Готовилась к педсовету по теме «Духовно
нравственное и патриотическое воспитание в школьной библиотеке». В процессе
наткнулась на интересные материалы. К сожалению, забыла скопировать адреса
ссылок авторов. Помню только сайт Маам.ру
Интересные анкеты, как для библиотекаря,
так и для завуча по ВР и классного руководителя.
Библиотека, как один из социальных
институтов общества, является, более чем кто бы то ни было,
нравственно-духовным учреждением.
«Библиотеки важнее всего в культуре» Если есть библиотеки, - культура не
погибнет», - говорил Дмитрий Сергеевич Лихачёв.
Целью воспитания является поддержка,
развитие и укрепление в человеке гуманности, пробуждение в нем стремления к
нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.
В качестве примеров и ориентиров возьмем творчество Мифтахетдина Акмуллы.( Духовно-нравственное воспитание молодежи невозможно без обращения к культуре родного края, к её духовному наследию. В этом плане незаменимым является творчество Мифтахетдина Акмуллы – выдающегося поэта и просветителя XIX века.)
Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»
Методика "Незаконченный рассказ"
Тесты: "Сказки"
А В. Осеева "Сыновья". Сказка №1.
Н. Толстой- "Топор". Сказка № 2.
В. Осеева "Сыновья". Сказка №3.
"Айога". Нанайская сказка. Сказка №4
Мероприятия,
проводимые библиотеками в рамках духовно-нравственного воспитания, можно разделить на шесть основных направлений.
1) Воспитание гражданственности,
патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека направлено на
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному
культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской
Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению.
Это направление даёт детям и подросткам
элементарные представления об институтах гражданского общества, о наиболее
значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном
достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического
долга.
2) Воспитание нравственных чувств и
этического сознания ориентировано на начальные представления школьников о
моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических
нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных
убеждений, представителями различных социальных групп.
Это направление формирует нравственно-этический опыт взаимодействия со
сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
уважительное отношение к традиционным религиям; неравнодушие к жизненным проблемам других
людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность
эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать
нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
3) Воспитание трудолюбия, творческого
отношения к труду, к жизни нацелено на осознание приоритета нравственных основ труда,
творчества, создания нового; на мотивацию общественно полезной деятельности.
4) Формирование ценностного отношения к
здоровью и здоровому образу жизни выражается в ценностном отношении к своему
здоровью, здоровью окружающих людей; это направление даёт детям элементарные представления о важности морали
и нравственности в сохранении здоровья человека, первоначальные представления о
роли физической культуры и спорта для здоровья человека, знания о возможном негативном
влиянии вредных привычек на здоровье
человека.
5) Воспитание ценностного отношения к
природе, окружающей среде. Его цель: первоначальный опыт эстетического,
эмоционально-нравственного отношения к природе.
6) Воспитание ценностного отношения к
прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
влияет на первоначальные умения детей
видеть красоту в окружающем мире, в
поведении, поступках людей.
Даёт первоначальный опыт эмоционального
постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов
России.
Процесс духовно-нравственного воспитания в
библиотеке предусматривает включение читателей в различные сферы библиотечной
деятельности: просветительские и досуговые мероприятия, библиографическое обслуживание. В этой
работе библиотеки используют
разнообразные формы. Прежде всего – книжно-иллюстративные выставки,
которые привлекают внимание читателей к
литературе духовного содержания,
классической литературе, к лучшим образцам народного творчества.
Мы , вместе с вами постоянно и
целенаправленно осуществляем мероприятия, призванные пробудить в наших
читателях то «разумное, доброе, вечное», что и составляет сущность
нравственности и духовности.
В руках педагога и библиотекаря КНИГА и СЛОВО - мощный инструмент для
осуществления воспитательных задач.
Современная школьная библиотека – не
просто хранилище книг, а информационный, культурный, досуговый центр.
У библиотеки есть и более благородная миссия —
давать постоянную духовную подпитку, а не только лишь служить источником
информации.
Библиотека
через книгу, через общение, и через информацию, - может исполнить все функции и
духовного воспитания.
Библиотеки –сердце школы, ключевая цель которых – пробудить душу
ребенка, помочь ему найти собственный путь в жизни, творчестве Важно посеять в детских душах семена таких понятий
как долг, честь, советь, покаяние ,веру,
любовь и преданность Отечеству и другие, для того, чтобы завтра они дали
всходы. Иначе на их месте снова произрастут "плоды", ведущие к гибели
нации.
В арсенале библиотеки есть несколько
определяющих моментов для общения с читателями. Одним из…., конечно является
опора на литературные произведения. Ведь именно книги учат всему доброму , хорошему и
полезному!
Анкеты.
Анкета
для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»
Автор: Марина Кошелева
1. Как часто Вы читаете (рассказываете)
своему ребенку сказки?
2. Какие сказки предпочитает Ваш
ребенок?
3. Просит ли Ваш ребенок читать
(рассказывать) сказку несколько раз?
4. Есть ли любимая сказка у Вашего
малыша? Если есть – какая?
5. Играет ли Ваш ребенок в сказки,
которые слушал?
6. Рассказывает ли ребенок сказку
совместно с Вами или своим куклам (игрушкам?
7. Есть ли у ребенка книжки для
самостоятельного рассматривания?
8. Рассматривая иллюстрации к сказкам,
задает ли Вам ребенок вопросы?
9. Узнает ли Ваш ребенок сказку по
иллюстрации?
10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид
детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр. ?
11. Придумываете ли Вы когда-нибудь
сказки для Вашего ребенка?
Методика
"Незаконченный рассказ"
(Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.
Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, Владос, 1995.)
Цель: изучение стремления дошкольников и
младших школьников к проявлению гуманных отношений.
Методика используется в работе с детьми младшего
школьного возраста. Детям предлагается закончить несколько ситуаций:
Для
детей мл. школьного возраста:
1. Маша и Света убирали игрушки. Маша
быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою
часть работы. Если хочешь, иди играй, или помоги Свете закончить уборку». Маша
ответила… Что ответила Маша? Почему?
2. Петя принес в детский сад свою новую
игрушку – самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете
подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя… Что сделал
Петя? Почему?
3. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя
убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера… Что сделала Вера?
Почему?
4. Таня и Оля играли в «дочки-матери». К
ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». «Мы тебя не
возьмем, ты еще маленький», - ответила Оля. А Таня сказала… Что сказала Таня?
Почему?
5. Коля играл в «лошадки». Он бегал и
кричал: «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую
сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к
Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля ей
ответил… Что ответил Коля? Почему?
6. Таня и Миша рисовали. К ним подошел
воспитатель и сказал: «Молодец, Таня! Твой рисунок получился очень хорошим».
Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал… Что сказал Миша? Почему?
7. Саша гулял около дома. Вдруг он
увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда
Саша… Что сделал Саша? Почему?
Характеристика уровней проявления
социальных эмоций и их влияние на поведение детей младшего школьного возраста
1. Высокий
Оказание помощи: Помощь оказывают во вех
случаях по собственному желанию. Мотивируют свое поведение добрым отношением к
своим сверстникам, чувством товарищества.
Отношение к сверстникам:
Доброжелательное отношение к сверстникам. Пытаются объяснить, в чем прав или не
прав товарищ. Вежливо обращаются друг к другу; всегда готовы уступить товарищу.
Мотивируют свое поведение.
Забота о животных: Проявляют заботу и
чуткость во всех случаях по собственному желанию. Мотивируют свое поведение.
Реакция на успех и неудачу других:
Признают удачу других, радуются за товарищей. В случае неудачи поддерживают
друг друга, проявляют сочувствие. Могут мотивировать свое поведение.
Реакция на эмоциональное состояние
других: Умеют определять эмоциональное состояние своих сверстников, знакомых,
родственников, сопереживают или сорадуются. Мотивируют свое поведение.
2. Выше среднего
Оказание помощи: Помощь оказывают во
всех случаях по собственному желанию, но не мотивируют свое поведение.
Отношение к сверстникам:
Доброжелательное отношение к сверстникам. Пытаются объяснить, в чем прав или не
прав товарищ. Вежливо обращаются друг к другу.
Забота о животных: Проявляют заботу и
чуткость, но не всегда мотивируют свое поведение.
Реакция на успех и неудачу других:
Признают удачу других, радуются за товарищей, в случае неудачи поддерживают
друг друга, проявляют сочувствие, но не мотивируют свое поведение.
Реакция на эмоциональное состояние
других: Умеют определять эмоциональное состояние своих сверстников, знакомых,
родственников, сопереживают или сорадуются в зависимости от ситуации, но не
мотивируют свое поведение.
3. Средний
Оказание помощи: Помощь оказывают во
всех случаях, иногда прибегают к помощи взрослых.
Отношение к сверстникам: К сверстникам
относятся неоднозначно, в зависимости от ситуации. Проявляют чувство жадности.
Забота о животных: Проявляют заботу о
животных во всех случаях, но иногда стараются возложить ответственность за
животных на других (родителей, друзей, ветеринаров).
Реакция на успех и неудачу других:
Проявляют заботу без особой радости, потому, что «так надо».
Реакция на эмоциональное состояние
других: Различают эмоциональное состояние других людей в зависимости от
ситуации, если это выгодно для субъекта. Иногда переживают за товарищей.
4. Низкий
Оказание помощи: Не осознает
необходимости оказания помощи, все делает ради себя.
Отношение к сверстникам:
Недоброжелательное, злое отношение к сверстникам.
Забота о животных: Отсутствует
проявление заботы. Проявляют чувство жадности.Реакция на успех и неудачу
других: Не могут смириться с тем, что кто-то лучше них; ставят себя на первое
место.
Реакция на эмоциональное состояние
других: Не обращают внимания на эмоциональное состояние окружающих. Не способны
радоваться и переживать за других.
Варианты тестов и заданий на определение
уровня развития (привития) духовно-нравственных качеств у учащихся.
Составлена руководителем Епархиальных
Православных Образовательных курсов Григорьевой Л.А., 2000 г. Возраст
испытуемых: 7-10 лет.
1-ый
Тест: "Сказки"
Сегодня я расскажу вам сказку. Послушаете?
Отлично.Итак, сядьте по удобнее. Но слушайте внимательно, потому
что в середине своей истории я
попрошу вас ответить на вопросы. Эту сказку написал русский писатель -
А.Н.
Толстой- "Топор". Сказка № 1.
Пошел топор по дрова. Постукивает по
горелым пням, посмеивается.
— Моя воля: хочу — зарублю, хочу — мимо
пройду, я здесь хозяин.
А в лесу березка росла, веселенькая, кудрявая, старым деревьям на радость. Увидел топор
березку и стал куражится:
— Кудрявая, я тебя подкудрявлю, начну
рубить, только щепки полетят... Испугалась березка:
— Не руби меня, топор, мне больно будет.
— А ну-ка, поплачь!
Золотыми слезами заплакала березка,
веточки опустила.
— Меня дождик в невесты сватал, мне жить
хочется.
Захохотал железный топор, наскочил на
березку — только белые щепки полетели... Ухватил ее топор, домой поволок. А
идти топору через калиновый мост. Мост ему и говорит:
— Ты это зачем в лесу озорничаешь,
сестер моих рубишь?
—
Молчи, дурак, — огрызнулся топор, — рассержусь и тебя зарублю.
Как вы считаете, что произошло дальше?
(Варианты ответов детей).
Послушайте продолжение сказки.
Не пожалел спины, крякнул и сломался калиновый
мост. Топор шлепнулся в воду и потонул. А березка поплыла по реке в океан —
море.
Задание:
Напишите свою фамилию, имя, название сказки.
Ответьте на вопросы:
1. Кто из героев вам понравился. Почему?
2. Кто не нравится. Почему?
3. Есть ли в этой сказке настоящий
герой?
4. Кто это? Почему?
В.
Осеева "Сыновья". Сказка №2.
Две
женщины брали воду
из колодца. Подошла
к ним третья.
И старенький дедушка на камушке отдохнуть присел. Вот говорит одна
женщина другой:
— Мой сынок ловок да силен, никто с ним
не сладит.
—
А мой поет, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая.
А третья молчит.
— Что же ты про своего сына не скажешь?
— спрашивают ее соседки.
— Что же сказать, — говорит женщина, —
ничего в нем особенного нету. Вот набрали полные ведра и пошли. А старичок — за
ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины. Другой
песню поет, соловьем заливается — заслушались его женщины. А третий к матери
подбежал, взял у нее ведра тяжелые и потащил их. (пауза).
Задание:
Напишите свою фамилию, имя, название
сказки. Ответьте на вопросы:
1.Кто из мальчиков вам понравился. Почему?
Послушайте продолжение сказки.
Спрашивают женщины старичка:
— Ну что? Каковы наши сыновья?
— А где же они? — отвечает старичок. — Я
только одного сына вижу!
2. Кто не понравился. Почему?
3. Кого дедушка считает настоящим сыном?
4. Согласны ли вы с мнением дедушки?
Почему?
"Айога".
Нанайская сказка. Сказка №3
В роду самаров жил один человек — Ла. Была у него
дочка — Айога. Красивая девочка. Все ее очень любили. Айога загордилась. Стала
рассматривать свое лицо. И понравилась сама себе. Смотрит, не может оторваться.
Глядит не наглядится, своим отражением любуется. Совсем стала Айога ленивая.
Все любуется собой. Вот однажды говорит ей мать:
1) — Пойди принеси воды, Айога! Дочка отвечает:
2)
Пошла и принесла воды.
— Я в воду упаду.
Замесила
мать тесто. Сделала лепешки. Увидела Айога лепешки, кричит:
— А ты за
куст держись, — говорит ей мать.
— Дай мне лепешку, мать!
— Куст оборвется! — отвечает Айога.
— Горячая она. Руки обожжешь, — отвечает мать.
— А ты за крепкий куст возьмись.
— Я рукавицы надену, — говорит Айога.
— Руки поцарапаю...
— Рукавицы мокрые.
Тут соседская дочка говорит матери Айоги:
— Я их на солнце высушу.
— Я схожу за водой.
— Руки заболят, — отвечает мать.
3) — Зачем тебе трудиться, красоту свою портить?
Лучше я лепешку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет.
Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке.
Рассердилась Айога. Пошла за дверь, на реку. Смотрит
на свое отражение в воде. А соседская девочка — Ная — жует лепешку. Стала Айога на девочку оглядываться. Шея в нее
вытянулась — длинная стала. Говорит девочка Айоге: « Возьми лепешку. Мне не
жалко!»
Совсем
разозлилась Айога. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся
злости.
— Не надо мне ничего-го-го! — кричит.
Задание:
Напишите свою
фамилию, имя, название сказки. Ответьте на вопросы:
1. Кто из героев вам понравился. Почему?
2. Кто не нравится. Почему?
3. Как вы считаете, можно назвать Айогу красивой?
Почему?
Послушайте продолжение сказки.
Не удержалась на берегу, бултыхнулась в воду Айога и
превратилась в гуся. Плывет и кричит:
— Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я
красивая!..
Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не
разучилась. Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее,
красавицу, не спутали, и кричит, чуть людей завидит:
— Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га! Га-га-га!
4. Как вы считаете, мама поступила правильно?
Почему?
Ответы
по 1-ой сказке
|
Ответы
по 2-ой сказке
|
Ответы
по 3-ей сказке
|
Уровень
|
1. Мост, березка.
2. Топор.
3. Да, есть герой сказки.
4. Мост, т.к. не остался равнодушным,
не пожалел себя, наказал зло.
|
1. Третий сын.
2. Первый и второй мальчики.
3. Третьего сына.
4.
Да, т.к. сын- это тот, кто помогает родителям и любит, жалеет их, а не
себя.
|
1. Соседская девочка.
2. Айога.
3. Нет, т.к. душа у нее эгоистичная,
черствая, не красивая.
4.
Да, т.к. нельзя баловать детей, надо их воспитывать.
|
Высокий
|
1. Мост, березка.
2. Топор.
3. Да.
4. Березка, т.к. о ней сказка, ее
жалко. Мост, т.к. он не пожалел себя.
|
1. Третий сын.
2. Все хорошие по-своему.
3. Третьего сына.
4. Да, т.к. он
помог своей маме.
|
1. Соседская девочка.
2. Айога.
3. Нет, т.к. она ленивая, не слушается
маму.
4.
Да, т.к. Айга не послушалась ее, искала причины не работать.
|
Выше Ср.
|
1. Березка.
2. Топор.
3. Да.
4. Березка, т.к. ее жалко. Топор, т.к.
о нем рассказ.
|
1. Все понравились.
2. Никто.
3. Третьего сына.
4. Да, т.к. он
помог своей маме.
|
1. Соседская девочка.
2. Айога.
3. И да и нет.
4. Да, так же, как ответила ей Айога.
|
Средний
|
1. Березка.
2. Топор.
3.
Да.
4.
Топор, т.к. он сильный.
|
1. Все понравились.
2. Никто.
3. Не знаю.
4.
-
|
1. Соседская девочка.
2. Айога.
3. Да.
4. Не знаю.
|
Ниже Ср.
|
Другие
варианты ответов. Нет ответов. Нет
объяснения своих ответов.
|
Низкий
|
Духовно-нравственное воспитание молодежи невозможно
без обращения к культуре родного края, к её духовному наследию. В этом плане
незаменимым является творчество Мифтахетдина Акмуллы – выдающегося поэта и
просветителя XIX века. В творчестве Акмуллы мудрость родного народа, тонкие и
меткие наблюдения и оценка человека, сполна повидавшего и испытавшего на своем жизненном
пути, вобравшего в себя поэтический опыт многих поколений прославленных степных
певцов-сэсэнов. Для Акмуллы знания и воспитанность, внутренняя чистота человека
и в целом проблемы морального, нравственного, порядка – наиболее важные в
системе его взглядов на мир и на человека. При этом критерий человечности
человека – в чистоте его помыслов, в его труде на благо страны, народа. Акмулла
воистину был поэтом народа. Он знал душу людей, отдельно взятого человека
лучше, чем кто-либо другой, ибо сам был душой и гласом своего народа. Лучшее
подтверждение тому – его замечательное стихотворение, называемое “Насихаттар” –
“Назидания”. Хочу остановиться на нем более подробно, ибо в этом произведении
проявилась вся необыкновенная проницательность поэта, его умение глубоко
заглянуть в человеческую душу; его понимание законов жизни и бытия,
божественных установлений на земле, которым должен следовать каждый человек.
Итак, какие же качества должен иметь сын
человеческий?
Поэт убежден, что их должно быть семь.
Во всяком случае, самых главных и обязательных – все
та же “магическая” цифра – семь!
В жизни, первое, совесть нужна, совестливость,
Совестливость как божья дается нам милость.
Мало молвить с усердьем: “Прости меня, Боже!” –
Молча совесть блюсти в себе – много дороже.
Разве тут не вспоминается известная истина о том,
что возлюбить все человечество куда легче, чем одного своего соседа?
Второе качество.
Честь и честность – второе условие. Если
Нету чести в тебе, то не будет, хоть тресни.
Для бесчестного лучшее место – в могиле,
Чем ходить по земле в святотатственной силе.
Редко какой поэт может сказать так жестко: если ты
бесчестный, то уж честным не станешь никогда. И тогда лучше лечь в могилу, чем
чернить земную поверхность своим душевным уродством.
Какое же третье качество усматривает Акмулла в
человеке?
Третье, сказано, ум. Говорить с дураками
Не словами приходится, а кулаками.
Осердясь, дураки посягают на веру,
Ни в делах, ни в сужденьях не ведая меру.
А ведь Акмулла тут не имеет в виду дураков в прямом
смысле этого слова, идиотов: На свете немало и “умных” дураков.
Благодарность, мы скажем, четвертое свойство.
Коль ты неблагодарен, то с глаз моих смойся!
За добро благодарен будь и за доверье,
И за то, что Алла в мир открыл тебе двери.
Тут Акмулла с равным правом мог бы вместо “Аллаха”
вставить слова “мать” или “отец”, “родители”. Увы, неблагодарность к родителям
и Матери-природе искони были уделом эгоистичных людей. А теперь это вообще
процветает пышным цветом.
Свойство пятое – это порядочность. С нею
Мы любовь обретаем – нету чувства сильнее!
Нас любовь возвышает и делает чище,
Потому мы до гроба любовь свою ищем.
А шестое условие – это терпенье.
Терпеливый достигнет всего без сомненья.
Нетерпение – признак отсутствия воли,
Приведет оно к скорби, раскаянью, боли.
Кто-кто, а уж Акмулла знал цену терпенью
Страсть – седьмое условие. Страсть – это пламя!
Это пламя небесное властвует нами.
Мудрецы говорят: все, что названо выше,
Совмещается в нас под единою крышей.
Здесь живая жизнь. В ней нельзя существовать без
внутреннего огня, пламени в груди. Любая работа должна делаться, как говорится,
с огоньком. Вот о чем разговор! Акмулла прекрасно это понимает и именно
“страстью” завершает перечисление необходимых человеку качеств, называя
страсть–даром божьим, без которого человек не может называться человеком.
Вполне возможно, что Акмулла в своих назидательных
перечислениях о свойствах и качествах человеческого характера упустил или
недосказал что-то очень важное и тоже совершенно необходимое. Может быть. Но,
согласитесь, что, называя семь свойств, он указал и совместил между собой очень
существенные, когда даже отсутствие одного из них может сделать человека
ущербным и, как сейчас говорят, закомплексованным. И не потому ли ныне так
много ущербных людей с отсутствием тех или иных качеств, которые
поэт-просветитель XIX века считал просто обязательными.
Ну а то, что предстает в человеке со знаком минус,
как считает Акмулла, это, прежде всего, самомнение, эгоизм, равнодушие. Именно
они влекут за собой все остальные отрицательные качества людей: жестокость,
коварство, вероломство, многие другие отталкивающие свойства характера,
составляющие неизлечимую болезнь человеческой души, которые пышным цветом
расцвели именно сегодня, на излете XX века.
В заключение разговора о роли воспитании молодого
поколения хочется снова обратиться к словам великого просветителя, которые,
достойно венчают эти воистину назидательные в лучшем смысле этого слова стихи.
Подлый блага от Бога вовек не дождется.
Мудрый – и умерев – средь живых остается.
Просвещенный пребудет в умах. А невежда –
Как корова, что в пыль молоком обольется.
О нутре ты сначала своем беспокойся,
Чтоб не вонь шла оттуда, а лилось бы солнце.
Пусть душа будет чистой. Стремись к очищенью –
Нет без этого пользы в твоем просвещенье.
Комментариев нет :
Отправить комментарий
Буду рада вашим комментариям!