он был 4 орудиями. Он перевозил грузы. Но в 1841 г  был в составе эскадры М.Н. Станюковича. Поддерживал войска. В 1853 на Кавказскую войну «наложилась» Крымская – с Турцией. , а со сл года и с Англией и Францией. Первая десантная операция этой войны была проведена П.С. Нахимовым. В этой операции принимал участие «Цемес»
.
Синопское сражение станет последним сражением в котором принимали участие  суда парусного флота. Ни высока доблесть русских моряков,  ни прекрасные  мореходные  и боевые качества  русских кораблей не смогли  противостоять закованным в броню  англо – французским  эскадрам. Корнилов предложил выйти в море для последней схватки с противником. Но его предложение отклонили. 11 сентября 1854 г началось затопление судов. В чмсле первых, в сентябре , была затоплена «Кубань» , груженная артиллерийскими снарядами и зарядными трубками. Затем затопили «Лабу», а в Керчи - !Дооб» и «Цемес».

В 1905 г напротив Приморского бульвара был открыт 
Памятник затопленным кораблям» .
Так,  что в море под этим знаменитым памятником лежат останки кораблей  и с кубанскими названиями.

Пароход «Тамань»

К 1845 году была создана организация Новороссийское пароходная экспедиция. Закладка «Тамани» состоялась в 1847 г , на сл год – судно было спущено на воду.. Параходы Новороссийской экспедиции комплектовались военными экипажами, хотя и ходили под коммерческими флагами. ЧФ с большой охотой использовал их для своих нужд. Англия и Франция объявили войну России. Приказом по флоту В.А. Корнилов зачислил пароход «Тамань», наряду с другими в эскадру для защиты Севастопольской гавани. Вооружена была 2 пушками, 19 марта 1854 «Тамань» завершила первое боевое задание. «Тамань» еще не раз участвовала в  боевых походах под командованием А.А. Попова.

«Тамань» прослужила до 1896 года. Еще до войны ЧФ обзавелся и винтовой шхуной «Анапа», затем построили «Новороссийск», «Абин», и «Псезуале»

Боевые корабли были самым дорогостоящим видом оружия. 6 мая 1886 г состоялась закладка канонерки  «Кубанец».Он участвовал в Турецкой войне, обеспечивал минные заграждения. В 1918 году «Кубанец» перешел на сторону советской власти.Но затем началась череда хозяев: немцы, белые, англичане и французы.  Затем он был включен в состав белого флота и затоплен около Темрюка.

Миноносец «Геленджик»

1882 год – год  закладки судна. Главное оружие «Геленджика» - минные ( торпедные) аппараты.Для лучшей маневренности были установлены 2 руля. . А в апреле 1895 года были упразднены названия, и «Геленджик» стал № 255.В апреле 19919 – был взорван англичанами.

Миноносцы «Новороссийск» и «Анапа».

. К концу 19 века на русском флоте сложилась стройная система наименований военных кораблей. Миноносцам достались названия имена приморских географических объектов. .
19 апреля состоялась закладка «Анапы». Наблюдал за её постройкой ученный К.П. Боклевский. . В состав ЧФ он вошел  в июне 1892 г. Водоизмещение – 81 т, длина 38,4 м, ширина – 4,5 м. Осадка – 1,5 м. 2 пяти ствольные 37 мм пушки Гочкисса. , 2 торпедных аппарата- составляло вооружение миноносца «Анапы». «Анапа» была вполне боеспособным кораблем. В 1895 году «Анапа» стала № 252, а «Новороссийск» - № 263.№ 263 был зачислен в партию траления. . «Анапа» была причислена к дивизии линейных кораблей для несения посыльной службы. А затем передали учебному отряду, а также причислен к охране Севастопольского рейда.

Миноносец «Адлер».

Корабль был оснащен 2 винтами. Которые приводились в движение 2 паровыми машинами тройного расширения по 1000 л.с.»Адлер был спущен на воду 23 августа 1889 г. По результатам испытания корабль показал рекордную скорость : 26,5 узла.Но комиссия зачислила его в  состав Практической эскадры. ЧФ.И ему был тоже присвоен номер – 259. В 1914 г его причислили к Службе гидроавиации ЧФ. Авиация только «встала на крыло» и тот же час пришла в ЧФ. В Севастополе в 1918 г был уничтожен  англичанами и французами.

Вспомогательный крейсер «Кубань».

17 мая 1904 года «Кубань» была принята в казну.  И 26  зачислена в состав Балтийского флота. Участвовал в Русско – японской войне,  в качестве отвлекающего маневра.  

В Первой мировой войне участвовали транспортные суда «Псезуале», «Красная Кубань», «Дооб», «Туапсе», «Ейск», «Екатеринодар».Они доставляли уголь из портов Азовского моря в Севастополь. 

«Туапсе» в начале 1915 года  должен был снабжать на стоянках миноносцы электроэнергией. Для этого на нем установили  динамо – машину, рефрижераторную установку,  опреснители. Установили и орудия 75 и 47 мм орудия.
«Псезуале», «Дооб», «Екатеринодар». Эвакуировали разбитую врангелевскую армию за границу. . Там их след теряется. «Сочи» вернули по условиям Брестского  договора Австро – Венгрии.  «Красная Кубань» была зачислена в состав ЧФ.

ВОВ по своему распорядилась кораблями. «Красная Кубань»осталась в составе ЧФ, а «Ейск» отошел Азовскому флоту.

«Красная Кубань»дожила до конца войны, ей довелось участвовать в освобождении Севастополя. . И лишь в 1947 корабль перестал существовать.

Сторожевой корабль «Кубань» и минный заградитель «Дооб».

Азовские шаланды были мобилизованы в самом начале ВОВ.. Менее чем за 20 дней его преобразовали в сторожевой корабль.И начиная с сентября «Кубань» поддерживала артиллерийским огнем войска Одесского оборонительного района. Корабль прошел всю войну, затем судно демобилизовали и она стало заниматься привычным мирным делом.  

В состав ЧФ был так же включен и «Дооб». Но его судьба оказалась трагической. Корабль погиб 11 февраля 1942 , подорвавшись на немецкой донной мине в Казачьей бухте Севастополя.

В ВОВ воевали такие корабли как « Речник Кубани», БК -162 «Ейский патриот», ТК -190 «Краснодарский водхозовец».

Линейный корабль «Новороссийск».

5 марта 1949 года  приказом ЧФ присвоило название новому линкору «Новороссийск» история этого корабля была очень интересна. Корабль прошел войну. А в 1955 году линкор пострадал от взрыва. Но корабль не покинул ни один моряк. Погибли 603 человека, в том числе и 22 кубанца. Спасатели спустя сутки слышали как в недрах затонувшего  и ушедшего на дно корабля заживо погребенные матросы пели «Варяга».Виновником взрыва была невытраленная  со времн ВОВ  мина. В 1963 году  на Братском кладбище Севастополя был воздвигнут памятник погибшим «новороссийцам» У подножия 12 м фигуры Скорбящего матроса, отлитой из бронзы гребных винтов корабля надпись: « Мужественным морякам линкора «Новороссийск» , погибшим при исполнении воинского долга 29 октября 1955 г . Любовь к Родине и верность военной присяге были для вас сильнее смерти».

И после война корабли продолжали носить кубанские названия.Это и сторожевой корабль « Краснодарский комсомолец», и одноименный  ракетный катер ,  пограничный сторожевые корабли «Кубань», «Новороссийск», «Туапсе», «Сочи».Атомный подводный крейсер «Краснодар», малый противолодочный корабль «Ейск».

АРХИВ блога

Возможность уйти- это уже повод, чтобы остаться !

получайте бесплатно обновления блога