Мистика и реальность в судьбе М.Лермонтова.




….Века в страданиях идут,
Или без всякого значенья
И провиденье и судьба —
Пустые звуки и слова?.....

Огарев Н
На смерть Лермонтова
Где же ты, Пророк, 
что сделался святым,
 Великомученик?.Ты с нами,
 Ты, присносущий, всюду с нами
 Витаешь ангелом святым…..
...Ведь жива-
 Душа поэта - и, святая,
 И мы, читая, оживаем
 И слышим Бога в небесах.
 Т.Шевченко 
«Мне кажется, но сам не знаю.



Предлагаю вам готовый сценарий и слайды для презентации  к 200-летию М. Ю. Лермонтова для уч-ся 5-7 классов.Время - 45 мин.

Почему меня заинтересовала именно эта тема "Мистика и реальность в судьбе и творчестве Лермонтова?.

Наверное, прежде всего потому, что когда читаешь стихи, невольно задаёшься вопросом:"А почему он написал именно такими метафорами? А что произошло в жизни автора такого, что навело его на мысль написать об этом..? А почему так много стихов( например у Лермонтова)  про одиночество ?".Ответы на все вопросы можно найти, прочитав описание жизни поэта. И когда ты уже знаешь, как прожил жизнь автор, что случалось в его жизни хорошего, плохого. Как он провел детство и как закончилась жизнь его - начинаешь воспринимать стихи того или иного автора уже совсем по другому. Начинаешь понимать, какое событие послужило началом для написания поэмы, или понимаешь, что горе, пережитое еще в детстве, может наложить отпечаток на все творчество поэта.Может быть, ребята, познакомившись с описанием жизни М.Ю. Лермонтова, в которой до сих пор полно неразгаданных загадок, в которой до сих пор присутствует мистика, читая его стихи, начнут понимать поэта более тонко и полнее  чувствовать настроение и всю палитру лермонтовских переживаний.

М.Ю. Лермонтов позволил себе прожить не долго, всего лишь до 26 лет! Но это не помешало ему стать одним из любимых поэтов России.Жизнь его не баловала,  он был одинок....почти с самого детства! Но так уж распорядилась, её величество Судьба, что поэт был рожден гением. По другому и не должно было быть! Ведь его родственником  был сам Байрон. А шотландский предок Томас Лерма?!  Он тоже был поэтом и даже обладал даром пророчества...В презентации проиллюстрирована легенда об этом необычном предке поэта. Томас исчез много - много лет назад, но он не умер, а воплотился в нашего , русского гения Лермонтова....Интересная родословная у поэта, не правда ли?! 

В презентации проиллюстрирована жизнь поэта,полная мистических совпадений,  его творчество с пророчествами и темой одиночества, и его стихами о борьбе добра и зла, Ангела и Демона.Его загадочная смерть на   дуэли. Все творчество и вся жизнь М.Ю. Лермонтова пронизаны мистическими событиями. Их было не мало, и все они имели место быть в судьбе поэта.

Нам завещал он ширь небес
И дали дымку голубую,
Шумливый, вечный, русский лес,
Строку преданий золотую.
И не его ль стихи зову я,
Увидев парус, моря синь.
Как тот паломник торжествуя
У не поруганных святынь.

Итак: Сценарий.

Скачать его  вы можете здесь. 
А вот для того, чтобы скачать готовые слайды к презентации , вам придется перейти на блог "БАД"http://blogbadirina.blogspot.ru/2014/10/blog-post.html#links 


Для скачивания слайдов, вам надо просто сохранить его на рабочем столе как рисунок в формате , а затем вставить в свою презентацию.Презентация анимированная, поэтому на некоторых слайдах будет отметка об анимации, т.к. здесь анимация не работает.).
Источники: 
1. Статьи из журнала "Читаем, учимся, играем". 2004 - №7
2. Приложение к журналу " Школьный библиотекарь". М. Андреева, М. Короткова. " М.Ю. Лермонтов- к 195 л со дня рождения.




Мистика и реальность в судьбе М.Ю. Лермонтова.
Сценарий.

Возраст обычного человека исчисляется годами,
возраст гения — веками и тысячелетиями.

Сл.1.

 Некоторые личности играют в нашей истории, куда большую роль, чем это кажется на первый взгляд. Даты, связанные с именем Михаила Юрьевича, в России часто отзываются весьма горькими событиями. Поговаривают, что существует даже проклятие Лермонтова. В чем это проявляется и так это или нет, сегодня нам и предстоит выяснить.

Сл.2. Мистика или реальность в судьбе М.Ю. Лермонтова.

В жизни каждого человека случаются невероятные совпадения и загадочные происшествия. Жизнь вправе  причудливо переплетать нити человеческих судеб. Для чего рождаются люди? Очевидно для того, чтобы жить, причем некоторые живут долго, а другие мало, кто-то живет хорошо, а кто-то не очень. Но все люди знают, что есть некая Судьба, которая в значительной мере управляет жизнью и насыщает ее теми или иными событиями. Есть люди, в судьбе которых мистика занимает особое место. Таким был и М.Ю. Лермонтов. В русской литературе не найти другого автора равной Лермонтову величины, вокруг которого столько недомолвок, мистификаций и слухов.

Он был поэт, он видел Бога,
На зов откликнулся судьбы,
Ему вся жизнь была дорога,
Дорога славы и борьбы.

Сл.3.

В 2014 году отмечается 200 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Сегодня это событие широко отмечают в России и мире. Особенно широко в тех регионах и городах, где Лермонтов бывал непосредственно или писал о них когда-либо. На Кубани выдающийся русский классик тоже бывал — на Тамани, на Кавказе.

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!

Волны бегут чередой, бьются о высокий берег и скатываются в море. Луна поглядывает из-за туч, освещая залив, глинистый мыс и стоящее на нем подворье: хату, лачужку, старую рыбацкую лодку,сети, растянутые по столбам, и каменный забор с калиткой. Ночь. На подворье ни души… Здесь живут воспоминания былого…..

Справа от калитки – мемориальная доска : «Дом музей в память  пребывания великого русского поэта М.Ю. Лермонтова на Тамани в сентябре 1837 года

Сл.4.
А рядом, у спуска к морю – памятник поэту: поэт застыл в бронзе, взгляд его устремлен на север, туда, где Родина, друзья и милая бабушка….

Что ищет он в стране далекой?
Что ищет он в краю родном?

Как и почему  оказался он вдалеке от своего родного города? Как сложилась жизнь поэта? И почему до сих пор еще не разгаданы некоторые  странные события из жизни поэта? Одинок ли был поэт или счастлив? И какую роль в судьбе поэта играли мистика и пророчества. Итак, начнем с начала, с рождения Миши……

Сл.5.Семья. Заставка
Сл.6

Уже с самого рождения мальчика, судьба его была предрешена…

Я не для ангелов и рая
Всесильным богом сотворен;
Но для чего живу, страдая,
Про это больше знает он,


Родился поэт 15 октября 1814 года в Москве. Написал , не считая отрывков и писем, около 400 стихотворений, около 25 поэм, 5 драм и 7 повестей. А ведь Лермонтов погиб, когда ему было всего 26 лет !

Родился в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795-1817), урожденной Арсеньевой, единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е. А. Арсеньевой (1773-1845). Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий и ссор. После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца.

Сл.7

Я сын страданья.
Мой отец
Не знал покоя по конец.
В слезах угасла мать моя:
От них остался только я...

В маленьком домике у Красных Ворот, в ночь на 3 октября 1814 года, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова родился сын Михаил. Невеселым было детство этого мальчика. Его мать, Марья Михайловна, урожденная Арсеньева, принадлежала к богатой и знатной семье. Отец Лермонтова был небогат и незнатен. Бабушка Лермонтова по материнской линии Елизавета Арсеньева нежно полюбила внука, но терпеть не могла отца его. На этой почве начались семейные распри.

Лермонтову не исполнилось и года, когда его перевезли из Москвы в Тарханы - в имение его бабушки. Здесь и прошло детство будущего поэта.

В 1817 году умерла мать Лермонтова. Мать Михаила Юрьевича умерла совсем молодой. Скончалась она в 21 год от чахотки. Маленькому Мише в это время исполнилось 3 годика. Смутно помнил Лермонтов ласковые руки, и слабый голосок матери, напевавшей ему грустную песню. Семейные отношения с ее смертью еще более обострились. Отец должен был отказаться от сына, чтобы сохранить ему наследство: таково было требование бабушки. Лермонтов любил и бабушку, и отца. Оставшись на попечении бабушки, благодарный ей за ее любовь к нему, он не мог, однако, не думать об отце. В Москве, во время учения в Университетском благородном пансионе, Лермонтов очень радовался встречам с отцом, который приезжал на считанные дни два-три раза в год. Он дарил отцу свои рисунки и стихи. Е.А. Арсеньевой это не нравилось. Для Лермонтова это была драма. В 1831 году, в год смерти отца, Лермонтов писал с горечью и мукой:

Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть...
Но ты простишь мне! Я ль виновен в том,
Что люди угасить в душе моей хотели
Огонь божественный...
Однако ж тщетны были их желанья:
Мы не нашли вражды один в другом,
Хоть оба стали жертвою страданья!

Тяжелая болезнь, надолго приковавшая ребенка к постели, приучила к одиночеству. Когда мальчику было 10 лет, его повезли на Кавказ, на воды.
Лермонтов был небольшого роста. Но очень сильным и ловким. Среди темных волос надо лбом выделялась белокурая прядь. Взгляд его больших темных глаз приводил в смущение того, на кого он долго смотрел.
Как было принято в дворянских семьях, мальчик учился дома. С детства Лермонтов владел французским и немецким языками так же свободно, как и русским, изучал историю, географию, математику, словесность, выучился играть на скрипке и фортепьяно. Он много читал, рисовал акварелью, особенно любил лепить из крашеного воска. Уже в Тарханах определился острый интерес Лермонтова к литературе и поэтическому творчеству
В 1827 семья переезжает в Москву, а в 1828 Лермонтов зачисляется в 4-й класс Московского университетского благородного пансиона, где получает гуманитарное образование. Позже, Лермонтов принимает совет родных избрать военное поприще; в ноябре 1832 сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и проводит два года в военно-учебном заведении.

Столь  раннее  и насыщенное развитие стало для Лермонтова источником огорчений. Здесь коренятся основные мотивы его будущей поэзии разочарования. В угрюмом ребёнке растёт презрение к повседневной окружающей жизни. Он сам одинок и несчастлив, — всякое одиночество и чужое несчастье, кажется ему своим. В его сердце живут рядом чувство отчуждённости среди людей и непреодолимая жажда родной души.

Срок воспитания его под руководством бабушки приходил к концу; отец часто навещал сына в пансионе, и отношения его к тёще обострились до крайней степени. Борьба развивалась на глазах Михаила Юрьевича; Бабушка, ссылаясь на свою одинокую старость, взывая к чувству благодарности внука, отвоевала его у зятя, пригрозив, как и раньше, отписать всё своё движимое и недвижимое имущество в род Столыпиных, если внук по настоянию отца уедет от неё. Юрию Петровичу пришлось отступить, хотя отец и сын были привязаны друг к другу и отец, по-видимому, как никто другой понимал, насколько одарён его сын. Во всяком случае, именно об этом свидетельствует его предсмертное письмо сыну. Чувство одиночества переходит в беспомощную жалобу — депрессию; юноша готов окончательно порвать с внешним миром, создаёт «в уме своём» «мир иной и образов иных существованье», считает себя «отмеченным судьбой», «жертвой посреди степей», «сыном природы». Все огорчения юноши,  несут несомненный духовный разлад его с окружающей действительностью.

Детство и семейные распри оказали негативное влияние на характер поэта. И наложило свой отпечаток на его творчество!. Но есть и еще одна загадка в судьбе поэта. И это тоже повлияло на творчество Лермонтова.

Сл.8. Легенда.
Сл. 9.

Миссия Лермонтова считается одной из  глубочайших загадок в нашей, русской культуре.

Приоткрыть завесу над тайной жизни и творчества великого поэта помогает далекое прошлое рода Лермонтовых, ведущее свое начало от знаменитого шотландского барда , мага и чародея Томаса Смутная память о шотландских легендарных предках не раз тревожила его поэтическое воображение. Как знать, может быть, необычную энергетику и поэтический дар Лермонтов унаследовал от своего шотландского предка? Неслучайно же по шотландской линии в родстве с русским гением состоял английский поэт Байрон! Во всяком случае, так утверждают исследователи его родословной. Лермонтову стало известно о своих шотландских корнях и происхождении от знаменитого барда, воина и пророка Томаса ЛермОнта из Эрсильдауна.

Сл.10.

...мало кто так прославился в преданиях, как он...” Яркая поэтическая легенда  гласит….

Сл.11.

"В дни своей юности встретил Томас Лермонт королеву фей. Ее красота околдовала его, и он семь лет провел в королевстве фей безмолвным рыцарем в ее свите.

— Кто ты? Уж не с небес ли спустилась на землю?
— О нет, о нет, Томас Лермонт! Не повелительница я небесного царства, звание моё скромнее. Я только королева фей. В добрый час пришёл ты сюда, на лужайку, где мы, феи, пляшем по ночам, да ещё надел на себя плащ нашего любимого зелёного цвета… Давно желала я встретиться с тобой.
— Что же нужно тебе от меня, королева фей?

Сл.12.

— Говорят, Томас, ты лучший певец на земле. Никто не сравнится с тобой в искусстве играть на арфе. Вот и захотелось мне тебя послушать. Следуй за мной — я покажу тебе все чудеса моего королевства.
— О прекрасная госпожа! — сказал я. — Позволь мне поцеловать тебя один только раз, и я пойду за тобой куда захочешь, хоть в рай, хоть в ад.
— О нет, Томас, не проси об этом, — ответила королева фей. — Если поцелует меня смертный, пропадёт моя красота, а ты будешь вечно в моей власти.
— Не пугает меня такая судьба. Позволь один раз поцеловать тебя, а там будь что будет.
Он  королеву фей.
— Теперь ты наш! — воскликнула королева фей.

Сл.13

Королева фей  и Томас сели на лошадей , И вот полетели они вперёд, словно ветер, а за ними с воем понеслась волчья стая. Встречные люди от страха на землю падали.
И вот осталось позади всё живое. Стелется перед нами пустая равнина. Не видать ни зверя на земле, ни птицы в небе, ни дымка вдали.

Сл.14

— Сойди с коня, мой верный Томас, — говорит королева фей, Я покажу тебе три чуда. Видишь ли ты эти три дороги?

( щелчок)

— Вижу, королева. Вот там бежит узкая, тесная тропинка. Не на радость она путнику: вся заросла колючим терном и шиповником. И кажется мне, что на каждом шипе капелька крови.
— Это Путь правды, мой верный Томас. Лишь смелые люди с честным сердцем выбирают его. Трудно идти по Пути правды, но в самом конце его свет, и радость, и слава.

— А куда ведёт эта широкая дорога, королева?
(щелчок)

По обе стороны её цветут лилии, и вся она усыпана мягким жёлтым песком, словно морской берег. Как хорошо, как приятно идти по такой дороге!
— Это Путь лжи, мой верный Томас, — ответила королева. — Многие зовут его дорогой к небу, но в конце этого пути только мрак, и бесславие, и горе.
— Я понял тебя, королева, и никогда не пойду по Пути лжи. Но скажи мне, куда ведёт третий путь?
(щелчок)
Вьется он, словно длинная змея, и теряется вдали в густых папоротниках. То появляется перед взором, то исчезает из глаз, словно прячет его полоса тумана.
— Это дорога в моё королевство, Томас. Не многим смертным довелось ехать по ней. Садись позади меня — и вперёд!

Сел он  позади королевы на лошадь, и помчались мы по пустынной равнине, только ветер свистит в ушах.
— Помни же, Томас: как приедем мы с тобой в моё королевство, ни с кем ни слова! Кто бы с тобой ни заговорил, что бы ты ни увидел, молчи, как немой. И даже королю, мужу моему, не отвечай. Если скажешь ты хоть единое слово в королевстве фей, то никогда не вернёшься на землю. Только со мной можешь ты говорить, когда никто не слышит.

Так говорила королева фей, и неслась всё вперёд и вперёд, а позади бежала волчья стая. Они прибыли в королевство феи и стали там жить.

Но вот однажды печально встретила Томаса королева фей:
— Собирайся в путь, мой верный Томас! Я отвезу тебя к Элдонскому дубу, туда, где мы встретились с тобой.
При этой неожиданной вести сердце Томаса  замерло. Начал он  молить королеву фей:
— Добрая госпожа, позволь мне побыть здесь ещё немного… Ещё и трёх дней не погостил я в твоём замке и половины его чудес не видел…
— Три дня, Томас? Семь лет пробыл ты здесь. Демоны ада потребовали дань у короля Оберона — одного из рыцарей, а не то грозят они спалить всё наше королевство адским огнём. И я боюсь, что король изберёт именно тебя. За все сокровища мира я не предам тебя, Томас, верный мой рыцарь. Поедем же со мной в обратный путь.
— О добрая госпожа, подари мне что-нибудь на прощанье, в память о нашей встрече! Пусть поверят люди, что я гостил у тебя.
— Хорошо, верный мой Томас. Я оставлю тебе прощальный дар. Отныне уста твои будут говорить только правду и ты сможешь предрекать  будущее в своих стихах.
— О госпожа моя, возьми назад свой страшный подарок! Иначе не смогу я ни покупать, ни продавать, ни говорить с королём или князем церкви. Знатные люди возненавидят меня, а друзья начнут меня бояться.
— Не проси меня, Томас. Как я сказала, так и будет. Даю тебе ещё дар читать в людских сердцах. Будут они перед тобой прозрачнее хрусталя, и ты прочтёшь в них прошлое и будущее каждого человека. Вот что нужнее всего певцу, Томас!
— Прощай, королева фей! Но неужели я больше тебя никогда не увижу?
— Прощай, Томас. Настанет день, когда я позову тебя, и мы уже никогда не расстанемся.


Сл. 15

Жаль было фее расставаться с юным рыцарем, и сказала она ему в час прощания: "Однажды, Лермонт, за тобой придет вестник, и ты навсегда вернешься в королевство фей".

Томас Лермонт вернулся в свою Шотландию. Все пророчества его сбывались. Дивились сородичи его волшебному дару. Но сам Томас часто был грустен. В селении его уважели, но и побаивались его предсказаний. Поэтому у него почти не было друзей! Шли годы. Таинственный вестник не появлялся.
Но вот однажды в селение, где жил бард, вошли сияющие, как горные снега, два белых оленя. Жители расступились перед ними, пораженные чудом, а Томас Лермонт вдруг посветлел лицом и пошел вслед за ними.
(щелчок)

Сл.16

Они привели его к реке, вошли в воду и все трое исчезли. С той поры никто не встречал Томаса среди живых…. НО он не умер, а вернулся в волшебное царство фей, где и пребывает до сих пор. Изредка Томасу Стихотворцу даруется право выходить из очарованной страны, и тогда его поэтический и пророческий гений возрождается в одном из отдалённых потомков.

Сл.17

Вещий Лермонт воскрес через много поколений в России в лице нашего великого поэта.

Сл. 18

Родовые дворянские гербы шотландских ЛермОнтов и русских Лермонтовых очень близки: в них имеются одинаковые геральдические элементы – стропило с ромбами и чёрные розы с шипами в поле щита. Рыцарский девиз Лермонтовых – “Sors mea Jesus” (“Жребий мой – Иисус”). Лермонтову очень нравилось, что в его роду есть такие знаменитые люди, как Томас Лермонт поэт Байрон. Ему это льстило, но и обязывало мальчика соответствовать таким знаменитым родственникам. Это будоражило его фантазии.  Он старался подражать их манерам. Он писал.:

Когда еще ряды светил
Земли не знали меж собой
В те годы я уж в мире был,
Смотрел очами и душой
Молился, действовал, любил…

Легенда остается красивой легендой! Но если ей верить, то юному Михаилу действительно передались все эти качества Томаса. Он писал стихи, он был одинок по жизни, близких друзей у него почти не было. Да и , как позже выяснилось – предсказывать события он тоже умел… Поэзия Лермонтова и впрямь необычна. Его душа не знала покоя .

Она наполнена чудным светом, в котором перемешаны тоска, одиночество, любовь к Богу  и вера в демонов.  Борьба самим с собой и желанием  познать истину. Кажется, что М.Ю. появился на земле с особой миссией, чтобы познать истину и донести её  до всех людей на земле. Мережковский называл его сверхчеловеком и написал книгу «М.Ю. Лермонтов – поэт сверхчеловек.» 

Для самого Лермонтова жизнь на земле была скучной и тягостной. Его взоры были устремлены в  надзвездное пространство. И по которому очень тосковал.

И долго на свете томилась  она (душа)
Желанием чудным полна
И звуков небес заменить на могли
Ей скучные песни земли.


Сл.19. Творчество.
Сл.20
Его поэзия  звучит как музыка. Слова это ноты, а нотный стан вся вселенная ! Никто так прямо не говорил с небесным сводом, как М.Ю. Никто так величаво не созерцал эту необъятную красоту. Только Лермонтов мог следить за полетом ангела и слышать его тихое нежное пение:

Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.

 и слышать как «звезда с звездою говорит»!

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...

Космические мотивы и борьба земных и небесных сил проходит через все творчество поэта. Он считает своим домом всю вселенную, в котором ему не тесно. И свой путь он, житель этой вселенной,  измеряет не взором, а душой!

Мой дом везде, где есть небесный  свод,
Где только слышны звуки песен
Все, в чем есть искра жизни,  в нем живет,
Но для поэта он не тесен.


Сл.21

Связь поэта со вселенной, с Творцом читается в каждом его стихотворении. Но поэт не только затрагивает религиозные темы, но и темы богоборческие. В одном их стихотворений «Молитва» поэт, обращаясь к Богу,  хочет,  по мимо его  Бога искать истину. И это в 15 лет от роду!

Лермонтов в стихах обращается к Богу с молитвой о прощении, но в другом стихотворении он как бы говорит о презрении к творениям Бога и даже о том, что все это не нужно…

В одном стихотворении он говорит о молитве, которая помогает ему, давая силу благодатную.

В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…

Сл.22

А вот в другом стихотворении «Демон» поэт уже сочувствует Демону. Стремление Демона быть безграничным в чувствах и действиях, вызов обыденности существования, дерзость бунта против божественных установок были притягательны для юного Лермонтова. Демон — необычный герой: он презирает ограниченность людского существования и во времени, и в пространстве. Когда-то он «верил и любил», «не знал ни злобы, ни сомненья», но теперь «давно отверженный блуждал в пустыне мира без приюта».

Все герои поэмы, кроме Демона, замкнуты в пространстве своей судьбы. Трагические обстоятельства управляют ими, и сопротивление им бесполезно.
( здесь поэт вложил свои детские и юношеские воспоминания своей жизни)
Божественный мир могущественнее мира личности — такова позиция поэта.

Автор и его Демон не отрицают добро, но добро для них нечто иное, чем для простого человека. По христианской морали подвиг добродетели — в смирении, для Лермонтова — в борьбе, а покорность и смирение — зло. Лермонтов показывает, что не Демон, а Бог виновник зла.

Демон рвется к людям и презирает их. Демон страдает в своем надменном уединении и тоскует о связях с миром и людьми. Ему наскучило «жить для себя, скучать собою». Отрицания и сомнения, даже некоторая загадочность — все это сделало лермонтовского «Демона» одним из вершинных явлений в истории мировой романтической поэмы.


Сл.23.

Вот как два стихотворения включают в себя как бы мысли  самого поэта, которые он переживал всю свою жизнь. Он боролся с самим с собой в постижении истины для самого себя. Он искал счастье, и спокойствие , но не знал , кто ему поможет в этих поисках истины - Бог или Демон. Кто из них силен и кто прав….

По небу полуночи Ангел летел
И тихую песню он пел….

О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была….

Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез:
И звук его песни в душе молодой
Остался без слов – но живой….
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;


И гордый Демон не отстанет,
Пока живу я, от меня.

И ум мой озарять он станет
Лучом чудесного огня
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда.

И, дав предчувствовать блаженство
Не даст мне счастья никогда…

Столкновение добра и зла, Ангела и демона — одна из основных тем в творчестве Лермонтова.
Демон — падший Ангел, усомнившийся в мудрости Бога. Он избирает путь бесконечного и одинокого поиска между добром и злом. И сам себя Лермонтов порой отождествляет с «печальным Демоном», духом изгнанья.
Свою известную поэму «Демон» Лермонтов писал 10 лет. Ангел и демон противостоят друг другу. Душа человека — это вместилище двух миров: добра и зла. Ангел и демон ведут сражение за душу человека. Трагическая раздвоенность между глубокой и искренней верой и искушениями человека видны в стихотворении Лермонтова-мальчика.


Сл.24

Отсюда и тема одиночества в его творчестве.

Ужасно стариком быть без седин;
Он равных не находит; за толпою
Идет, хоть с ней не делится душою;
Он меж людьми ни раб, ни властелин,
И всё, что чувствует, он чувствует один!

В своей очень короткой жизни (а он был убит на дуэли, не дожив до 27 лет), поэт часто бывал одинок. Ранняя  смерть матери .Разлуки мальчика с отцом, Какую бы сторону творчества Михаила Юрьевича мы не взяли, стихи или прозу, лирические или эпические произведения- везде прослеживается тема одиночества.

И скучно и грустно, и некому руку подать
           В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
           А годы проходят - все лучшие годы!

Жизнь М.Ю. Лермонтова нельзя назвать счастливой и безмятежной. Окончив Благородный пансион при Московском университете, он поступил в университет. Но из-за конфликта с преподавателем университет пришлось оставить, и юный поэт круто изменил свою жизнь: стал военным. Однако впоследствии он понял, что ошибся: его творческому характеру было тесно в армейских рамках, но отставки он так и не дождался...

Из ссылки ему уже не суждено было вернуться. Одиночество выстрадано поэтом. Слишком хорошо он был знаком с ним в жизни. Потому в творчестве М.Ю. Лермонтова так много грустных стихов, заставляющих нас о многом задуматься. Ведь такие стихотворения как «Утёс», «Тучи», «Листок», «Парус», «На севере диком...» —не просто описания природы. Они заставляют нас размышлять, потому что под иносказательными изображениями в них скрыты человеческие отношения, человеческие чувства и переживания. В образах утёса и тучки, дубового листка и чинары, белеющего в голубой дымке паруса, сосны и пальмы мы угадываем встречи и расставания людей, их мечты и надежды — сложные человеческие судьбы. Грустные стихотворения... Но всё равно стихи Лермонтова прекрасны, ведь они говорят о человеке и о его чувствах...
( щелчок)

На севере диком стоит одиноко
‎На голой вершине сосна,
И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
‎Одета, как ризой, она.

И снится ей всё, что в пустыне далёкой —
‎В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
‎Прекрасная пальма растёт.

В небольшом стихотворении Лермонтов сумел поместить два мира, реальный мир и мир грез. Но сосна не ищет веселья, ее не интересует веселая пальма, которая составила бы ей компанию, если бы оказалась рядом. Сосна осознает, что где-то далеко стоит пальма в пустыне и ей так же плохо одной. Не интересует сосну благополучие окружающего мира. Ей не важен холод и пустыня, который вокруг. Она живет мечтой о другом таком же одиноком существе. Кто-то должен разделить ее одиночество, но не избавить от него. Такое состояние является нормой жизни для сосны и ей не надо чего-то другого. Ей достаточно увидеть во сне пальму и думать о том, что-то кто-то также страдает, что она не одинока в своем одиночестве
.( щелчок)

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

М.Ю.Лермонтов начал писать необыкновенно рано. Знаменитый «Парус» - создание семнадцатилетнего поэта. Главного героя стихотворения поэт характеризует двумя эпитетами : «одинокий» и «мятежный». Для Лермонтова одиночество связано с невозможностью счастья, отсюда лёгкая грусть в самом начале стихотворения. Но парус не боится бури, силён духом и непокорен судьбе – мятежный!
     Для многих поколений стихотворение «Парус» стало не только поэтическим признанием Лермонтова, но и символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков, силы духа
.( щелчок)

Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Основная тема стихотворения – одиночество человека в огромном мире. В образах тучки и утеса духовное и материальное начала, полагая, что в «Утесе» речь идет о единстве этих начал и поиске душевной гармонии. Образ тучки символизирует неземное, божественное начало - человеческую душу. Твердо стоящий на земле утес воплощает материальное, мирское начало. Душа абсолютно свободна, она может, не испытывая боли, существовать без тела. Тело без души обречено на вечные страдания, «тихонько плача в пустыне». Подлинная гармония возможна лишь при единстве души и тела

.( щелчок)

Выхожу один я на дорогу;
 Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха.
 Пустыня внемлет богу,
 И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я,
 И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы...
Я б хотел навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

    Он понимает всю прелесть и совершенство окружающего мира: «Что же мне так больно и так трудно?». Нет ответа на вопрос, который не раз задавал он себе. Тоска, боль и одиночество. Не нашла тонкая, чувствительная, творческая душа поддержки и понимания в этом мире.

Лермонтов признавался: "Любил с начала жизни я угрюмое уединенье, где укрывался весь в себя...".
( щелчок)

Это стихотворение Лермонтов написал до своей смерти, будто чувствовал, что недолго осталось ждать ее прихода. Стихотворение позже назовут своеобразным завещанием поэта и выполнят изложенную в последних строчках волю Михаила Юрьевича:

    Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

    Про любовь мне сладкий голос пел,

    Надо мной чтоб вечно зеленея.

    Темный дуб склонялся и шумел.

    И сейчас на малой родине Михаила Юрьевича Лермонтова, в селе Тарханы Пензенской области, находится его прах. О вечности и любви шепчутся листья старого дуба, раскинувшего ветви над входом в часовню
.( переход к сл. слайду)

Сл.25

Много загадок связано с М.Ю. Лермонтовым.

Как выглядел Лермонтов - даже этого понять нельзя. У одного современника Лермонтова глаза поэта будто "длинные щели,.. полные злости и ума". У другого "большие красивые глаза". У кого-то "невысокий лоб", у другого уже лоб "необыкновенно высокий".
"Наружность Лермонтова была очень замечательна.
Он был небольшого роста, плотного сложения, имел большую голову, крупные черты лица, широкий и большой лоб, глубокие, умные и пронзительные черные глаза, невольно приводившие в смущение того, на кого он смотрел долго. Лермонтов знал силу своих глаз и любил смущать и мучить людей робких и нервических своим долгим и пронзительным взглядом...
Он н был любим очень немногими, только теми, с которыми был близок, но и с близкими людьми он не был общителен.

Касательно же характера, то в восприятии окружающих он выглядел в каждом случае по-разному. Одним казался пустым франтом, мелким болтуном, другим — угрюмым и желчно насмешливым, холодным и язвительным, третьим — высокомерным и заносчивым, злым и мстительным («У него был тяжелый, трудно выносимый, гнетущий взгляд»; «Глаза не смеялись, когда он смеялся»). Но в своем обществе, замечают четвертые, «был настоящий дьявол, воплощением шума, буйства, разгула, насмешки». Один из друзей и сослуживцев поэта, Руфин Дорохов, причисляет его к людям железного характера, «предназначенным на борьбу и владычество».
Скорее всего, в характере Лермонтова все эти противоположные на первый взгляд черты сочетались в диалектическом единстве. А если точнее — в Лермонтове каждый видел то, что ему позволялось видеть.

Здесь стоит сказать несколько слов о личности Лермонтова, личности сильной и оригинальной, в которой все исходило от вечно мятущейся души, пытливого и необузданного ума.

Если в предках у Пушкина — дитя юга, арап Петра Великого, то у Лермонтова — дитя севера, шотландец-бард Лермонт, от которого будущий поэт унаследовал талант стихотворца, душу гордую и высокомерную.



Сл. 26. Пророчества поэта. Заставка.
Сл. 27
Помните, что сказала королева фей Томасу Лермонту, когда прощалась с ним, отпуская его в мир. Она дала ему дар пророчества? Получается, что этот дар передался и Лермонтову. Разве это не мистика? Сам поэт о нем ничего не знал, но у него много стихов, писем и событий в его жизни, которые указывают на то, что и у него был дар предсказателя. Как показало время, все его предсказания сбывались. Если он говорил, что будет так, так и случалось. Когда он был на войне на Кавказе, многим сослуживцам он предсказывал события в их жизни, связанные с военной жизнью. И они сбывались. Еще в юности он собственноручно сделал книгу предсказаний. Все, что нагадал по ней на одном из балов, сбылось в мельчайших подробностях. Перед каждым серьезным боем поэт всегда объявлял, кто может в нем погибнуть. Его суеверно побаивались. Сам он, человек невероятно бесстрашный, иногда до жестокости, знал, что встретит смерть от пули, и в рукопашном бою не имел равных.
Конечно, соратники со страхом относились к нему. У поэта много и пророческих стихов. А надо помнить, что жил Лермонтов при царе, и не все его стихи с такими предсказаниями, нравились монаршему двору. За такие предсказания величественные особы очень хотели отделаться от такого поэта – бунтаря. Вот и отправили его в ссылку, на Кавказ,  на войну. Вот одно из таких стихов. Его можно назвать бунтарским, потому что смысл был угрожающим для царя. Вот отрывок:
(щелчок)

Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,..

В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь - и поймешь,

Написал он это стихотворение  в 1830 году, за 87 лет до революции 1917 года, было Лермонтову тогда всего 16 лет!  Конечно же, это стихотворение юноши--максималиста, после казни декабристов и ссылок сотен участников на каторги. Когда ужесточился царский режим, когда народу уже нечем было дышать.
Уже тогда Юный поэт готовил для себя будущее, полное трагедий и злого рока. Он ничего и никого не боялся, поэтому так смело и открыто высказал презрение к царскому режиму.

Злой рок, нависший над Россией, грозит трагедией: картины глада, болезней, смертей безвинных людей рисуются в первой части текста, во второй же изображено явление кого-то «мощного», но не менее ужасного.

В первых строках поэт говорит о том, что корона царя упадёт, и народ, наконец, прозреет, перестанет смотреть на царя как на посланника божьего, и начнёт всё громить и разрушать--терпение народа иссякнет.
Народ поймёт, что законы царские не защищают ни детей ни взрослых, что они против них. Далее поэт верит, что вот тогда и явится народу "мощный человек" соберёт вокруг себя народ, который свергнет ненавистный трон и царя.
Стихотворение это вызывает страх и ужас для того времени, раскрывает нам юного поэта как смелого предсказателя будущего России, что свободу, говорится в стихотворении, можно добыть только кровавым свержением власти.

Ощущения тревоги, волнения, страха поэт добивается многочисленными повторами и градацией («когда детей, когда невинных жен, когда чума»), беспокойство и неизбывная скорбь усиливаются с помощью инверсии, пронизывающей весь текст, четко и осязаемо передаются образы погибшего будущего. Конечно, это не было предвидение, это были фантазии и мечты поэта, но они, по стечению обстаятельств, сбылись, хоть и через 87 лети сбылись самым страшным и кровавым образом.
Кровью и смрадом будет наполнен воздух и земля, голод охватит людей .

Прочитав это стихотворение, нам становится понятен страх царя перед новым явлением преемника убитого Пушкина-поэта Лермонтова.
Поэтому царь и постарался скорей избавиться от него, сослав на Кавказ в надежде, что там, на войне с горцами он будет убит.

Сл.28.

И вот второе, но не последнее пророческое стихотворение поэта. В нем он уже как бы пророчит себе….

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.

 Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня — но спал я мертвым сном.

Сл. 29.

Чисты и человечны его строки. И сегодня согревает душу образ писателя с божественным даром, грустного и нежного, язвительного и насмешливого, беззащитного перед грубостью, отважного перед лицом смерти.
Владимир БУРБАН

Все сбылось. Поэт ошибся только в географии места. Немного… Ведь погиб он все – таки на Кавказе.. Кстати, смерть Лермонтова и события с ней связанные, до сих пор несут в себе нераскрытую тайну. Мистика тоже есть в этих событиях. Он считал для себя заветным число семь, а пятнадцать — несчастливым, потому что в сумме оно дает «нехорошую» шестерку. Возможно, чувствовал, что его жизнь оборвется именно пятнадцатого числа.

Сл.30. Дуэль. Смерть поэта.

Еще дуэль! Еще поэт
С свинцом в груди сошел с ристанья.
Уста сомкнулись, песен нет,
Все смолкло... Страшное молчанье!
Тут тщетен дружеский привет...
Все смолкло — грусть, вражда, страданье,
Любовь,— все, чем душа жила...
И где душа? куда ушла?

Сл.31.

Обстоятельства дуэли и последующая смерть Лермонтова до сих пор носит некий налет таинственности, загадки и мистики. Многие  обстоятельства дуэли до сих пор вызывает сомнения. Лермонтов погиб на дуэли, которая произошла из-за ничтожного по нынешним понятиям повода. Убийцей поэта стал его бывший товарищ по юнкерской школе Николай Мартынов. О ссоре Лермонтова и Мартынова, приведшей к дуэли, очевидцы говорят разное, но все сходятся в том, что Мартынова возмутила острота, пущенная в его адрес поэтом. Увы, понятие чести в XIX веке имело и свои отрицательные стороны. Невинная шутка могла стоить жизни.

Сл.32

Показания очевидцев — самого Мартынова и секундантов М. П. Глебова и А. И. Васильчикова — давались на следствии, когда участники дуэли были озабочены не столько установлением истины, сколько тем, чтобы приуменьшить собств. Вину.Однако причина поединка осталась тайной, и она уже 165 лет будоражит лермонтоведов. Статью-анонс к французскому изданию книги «Герой нашего времени» свидетель поединка А. Столыпин, дядя Лермонтова (он был моложе племянника на два года) заканчивал фразой: «Господин Лермонтов недавно погиб на дуэли, причины которой остались неясными». В любом случае великий русский поэт не хотел этой дуэли и не желал убивать своего противника. Но судьба распорядилась иначе. Она настойчиво подталкивала нашего героя к смерти, создавая благоприятные для этого обстоятельства. Всё это и разрешилось самым трагическим образом 15 июля 1841 года.

Сл.33

Дуэль Лермонтова с Н. С. Мартыновым состоялась близ Пятигорска, у подножия горы Машук. Л. был убит выстрелом в грудь навылет. Скорее всего это не была дуэль. Это было  спланированное убийство. Так думают лермонтоведы. Но кем? И зачем?

Определенную роль сыграл горделивый характер поэта: современники отмечали его капризность и нервозность. Он был то любезен и весел, то рассеян и мрачен, мог часами хранить молчание, но нередко отпускал желчные замечания и делал язвительные комментарии.
Особенно доставалось Мартынову. Когда-то они оба писали для юнкерского литературного журнала, но со временем выяснилось, что один из них — гений, а другой — посредственность.

Ко всему нужно добавить, что Мартынов был великолепно образован, а потому не мог не чувствовать гигантскую пропасть, разделявшую его с бывшим приятелем. Зависть — вот чувство, которое очень часто питает ненависть. И если внешне они продолжали оставаться друзьями, то в душе уже росла вражда.

Лермонтов посмеивался над Николаем Соломоновичем, его стихами, озабоченностью своей внешностью и любовью к романтическим жестам. Огня в отношения добавляли эпиграммы, авторство которых приписывают Лермонтову: «Наш друг Мартыш не Соломон» и «Скинь бешмет, мой друг Мартыш». Красавец Мартынов считался щеголем и по мирному Пятигорску разгуливал с длинной саблей наперевес. Лермонтов же называл его с издевкой «гордецом с большим кинжалом».

Из-за подобной колкости и случилась ссора. Сам вызов на дуэль произошел в доме генеральши Верзилиной. По воспоминаниям общего приятеля, когда стали расходиться, Мартынов подошел к Лермонтову: «Мишель, я тобой обижен, мое терпение лопнуло — мы будем завтра стреляться». В ответ поэт громко рассмеялся. Николай Соломонович изменился в лице: «Не думай, что это шутка».

И дуэль состоялась — пятнадцатого (двадцать седьмого) июля 1841 года после полудня: слишком долго добирались из Пятигорска до выбранного места, к подножию горы Машук. Сходились по команде «раз, два, три» до пятнадцати метров, но замешкались. Один из секундантов прокричал: «Стреляйте, или я вас развожу». По правилам дуэлянты могли передумать стреляться, даже стоя у барьера. Михаил Юрьевич выстрелил в воздух. Мартынов попал...
Отрывок из воспоминаний секунданта: «Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслоняясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. В эту минуту, и в последний раз, я взглянул на него и никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленного на него. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперед, не успев даже захватить больное место, как это обыкновенно делают люди раненые или ушибленные.
 Мы подбежали. В правом боку дымилась рана, в левом - сочилась кровь, пуля пробила сердце и легкие…»
(щелчок)
На месте дуэли был поставлен памятник поэту. Который до сих пор находится у подножия горы Машук в Пятигорске.

Сл.34

Мистика проявилась и после дуэли…. Из сообщений официальных источников известно,
( щелчок)
что «15-го июля, около 5 часов вечера, перед дуэлью разразилась ужасная буря с громом и молнией; а сразу после ранения поэта разразился проливной дождь. В  это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М.Ю. Лермонтов». Как будто даже сама природа оплакивала Лермонтова.

Когда под дулом пистолета
Он завершил свою судьбу,
 Машук оплакивал поэта
И тучи вызвал и грозу.

И дождь, и молния, и тучи
Пролились чистою слезой,
Таланта чтим мы дух могучий
И подвиг жизни молодой
  
Сл. 35

И провиденье и судьба —
Пустые звуки и слова?

Дуэль Лермонтова очень загадочна.
При медицинском освидетельствовании тела выяснилось, что пуль на самом деле было две. Несложно предположить, что стреляли сверху, со скалы.
Что в действительности произошло у горы Машук, могли бы прояснить секунданты, но они предпочли молчать. Воспоминания оставил только один из них, князь Васильчиков, и то лишь спустя тридцать лет, когда остальных уже не было в живых. Да и поведение этой четверки после рокового выстрела множит и множит уже возникшие вопросы. Лермонтов прожил после дуэли всего лишь несколько часов и скончался от легочного кровотечения.

Но почему на поединке не присутствовал необходимый по строгому протоколу врач? И не было даже экипажа, чтобы довезти дуэлянта в случае ранения до города? Почему секунданты уехали за помощью, оставив поэта одного? Почему вернулись только спустя пять часов, в результате чего Лермонтов умер в пути от потери крови? Нникто не верил, что поединок состоится, Мартынова считали трусом и никудышным стрелком, Лермонтов уже запомнился тем, что стрелял на дуэлях в воздух. И, по словам князя Васильчикова, по дороге к месту дуэли поэт заявил, что целиться не будет, и даже думал, что и Мартынов не решится. Прибыв на место, Лермонтов продолжал шутить, даже когда заряжали пистолеты. Васильчиков вспоминал: «Все были убеждены, что дуэль кончится пустыми выстрелами и что, обменявшись для соблюдения чести двумя пулями, противники подадут друг другу руки и поедут... ужинать».Оттого, мол, ни врача не захватили, ни экипажа.

Мистика сопровождала поэта всю жизнь. ... Лермонтов написал книгу «Герой нашего времени» Своему герою автор приписал смерть на дуэли. Но дуэль и смерть самого Лермонтова была им описана в этой книге. Не мистика ли это? Не напророчил ли Лермонтов себе такую смерть? Или он знал каким – то сверхъестественным образом это заранее?

Символично, что незадолго до смерти Лермонтов обращался к знаменитой гадалке Александре Филипповне Кирхгоф. Ее карточным раскладам верил весь Петербург. К слову, именно она сделала предсказание Пушкину: «Может быть, ты проживешь долго, но на тридцать седьмом году берегись белого человека, белой лошади или белой головы». Пушкин боялся своего «белого человека» всю жизнь.

Лермонтов был менее мнительным, но когда решил уволиться с военной службы ради занятий литературой, тоже отправился за советом к мадам Кирхгоф.
— Убьют ли меня на войне?
(щелчок)
— Нет, не бойся. Опасайся того, кто рядом. Убийцей окажется друг.
 И все сбылось!.
Вот только Николай Мартынов, всю жизнь проведший с клеймом убийцы великого поэта, на смертном одре вдруг покаялся, мол, он Мишеля не убивал. Клялся: «Да, стрелял. Но не убивал! Был еще один выстрел». Стал бы он врать священнику на последней исповеди? Думаю, вряд ли.

Сл.36. Память.
Сл.37

Похоронить дуэлянта по церковному обряду не разрешалось, поэтому тело Михаила Юрьевича увезли в Тарханы, где великий русский поэт и покоится в фамильном склепе в имении воспитавшей его бабушки.

Сл.38

Но, века своего герой,
Вокруг себя печальным взором
Смотрел он часто — и порой
Себя и век клеймил укором,

Итак, мистика присутствовала в жизни, и в судьбе, и в творчестве  поэта. Говорят, что существует проклятие рода Лермонтовых. Многие в это верят. Откуда у Лермонтова способность влиять не только на души и судьбы людей, но и на ход истории такой большой страны, как Россия? Истоки этого поистине мистического проклятия стоит искать в его родословной, в его жизни. Как тогда объяснить события, связанные с именем Михаила Юрьевича, которые в России часто отзываются весьма горькими событиями.? Не потому ли, что в свое время  поэт не был понят. ? Поверите вы в это или нет – это ваше право. Первой, еще в пятидесятых годах прошлого века, на эту закономерность обратила внимание Анна Ахматова. Впрочем, судите сами.

1.         Поэт родился в 1814 году, а ровно через сто лет после его рождения началась Первая мировая война — одна из самых страшных катастроф прошлого века. В конечном счете в России она привела к революции.

2. Погиб Михаил Юрьевич в 1841 году, поэтому столетнюю годовщину его смерти знаменует начало Великой Отечественной войны, страшной и кровопролитной. Примечательно, что именно в октябре 1941 года — почти день в день с датой рождения Лермонтова — под Москвой грянули страшные морозы, заставившие танки Гудериана «увязнуть» в своем наступлении. Это и стало поворотным моментом в истории всей Второй мировой.

3. в 1964 году, пятнадцатого октября, прямо в день сто пятидесятилетнего юбилея великого поэта, в стране произошел государственный переворот.
4. Ну и, наконец, государству под названием СССР суждено было рухнуть в 1991-м. Нетрудно посчитать, что и это важнейшее в истории прошлого века событие случилось в дату, связанную с Михаилом Юрьевичем, — исполнилось сто пятьдесят лет со дня гибели поэта.

Очевидно, что такого количества совпадений просто не может быть. Это мистические знаки: проклятие Лермонтова все-таки существует. Михаил Юрьевич унаследовал от предка не только поэтический гений, но и дар прорицателя

Лермонтов, обладавший тонкой душой поэта, конечно, ощущал свою потаенную, рвущуюся наружу мистическую природу: не случайно именно Михаил Юрьевич стал автором поэмы «Демон».

Почему оно вырвалось наружу именно после убийства великого русского поэта? И стало действовать в таких масштабах? Лермонтовское проклятие, как правило, связано с войнами и заговорами. В 2014 году — двухсотлетие со дня рождения поэта. И в эту юбилейную дату – в стране – тяжелые времена: война Ю-В Украины, санкции к России, втягивание США России в борьбу за мировое господство.

Сл.39

Печальный гений, споря с небесами,
Нам рассказал о веке золотом,
О Родине с высокими снегами,
 О парусе в тумане голубом.
Мятежный дух, тоскою уязвленный,
Как луч небесный молодой зари,
Сверкнув, погас талантом обреченный,
 Чтоб сожалели русские цари.
Его вело по жизни провиденье
 Путем коротким к дате роковой,

Чтобы душа, устав от искушений,
Лишь в горных высях обрела покой.
Он слышал голос Демона зовущий
В крутые бездны Дантова пути,
Но стих его заметил Всемогущий
И не позволил в бездну ту сойти.
И Он ему поведал тайну мира
 И в славы час не отвернул лица,
 Когда поэт творил себе кумира
И всуе имя поминал Творца.

Ни рока глас, ни шепот провидения
Не запугали его вещий стих.
Он до сих пор, не ведая забвения,
 Звучит молитвой на устах моих.
В России больше не было поэтов,
 Кто так грустить мечтою светлой мог,
Кому сиял неповторимым светом
Его однажды возлюбивший Бог.


Сл. 40

Нам завещал он ширь небес
И дали дымку голубую,
Шумливый, вечный, русский лес,
Строку преданий золотую.
И не его ль стихи зову я,
Увидев парус, моря синь.
Как тот паломник торжествуя
У не поруганных святынь.

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Возможность уйти- это уже повод, чтобы остаться !

получайте бесплатно обновления блога


ЗДЕСЬ ВАМ РАДЫ!

Google+ Followers

Спасибо за посещение блога!