Страницы

СНИМИ КНИГУ С ПОЛКИ - ТАМ ВСЕ РУБРИКИ БЛОГА

Проверка работы школьной библиотеки

подарок моих читателей
Что надо, чтобы проверяющая вашу школьную библиотеку, дама, ушла от вас удовлетворенная вашей работой, а вы не искали валерьянку! 







А надо прочитать эту статью и сделать все, что там написано!!!




Проверка работы школьной библиотеки

Основные задачи библиотеки
  • Обеспечение участникам учебно-воспитательного процесса доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях.
  • Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя.
  • Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала.
  • Совершенствование и освоение новых библиотечных технологий.
  • Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг.
  • Выявление информационных потребностей и удовлетворение образовательных и индивидуальных потребностей пользователей библиотеки.
  • Формирование комфортной библиотечной среды.
Основные направления работы
  • Планирование и отчетность. Выполнение средних показателей.
  • Организация книжного фонда. Учет. Сохранность.
  • Комплектование.
  • Справочно-библиографическая работа.
  • Библиотечно-информационное обслуживание. Массовая работа.
  • Повышение квалификации. Самообразование. Участие в профессиональных мероприятиях. Взаимодействие с другими библиотеками, организациями.
Основные контрольные показатели работы
(данные показатели необходимо отражать в отчетах)
  • Книжный фонд, учебный фонд (количественный и качественный состав).
  • Массовая работа (количество и охват).
  • Библиотечные уроки (количество и охват).
  • Библиотечное обслуживание (процент охвата);
  • Книговыдача.
  • Читаемость.
  • Посещаемость.
  • Обращаемость фонда.
  • Книгообеспеченность.
Нормативно-правовая база
Современная школьная библиотека живет в многомерном информационно-правовом пространстве, которое можно представить как иерархическую систему, состоящую из нескольких уровней:
1)     документы международного уровня, ориентирующие и направляющие деятельность школьных библиотек. К этой группе относятся документы ООН, ЮНЕСКО, ИФЛА, международные соглашения и стандарты;
2)     законодательство Российской Федерации, касающееся проблем сохранения и использования культурного наследия, доступа всех категория граждан к информации, организации рекламы;
3)     отраслевые федеральные законы («Об образовании», «О библиотечном деле»);
4)     нормативные документы, подготовленные федеральными органами управления и касающиеся деятельности школьных библиотек (в том числе ГОСТы);
5)     региональное законодательство, относящееся к деятельности школьных библиотек;
6)     территориальные нормативные и методические документы;
7)     документы, разработанные в образовательном учреждении и утвержденные его руководителем.

ЭТАПЫ ПРОВЕРКИ

Характеристика библиотеки
  1. Сведения о работнике (работниках): Ф.И.О., образование, стаж библиотечной работы, уровень профессиональной деятельности, год аттестации (для педагога-библиотекаря), год прохождения курсов повышения квалификации, награды, звание.
  2. Помещение: площадь, этаж, освещенность, температурный режим.
  3. Оборудование: мебель, технические средства (указать состав и количество).
  4. Оформление фонда: указатели, разделители (внутриполочные, тематические, алфавитные), наглядность, плакаты; эстетика оформления.
  5. Режим работы: наличие расписания работы (указаны часы работы, методический день, санитарный день).
  6. Библиотечные услуги: предоставление доступа к информационным ресурсам, предоставление информации, обслуживание на абонементе, в читальной зоне, другие (указать – какие).
Планирование. Отчетность. Выполнение средних показателей работы
1. Наличие годового плана работы (за три учебных года):
  • утверждение директором школы;
  • указание функций, задач, направлений работы;
  • соответствие плана работы библиотеки учебно-воспитательному плану школы;
  • распределение работы по направлениям;
  • распределение содержания работы с указанием: названия (темы) мероприятия, формы проведения, контингента (возраста), срока (даты), ответственного;
  • учет литературных, памятных и знаменательных дат, традиционных праздников.
2. Наличие статистического отчета (за три учебных года):
  • утверждение директором школы или заведующей библиотекой;
  • наличие в отчете следующих таблиц (разделов): характеристика библиотеки, количество книжного фонда всего и по отраслям, книговыдача по отраслям, массовая работа, справочно-библиографическая работа, количество учащихся и читателей по классам, основные контрольные показатели;
  • своевременность сдачи отчета.
3. Выполнение средних показателей работы:
  • количество учащихся;
  • количество читателей;
  • процент охвата библиотечным обслуживанием;
  • количество посещений;
  • книговыдача;
  • посещаемость;
  • читаемость;
  • обращаемость книжного фонда;
  • книгообеспеченность.
Организация книжного фонда. Учет. Сохранность фонда
(УФ – учебный фонд, ОФ – основной фонд)
  1. Ведение учетной документации в соответствии с ГОСТами (УФ, ОФ).
  2. Своевременность суммарного и индивидуального учета поступлений и выбытия из фонда (УФ, ОФ).
  3. Ведение картотеки учебников или инвентарной книги учебного фонда (УФ).
  4. Своевременность проверки книжного фонда, выявление устаревших, ветхих, непрофильных, утерянных книг (УФ, ОФ).
  5. Движение фонда: включение, исключение, перемещение. Акты по определенной форме, утвержденные директором (УФ, ОФ).
  6. Ежегодная сверка фонда с бухгалтерией (УФ, ОФ). Отметка о сверке с бухгалтерией заносится в отдельную тетрадь или бухгалтер ставит подпись в КСУ.
  7. Техническая обработка: печать и инвентарный номер на 1-й и 17-1 страницах; шифр и индекс ББК в левом верхнем углу обложки (переплета); по возможности – книжные формуляры в кармашке (ОФ).
  8. Классификация и расстановка художественного и отраслевого фонда по ББК в алфавитно-систематическом порядке, по отделам, по возрастам (ОФ).
  9. Обеспечение сохранности фонда: контроль за выносом книг, работа с задолжниками, замена утерянных книг (УФ, ОФ).
  10. Индивидуальные и групповые беседы по сохранности книг и пользованию библиотекой (УФ, ОФ).
  11. Проверка возвращаемых документов (УФ, ОФ).
  12. Обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном порядке.
  13. Составление списков должников, извещение классных руководителей.
  14. Организация, количественный и качественный состав фонда читального зала (зоны).
  15. Разработка и изготовление плакатов, рекомендаций, памяток, закладок, раздаточных и наглядных материалов, и т.д.
  16. Обеспечения требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда (УФ, ОФ).
  17. Размещение и хранение учебников (в отдельном помещении) (УФ).
  18. Проведение санитарного дня (санитарная обработка помещения и фонда), наличие санитарного инвентаря.
  19. Проведение смотров состояния учебников, ремонт учебников (УФ).
Комплектование
  1. Количество книжного фонда (количественные показатели всего, по отраслям, по параллелям) (УФ, ОФ).
  2. Соответствие книжного фонда современной образовательной программе (УФ, ОФ).
  3. Учет разновозрастного состава пользователей библиотеки, индивидуального спроса, информационных и образовательных потребностей школьников, учителей и родителей.
  4. Изучение спроса пользователей библиотеки.
  5. Сведения о периодических изданиях (количество наименований и адресат, учет, подшивка, хранение).
  6. Сведения о документах на АВД (аудио-, видеодисках, DVD-дисках; количество, основная тематика, размещение, хранение, учет и выдача).
  7. Оснащение библиотечной техникой (читательские формуляры, вкладыши, дневник работы, инвентарные книги, книжные формуляры и т.д.).
  8. Источники комплектования (централизованно, читательский дар, книгообмен, спонсорская помощь и иные) (УФ, ОФ).
Справочно-библиографическая работа
  1. Соответствие справочно-библиографического аппарата современным требованиям, спросу пользователей, образовательно-воспитательной программе.
  2. Фонд справочной литературы (состав, количество, размещение, пополнение, сохранность).
  3. Внутрисистемный книгообмен (окружной, городской, краевой).
  4. Перевод фонда на ББК, процент перевода.
  5. Наличие алфавитного и систематического каталогов на традиционных носителях: количество каталожных карточек, ежегодное пополнение (количество), обновление, редактирование каталогов.
  6. Наличие каталогов на электронном носителе (электронный каталог).
  7. Наличие других электронных баз данных.
  8. Наличие картотеки периодических статей (какие разделы).
  9. Наличие картотеки цитат, высказываний мыслителей (какие разделы).
  10. Наличие папок-накопителей: названия (темы), периодичность их пополнения и обновления.
  11. Наличие рекомендательных списков литературы: названия или темы, их обновление.
  12. Проведение дня (недели) информации: количество мероприятий, охват, тематика.
  13. Проведение обзоров, выставок; выпуск бюллетеней, оформление стендов; их тематика.
  14. Проведение библиотечных уроков: контингент, темы, количество, охват.
  15. Выполнение библиографических справок; ведение тетради «Учета библиографических справок» по форме: дата, тема запроса, цель, фамилия ученика, класс, источник выполнения справки (автор, заглавие, год, страница).
  16. Библиотечные плакаты, книжки-раскладушки, эпиленты, памятки, планшеты, стенды, т.д.
  17. Индивидуальные беседы, планы чтения, рекомендации: темы, количество.
  18. Спецкурс, факультатив, кружок по ББЗ: название, наличие программы, количество часов, количество обучающихся.
Библиотечно-информационное обслуживание
  1. Соблюдение «Правил пользования библиотекой» и «Должностной инструкции работника библиотеки».
  2. Индивидуальное* и групповое обслуживание на абонементе и в читальной зоне.
  3. Дифференцированное обслуживание.
  4. Ежегодная запись и перерегистрация читателей.
  5. Помощь в подготовке творческих работ учащихся, к выступлению на конкурсах, конференциях, литературных праздниках: название конкурса (темы выступления), год, результат.
  6. Охват библиотечным обслуживанием в процентах.
  7. Соответствие учетных документов ГОСТу (дневника работы, черновика (листка) ежедневной статистики, читательских формуляров и вкладышей к ним, единой регистрационной карточки учета читателей).
  8. Организация обслуживания в читальной зоне: фонд, расстановка, хранение, учет, контроль за использованием фонда читателями.
  9. Методическая и консультационная помощь библиотекаря всем участникам образовательно-воспитательного процесса.
  10. Популяризация лучших книг, пропаганда чтения и реклама библиотеки с помощью различных форм массовой работы (для библиотекарей округа авторы разработали «Словарь форм массовой работы»).
  11. Наиболее интересные, традиционные массовые мероприятия: их систематичность, тематика (названия), контингент, количество и охват.
  12. Индивидуальный творческий почерк библиотекаря, поиски, находки.
  13. Использование традиционных, освоение и применение новых библиотечных и педагогических технологий: игровой, проектной, компьютерной, библиотерапии, критического мышления и т.д.
  14. Владение методикой организации и проведения традиционных и нетрадиционных форм массовой работы: оформление, оборудование, постановка цели, ход, этапы, результат.
  15. Грамотность составления и оформления авторского сценария, плана мероприятия.
  16. Использование оборудования: книжной выставки, стенда, декораций, реквизита (атрибутов); технических средств: магнитофона, компьютера, мультимедийного оборудования; наглядных пособий: плакатов, иллюстраций, фотомонтажа, дидактических материалов.
  17. Участие в заседаниях МО, педсовета, производственного совещания, родительского собрания: тема (название), дата (год).
  18. Помощь в повышении самообразования педагогов школы (консультации, рекомендации, индивидуальные беседы, планы чтения, открытые мероприятия и т.д.).
Повышение квалификации. Распространение опыта работы
  1. Посещение городских семинаров школьных библиотекарей.
  2. Участие в организации и проведении городских семинаров.
  3. Сотрудничество с другими библиотеками, организациями, методическими центрами.
  4. Знакомство с опытом работы российских и зарубежных коллег и его изучение через профессиональную периодическую печать, методическую литературу.
  5. Прохождение курсов повышения квалификации (название, год, место).
  6. Участие в работе городского МО школьных библиотекарей.
  7. Участие в экспертной аттестационной подкомиссии, плановых, тематических и комплексных проверках работы библиотек школ города.
  8. Методическая помощь и консультации коллегам (библиотекарям).
  9. Участие в научном эксперименте, научно-исследовательской работе, проектной деятельности или подготовка детей: год, тема, результат.
  10. Освоение и использование педагогических и библиотечных технологий.
  11. Работа над темой самообразования.
  12. Умение описывать свой опыт работы в докладах, выступлениях, публикациях и т.д.
  13. Наличие авторских разработок: сценариев, методических рекомендаций, программ, проектов, пособий, дидактических материалов, альбомов, презентаций, компакт-дисков, видеороликов, аудиозаписей и т.д.
  14. Распространение опыта работы на семинарах, курсах, конференциях, конкурсах, слетах, педагогических советах, педагогических и библиотечных чтениях в школе, городе, республике, России.
  15. Публикации статей, докладов, сценариев в СМИ, сборниках, отдельных брошюрах.
  16. Наличие портфолио.
По курсу «Кубановедение»
ü      План проведения библиотечных уроков по курсу «Кубановедение»;
ü      План совместных мероприятий по курсу «Кубановедение» с МО классных руководителей, учителей-предметников;
ü      Наличие оформленного стенда (стеллажа) по курсу «Кубановедение» (литература по курсу, методические рекомендации по изучению курса «Кубановедение» и другие программы и методические рекомендации);
ü      Наличие картотеки и другого материала в помощь учителю-предметнику, классному руководителю, родителям при проведении мероприятий по курсу «Кубановедение» с учащимися, родителями;
ü      Какое количество учебников имеется в наличии, сколько требуется дополнительно;
ü      Процент обеспеченности учебниками по курсу «Кубановедение» (по параллелям).

По предмету ОРКСЭ

ü      По каким модулям приобретены учебники;
ü      Наличие картотеки и другого материала в помощь учителю-предметнику, классному руководителю, родителям при проведении мероприятий по курсу «Кубановедение» с учащимися, родителями;
ü      Какое количество учебников имеется в наличии, сколько требуется дополнительно;
ü      Процент обеспеченности учебниками по курсу «Кубановедение» (по параллели).

Работа с сетью Интернет

1. Подключение школьной библиотеки к сети Интернет (да,нет).
2. Вид подключения (отдельное, локальная сеть, USB, wi-fi и др.).
3. Сколько выходов в сеть Интернет имеется в библиотеке? Сколько компьютерных рабочих станций для детей в библиотеке имеется?
4. Наличие персональной контентной фильтрации (ПКФ), документация по ПКФ.
5. Оформление документации по работе с сетью Интернет (график работы учащихся с сетью Интернет в школьной библиотеке, перечень образовательных Интернет-ресурсов, правила использования сети Интернет в школьной библиотеке, тетрадь учета выхода в сеть Интернет  и др.)



* Задачи индивидуального обслуживания:
·       Помощь в определении тематики чтения;
·       Выбор конкретных книг;
·       Выполнение запросов;
·       Оказание помощи в поиске литературы;
·       Знакомство с источниками информации;
·       Перерегистрация и запись новых читателей;
·       Беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в библиотеке, о культуре чтения книг;
·       Беседы об ответственности за причиненный ущерб книге, учебнику, другому носителю информации;
·       Подбор литературы для написания рефератов, докладов и т.д.;
·       Проведение индивидуальных бесед о прочитанном:
ü     выявление уровня читательского развития учащегося, в том числе – была ли ему понятна прочитанная книга;
ü     выявление мнения читателя о данном произведении и его авторе;
ü     выявление вкусов и предпочтений читателя (на примере обсуждения прочитанной книги).


Алгоритм работы с учебным фондом
           
v     Подготовка комплектов учебной литературы и выдача по классам (для учащихся 1-4 классов – выдача по спискам классному руководителю на целый класс; для учащихся 5-11 классов – выдача индивидуально каждому учащемуся на читательский формуляр);
v     Ведение журнала выдачи учебников;
v     Мониторинг обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями на текущий учебный год;
v     Работа с библиографическими изданиями (прайс-листы, тематические планы издательств, Федеральные перечни учебников и пособий, рекомендованные Министерством образования);
v     Составление совместно с председателями МО бланка заказа на учебники с учётом их требований на будущий учебный год;
v     Формирование общешкольного бланка заказа на учебники и учебные пособия с учетом замечаний курирующий заместителей директора школы и руководителей методических объединений, а также итогов инвентаризации;
v     Согласование и утверждение бланка-заказа на будущий учебный год администрацией школы, его передача в отдел комплектования школьных библиотек (отдел образования, департамент образования);
v     Приём и обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись КСУ, штемпелевание, оформление электронной картотеки;
v     Информирование педагогов, учащихся и их родителей о новых поступлениях учебников и учебных пособий, через выставки и объявления;
v     Размещение новых учебников в фонде;
v     Списание учебного фонда с учетом ветхости и смены учебных программ;
v     Работа по мелкому ремонту учебной литературы с привлечением библиотечного актива;
v     Оформление накладных на поступившую учебную литературу и их своевременная передача в бухгалтерию;
v     Сбор, расстановка учебной литературы;
v     Пополнение электронной базы данных «Учёт учебной литературы» (по классам, по году издания, по автору и т.д.);
v     Организация работы по своевременному возврату учебников и учебных пособий.

Подарок школьной библиотеке от учеников и их родителей, гостей школы, авторов, издателей.
Если работа с родителями и детьми с целью получения книг в подарок не носит характера прямых поборов и «обязаловки», то она может не только приносить школе хорошие книги, но и иметь важный воспитательный эффект.
Книги приходуются по правилам оформления даров, ставятся на баланс библиотеки, заносятся в каталоги и, прежде чем найти своё место в фонде, обязательно оказываются на выставке книг-подарков.

Обмен учебниками между школами, выдача во временное пользование
В начале каждого учебного года собираются специальные координационные совещания по обмену учебниками или централизованно собираются списки со школьных библиотек для составления базы учебников обменного фонда.
Обмен учебниками, как правило, лишь частично снимает проблему дефицита учебников. Сложность заключается в том, что школы вынуждены давать друг другу взаймы даже явно не нужные самим учебники, сохраняя их в своей отчетности и в хранилищах.

Инвентаризация библиотечных фондов
  
- наиболее ценные фонды, хранящиеся в сейфах – ежегодно;
- редчайшие фонды – один раз в 3 года;
- ценные фонда – один раз в 5 лет;
- фонды библиотек до 100 тыс. учетных единиц – один раз в 5 лет;
- фонды библиотек от 100 тыс. до 200 тыс. учетных единиц – один раз в 7 лет;
- фонды библиотек от 200 тыс. до 1 млн. учетных единиц – один раз в 10 лет;
- фонды библиотек свыше 1 млн. учетных единиц – поэтапно в выборочном порядке с завершением инвентаризации всего фонда в течение 15 лет.
Инвентаризация фондов библиотек или его части при смене руководителя библиотеки или структурного подразделения, имеющего библиотечные фонды (фондодержателя), приравнивается к очередному сроку.
(Основание: Письмо Минфина РФ от 04.11.1998г. № 16-00-16-198 «Об инвентаризации библиотечных фондов»)



Комментариев нет :

Отправить комментарий

Буду рада вашим комментариям!

Возможность уйти- это уже повод, чтобы остаться !

получайте бесплатно обновления блога


ЗДЕСЬ ВАМ РАДЫ!

НАПИШИТЕ АВТОРУ

СВЯЗЬ С АВТОРОМ ЧЕРЕЗ СЕТЬ ВК В СООБЩЕСТВЕ "БИБЛИОМИР83" . ПОДПИШИСЬ И ПИШИ!

ПОДПИСКА на новости блога в ВК