Библиотечный урок по экологии.
Что только не придумаешь, чтобы читателям было интересно!
Что за имя у королевы - Ойкумена?
И как она связана с экологией?
Об этом и м/м урок....
За основу презентации был
взят сценарий Петровой Е.Г. «Природа
ошибок не прощает» . Переложен на слайды
, дополнен « с миру по нитке», оформлен в картинки по
теме …. и получилась вот такая
презентация.!
Назвала «В гостях у королевы
Ойкумены» . Чего только не придумаешь для любимых читателей! Но как говориться
: « Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!». Словом ойкумена
древние греки называли заселённую и освоенную человеком землю. Ойкумен – это
термин введён древнегреческим географом Гекатеем Милетским. Вот так и родилось
название для мероприятия по экологии
Делюсь…
Сценарий.
Сл.1.
Королева
Ойкумена- царица экологии. Её имя переводится с греческого как «ойкос» или «
экос» населяю, обитаю. Словом ойкумена древние греки называли заселённую и
освоенную человеком землю Ойкумен – это термин введён древнегреческим географом
Гекатеем Милетским для обозначения известной грекам части Земли с центром в
Элладе... Отсюда и название науки «Экология» , т.е. жилище- наука. Наука об
отношениях живых организмов и их сообществ с окружающей средой.
Сл.2.
И сегодня мы с вами
путешествуем по царству Ойкумены- королевы экологии.
Экология важна,
Экология нужна!
Всё зависит от тебя:
Чистота и красота.
Помните, взрослые, помните,
дети !
Помните - что .красота на
планете,
Будет зависеть только
от нас.
Не забывайте об
этом сейчас.
Планету живую
сберечь для народа.
Чтоб планета стала светлей-
Это зависит от нас, от людей !
Сл. 3.
Вот Ойкумена и откроет нам
некоторые тайны экологии. Королева готова, а вы? Итак, наше путешествие
начинается.
Сл.4.
Первое путешествие будет
называться « Отгадай загадки» Далее мы почитаем книгу жалоб, которая есть у
природы, потом побываем на уроке экологической культуры и узнаем законы
экологии.
Сл.5.
Вас, прекрасные друзья,
Приглашаю в гости я,
В мир загадочной природы,
В мир животных и погоды!
Сл.6.
Только в мире этом надо
Отгадать чуть – чуть
загадок,
На вопросы отвечать,
В игры весело играть.
Сл.7. Заголовок. Загадки.
Сл.8( после отгадки детей – щелчок мышкой, на экране убирается картинка-
заставка и появляется картинка - ответ
Они украшают луга и леса
И это не только природы
краса –
В них пчёлы находят
целительный дар
И бабочки пьют их них
сладкий нектар.
(Цветы)
"Цветы, как люди, на
добро щедры и, людям нежность отдавая, они цветут, сердца обогревая, как
маленькие, тёплые костры." (К. Жане)
Сл.9. ( после отгадки детей – щелчок мышкой, на экране убирается картинка-
заставка и появляется картинка - ответ
Они – лесные санитары.
Так прозвали люди их
недаром.
Чтобы лес был красив и
здоров,
Без личинок вредных и жуков,
Они на страже день и ночь
Гонят разных короедов прочь!
(Муравьи)
Муравьям посвящено множество
афоризмов и изречений. Если осмыслить
жизнь муравьев, то можно сформулировать принципы, которые помогут многим
реализовать свои мечты. Именно природа дает нам поразительные примеры
целеустремленности и настойчивости. Это и есть философия муравья, в которой
заключена вся мудрость природы. После неудачной попытки муравьи начинают
сначала, и так по многу раз — пока не победят.
В преодолении трудностей у
муравьев нет равных. Мал муравей телом, да велик делом.
Сл.10( после отгадки детей – щелчок мышкой, на экране убирается картинка-
заставка и появляется картинка - ответ
Без взрослых с ним
развлекаться опасно,
Закончиться может забава
ужасно.
В лесу очень сухо бывает
порой
И он обернётся серьёзной
бедой.
(Костер)
Огонь — это разрушение, но
одновременно и жизнь! Разве это не волшебство? Огонь может согреть, накормить,
защитить. Он всемогущ, и поэтому к нему надо относиться с большим уважением и
уметь с ним обращаться так, чтобы он не разрушал, а помогал!
Сл.11
Можем мы в траве их
встретить,
Ведь жильцов там миллион!
Ты их увидишь на пути –
Не обижай, а отойди!
Без них весь лес, друг мой,
И одинокий, и пустой.
(Насекомые)
В природе нет ничего лишнего,
пустого и не нужного. Всё взаимосвязано друг с другом крепкой цепочкой. И если
она порвется в одном месте, разорвется вся цепочка! В природе все гармонично!
Сл.12. Жалобы. Заставка.
Сл. 13. Жалоба № 1
Ойкумена говорит, что
Человек её огорчает, он стал эгоистичным, расточительным потребителем, а её
богатства не вечны. Вырубаются леса, осушаются болота, загрязняются водоемы и
атмосфера. Многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения.
Горы промышленных отходов губят Землю.
Да и с человеком тоже не все благополучно: его одолевают болезни, процветают наркомания и преступность, не
прекращаются войны, человечеству угрожает голод. Человек забыл об
ответственности за жизнь на Земле. Что он оставит потомкам? Пустую,
безжизненную планету? «Со мной пришли мои подданные, они хотят высказать свое
отношение к деятельности человека.
Вот жалоба № 1
"Сама знаю, что не
красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем
бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая".
- Кто это? ( это жаба)
Ребятам, а ведь Одна жаба
сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы,
принеси жабу - и они исчезнут.
Сл.14. Жалоба №2
"Ох и не любят меня
люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня
некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось
бы некоторым сидеть без хлеба".
- Кто это? (Сова)
Сова с 1946г находится под
охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны
уничтожить 1 тонну зерна.
Сл.15.
Жалоба №3
"Мы сосем кровь
человека. Из-за нас люди не могут нормально работать и отдыхать. От нашего
тоненького голоса многие люди начинают чесаться".
- Кто это? (Это комары.)
Но все же комары необходимы
в природе. Личинки комаров живут в воде, ими питаются многие рыбы. А взрослыми
комарами.
Сл. 16 .
Вот вам жизненный урок
экологии. И как раз про полезность комаров.
Сл 17
Один рыбак на всю жизнь
запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской
тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх,
нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах
воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только
что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был
наполнен … комарами.
Какой же экологический урок
дал старый эвен рыбаку?
Примерные ответы детей:
- Если уничтожить комаров,
то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.
- В природе всё находится в
равновесии, всё связано.
Природа очень разумна. Она
сама регулирует количество всех живых организмов.
Вот еще примеры такой взаимосвязи!
- Аральское море, которое
обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.
- В Китае были уничтожены
миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И
китайцы стали покупать воробьёв в других странах.
- В Норвегии уничтожили
хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от
эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль
санитаров, а значит, предотвращали эпидемии.
Именно это и есть та
цепочка, которой все мы: и человек, и животные, и насекомые, и растения. Все
помогают друг другу жить!
«Природа не прощает ошибок».
Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы.
Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение
законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное,
что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в
том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от
потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в
экологической культуре.
Сл.18.Законы экологии.
Сл.19
Как видим, природа очень
жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов
всего четыре. Их так легко запомнить!
Итак, четыре закона
экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы
записали на доске.
Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших
примерах.
Второй закон
гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе
и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое,
при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она
заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай,
отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.
Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу,
нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого
органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество
разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число
химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не
разлагаются, накапливаются и загрязняют её.
Экологическая культура заключается в том, чтобы знать
и выполнять эти законы.
«Природа не прощает ошибок».
Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы.
Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение
законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное,
что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в
том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от
потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в
экологической культуре. Тем более, что 2017
в нашей стране год проходит под эгидой
Года экологии .
Сл.20
Вот и закончилось наше
воображаемое путешествие. Королева Ойкумене прощается с нами, но будет очень
рада дружить с вами, и надеется, что путешествие прошло не зря. Вы будете
беречь природу, и не нарушать правила экологии.
Сл.21
Потому что Земля, природа и
все живое нуждается в нашей помощи, а мы нуждаемся в их помощи! И настало то
время, когда уже Природа просит о помощи!
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой;
И шепчут мне материки:
И вдруг вздохнул он как живой;
И шепчут мне материки:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
Грустит глубокая река,
свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
И слышу голос я реки:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
Остановил олень свой бег,
Будь человеком, человек! В тебя мы верим – не солги:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
Будь человеком, человек! В тебя мы верим – не солги:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!»
Источники:
http://www.maam.ru/detskijsad/yekologicheskie-zagadki.html
загадки
Классный
час «Природа не прощает ошибок». http://petrova.21413s17.edusite.ru/p18aa1.html
Комментариев нет :
Отправить комментарий
Буду рада вашим комментариям!