Сценарий и слайды
к презентации о В. Распутине.
К 80-л писателя.(1937-2017)
Немного опоздала с публикацией. Но... лучше поздно, чем никогда.
Сценарий включает в себя краткое описание жизни и творчества писателя, стихи поэтов, как предисловие- определение жизненного пути В. Распутина и характеристика творчества Распутина. А так же... цитаты из книг В. Распутина вплетены в канву повествования о жизни и творчестве писателя.
Сценарий:
Текст этого цвета не произносить
: он как фон для самостоятельного чтения
с экрана.
В. Распутин.1937-2017 гг
Сл.2.Жизнь
и творчество В. Распутина.
Запомнилось мне от рожденья, чтоб жить –
Не много, не мало – два слова.
Два слова – глаголы: любить и творить!
Два слова – всей жизни основа.
Не много, не мало – два слова.
Два слова – глаголы: любить и творить!
Два слова – всей жизни основа.
В 2017 году исполняется 80 лет со дня
рождения В. Г. Распутина. Крупнейший русский писатель современности Валентин
Распутин утверждал, что литература – это летопись народа. Он строго и несуетно
вёл эту летопись, переживал и рассказывал о трагических поворотах российской
истории. Распутин писал просто, без вычурностей, не пытаясь никому угодить. У
него не так много произведений, но каждое стало событием.
Биография писателя проста, но духовный
опыт богат, неповторим, неисчерпаем и помогает понять, откуда явился такой
могучий талант, который засверкал самыми яркими гранями. Путь Валентина
Распутина в литературу определился наилучшим образом: в короткий срок молодой писатель
стал вровень с большими мастерами прозы.
Первый рассказ «Я забыл спросить у
Алешки...» появился в 1961 году и сразу обратил на себя внимание искренностью и
пронзительностью слова. Критика восхищалась красотой распутинского языка,
бережным отношением к героям, тонким психологизмом. Направление «деревенская
проза», оформившееся в 1960 - 1970-х годах, получило свое название с легкой
руки Александра Твардовского, главного редактора журнала «Новый мир». Валентин
Распутин был младшим представителем этого мощного течения, к которому
принадлежали Виктор Астафьев, Василий Шукшин, Федор Абрамов, Владимир Солоухин,
Борис Можаев, Владимир Чивилихин.
Сл.4.
Книги Распутина стали явлением не только
в литературе, но и в общественной жизни. В 2000 году писатель стал лауреатом
премии Солженицына «за пронзительное выражение поэзии и трагедии народной
жизни». Распутина часто называют последним писателем-деревенщиком – как личную
боль он воспринимал исчезновение деревни и исконно русского мира.
Сл.5.
Награды
Распутин стал одним из последних русских
писателей, в основе его творчества настоящая любовь к родной земле и простому
русскому человеку. За это его высоко оценили, он имел много госуд. наград, был
лауреатом 16 премий. Президент
России Владимир Путин, поздравляя В. Распутина с 75 – л , сказал:
«Вас знают как яркого, самобытного
писателя, признанного Мастера современной отечественной литературы. Все Ваши
произведения проникнуты искренней, глубокой любовью к людям, к родной земле, ее
истории, традициям. Эти книги, ставшие классикой, в полной мере отражают Вашу
жизненную, гражданскую позицию и высоко оценены читателями – и в России, и
далеко за ее пределами».
Государственные награды:
Герой
Социалистического Труда (1987).
Орден «За заслуги перед
Отечеством» III степени (8 марта 2007).
Орден «За заслуги
перед Отечеством» IV степени (28 октября 2002).
Орден Александра
Невского (1 сентября 2011 года).
Два ордена Ленина
(1984, 1987).
Орден Трудового
Красного Знамени (1981).
Знак Почёта (1971).
Почётный гражданин
Иркутска (1986), почётный гражданин Иркутской области (1998).
Сл.
6. Премии по литературе:
Писателя
высоко оценили, он имел много госуд. наград, был лауреатом 16 премий.
Лауреат Государственной премии
Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной
деятельности 2012 года (2013).
Лауреат премии Президента
Российской Федерации в области литературы и искусства (2003).
Лауреат премии Правительства
России за выдающиеся заслуги в области культуры (2010).
Лауреат Государственной премии
СССР (1977, 1987).
Лауреат премии Иркутского
комсомола им. Иосифа Уткина (1968).
Лауреат премии им. Л. Н.
Толстого (1992).
Лауреат премии Фонда развития
культуры и искусства при Комитете культуры Иркутской области (1994).
Лауреат премии им. Святителя
Иннокентия Иркутского (1995).
Лауреат премии журнала «Сибирь»
им. А. В. Зверева.
Лауреат премии Александра
Солженицына (2000).
Лауреат Литературной премии им.
Ф. М. Достоевского (2001).
Лауреат премии им. Александра
Невского «России верные сыны» (2004).
Лауреат премии «Лучший
зарубежный роман года. XXI век» (Китай, 2005).
Лауреат Всероссийской
литературной премии имени Сергея Аксакова (2005).
Лауреат премии Международного
фонда единства православных народов (2011).
Лауреат премии «Ясная поляна»
(2012).
Сл.7.
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку…
Как здесь близок
каждый уголок
На какой из этих
тропок малых
Завязать на память
узелок,
Чтоб меня она не
забывала?
Как, в руке травинку
теребя,
На песке сидел я в
день воскресный,
И вбирал я шорох трав
в себя,
Голоса листвы и
птичьи песни.
Чтоб деревья помнили
меня,
Как меж ними шел
неторопливо
Я на склоне гаснущего
дня,
Как смотрел на чаек у
залива.
На какой из
пройденных дорог,
Может, на луче заката
алом —
Завязать на память
узелок,
Чтоб земля меня не
забывала?
В одном из своих интервью Валентин
Григорьевич Распутин сказал: «Земля – последнее, что у нас еще есть… Нет ничего
дороже для человека, чем земля и вода. Где бы мы ни родились и ни выросли, мы
происходим из того и от того, что дает нам своя родная вода и земля. Во всем –
в облике, речи, привычках и так далее. Любовь к песне, стиху, душа наша – все
от нашей земли».
И сам Валентин Григорьевич – лучшее подтверждение этих слов. Он – плоть
от плоти Русской земли и душа его – от земли нашей. Видимо, потому и болит она
неуемной болью в каждой строчке его произведений, что связана тысячами
крепчайших нитей со своей Родиной и со своим народом.
Сл.8.
Цитата В. Распутина ( как фон для самостоятельного чтения )
«Одно дело - беспорядок вокруг, и совсем другое -
беспорядок внутри тебя».
«Ах, как трудно и почетно быть на Руси
писателем! Настоящим. Ему всегда и всех больнее. Он от веку обречен на мучения
и подвиг духа, на совесть, взыскующую добра, на вечное стремление к идеалу. И,
сжигая себя в муках творчества, в борении со словом и за слово, он обречен
страдать больше всех и за всех, живущих на земле», – сказал о Распутине Виктор
Астафьев.
Сл.9.
Русская земля... журавлиный клин
Унесет тебя в мир твоих былин…
Яблони – Грааля чаши,
Богу свечи – тополя.
Видно! – нет молитвы краше:
Отзывается земля.
Каждый выдох – «Символ Веры»,
Всякий вдох – как «Отче наш».
Небо – сыро, поле – серо,
Но за них – всю жизнь отдашь.
Так и тянет к свежей пашне –
Погрузиться на ладонь.
Сторицей вернёт, что дашь ей, –
Только без обиды тронь.
Богу свечи – тополя.
Видно! – нет молитвы краше:
Отзывается земля.
Каждый выдох – «Символ Веры»,
Всякий вдох – как «Отче наш».
Небо – сыро, поле – серо,
Но за них – всю жизнь отдашь.
Так и тянет к свежей пашне –
Погрузиться на ладонь.
Сторицей вернёт, что дашь ей, –
Только без обиды тронь.
«Литература – это летопись
народа, народописание», – говорит сам писатель. Этому народописанию, летописи
русского народа В. Г. Распутин посвятил всю свою жизнь. Мы глядим в его книги
как в зеркало, всматриваясь в свои черты, стараясь понять, что потеряли и
какими стали. «Кажется, он написал все свои книги для того, чтобы мы вгляделись
в то, что было. То, что называлось русским человеком», – сказал о творчестве
Распутина литературный критик Валентин Курбатов.
В 2012
году Валентину Григорьевичу исполнилось 75 лет. Сам писатель, как настоящий
русский человек, скромен: «Сделано-то немного. Ведь за те годы, что я работал,
можно было и в пять, и в десять раз больше сделать. Наверное, я буду еще писать
прозу. Но хочется говорить покороче и главное».
Однако с
момента начала его творческой деятельности прошло достаточно лет, чтобы мы
могли понять, какое огромное значение его книги и даже просто его присутствие
рядом с нами имеют для всех нас – для тех, кто любит Россию
Сл.10. Цитата
из книги В. Распутина. «Повести». ( как фон для самостоятельного чтения )
Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни.
Сейчас пришло время показывать лучшие
качества русского человека: умение работать, умение постоять за себя, понимать,
что происходит в стране, и защитить, когда потребуется, свою Родину. Это первые
качества русских. Если они ими не обладают – я все-таки увольняю таких людей.
Нам нельзя жить с закрытыми глазами. Русские должны хорошо понимать,
какая сила выступает сейчас против России во всем мире и что можно ожидать от
своих «друзей», которые могут оказаться опаснее врагов.»
Сл.11.
Родной городок.
Провинция, маленький город...
Тяжелая странная жизнь -
Думал я, проходя под
окошками теми,
Что на свете величественней
не найти
Городов, где такие же
были бы теремы,
Городов, где такими
же были бы мы.
Под резными под теми
лилась кружевами
Задушевная песня моих
стариков…
Я теперь далеко, за
москвами, москвами,
Вы теперь далеко от
меня, далеко.
Валентин Григорьевич Распутин родился 15
марта 1937 года в посёлке Усть-Уда Восточно-Сибирской (ныне Иркутской) области
в крестьянской семье. Деревня, в которой будущий писатель провёл детство,
впоследствии попала в зону затопления после строительства Братской ГЭС (событие
вдохновило Распутина на повесть «Прощание с Матёрой», 1976).
Сл.12.
Семья. Малая родина.
Писатель родился в семье молодого работника райпотребсоюза из
районного поселка Усть-Уда, расположенного на берегу Ангары на полпути между
Иркутском и Братском,. Валентин Григорьевич Распутин рассказывал:
«Родился я в трехстах километрах от Иркутска, в Усть-Уде, что на Ангаре.
Так что я – коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой
крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил и воевал… Словом, был как все.
Мать работала, была домохозяйкой, едва-едва управлялась с делами и семьей, – ей
забот, сколько помню, всегда хватало» («Вопросы литературы», 1976, № 9).
Вскоре семья переехала в деревню Аталанку. Отец заведовал почтовым
отделением, мать работала в сберкассе. Это место навсегда осталось в памяти
писателя, поселилось в его сердце и стало прообразом многих и многих сибирских
сел, появлявшихся на страницах его произведений – «Прощание с Матёрой»,
«Последний срок», «Живи и помни» – иногда почти под своим собственным именем:
Атановка.
Мощь и простор сибирской природы, потрясающее чувство восторга,
вызванное ею, стали той материковой плитой, на которой наросла почва
распутинской прозы, столь поражающая нас и своими проникновенными описаниями и
Сибири – тайги, Ангары и, конечно, Байкала, – и людей, ее населяющих,
прототипами которых стали жители Аталанки и других сибирских сел.
Река, прообразом которой была Ангара, и как символ, и как реальный
географический объект, стала для В. Распутина главным атрибутом его
произведений. «Я верю, что и в моем писательском деле она сыграла не последнюю
роль: когда-то в неотмеченную минуту вышел я к Ангаре и обомлел – и от вошедшей
в меня красоты обомлел, а также от явившегося из нее сознательного и материального
чувства Родины», – вспоминал он.
Односельчане, окружавшие писателя в детстве, сыграли не меньшую, чем
природа, роль в формировании мировоззрения Распутина, его убеждений, взглядов,
характера.
О том, что за «среда» окружала ребенка и воздействовала на его душу,
свидетельствует такой эпизод, о котором рассказывает сам Распутин: «Отец
работал начальником почты, случилась недостача. Он ехал на пароходе, чтобы
платить какие-то переводы, пенсии и т. д. Выпил, видимо, прилично выпил, у него
срезали сумку, где лежали деньги. Деньги небольшие, но тогда за эти небольшие
деньги давали большие сроки. Отца забрали, а у нас дома – опись имущества.
Какое имущество после войны? Лавки-табуретки. Но и это подлежало описанию и
конфискации. Вся деревня унесла по своим избам всё, что у нас было, когда
приехали описывать, описывать было совершенно нечего. Они что-то там написали и
уехали. Потом деревня принесла нам даже больше, чем взяла. Вот какие были
отношения. Выживали вместе, иначе не выжить было».
Так возникло понимание общины, общности, как первого и главного условия
выживания не только отдельного человека, но и всего русского народа.
Для того чтобы получить среднее
образование, он вынужден был в одиночку уехать за 50 км от дома в город (об
этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского»,
1973).
Сл.13.Цитата
из книги В. Распутина «Прощание с матерой» ( как фон для самостоятельного чтения )
«Как мало, выходит, в
человеке своего, данного ему от рождения, и сколько в нем от судьбы, от
того, куда он на сегодняшний день приехал и что с собой привез».
Аталанская школа была четырехлеткой, и
чтобы продолжить образование, ребенку пришлось отправиться в Усть-Уду, за
пятьдесят километров от родного дома. Ездить в такую даль каждый день на
занятия было невозможно и не на чем. Но учиться хотелось. Как напишет потом В.
Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым». К
тому времени будущий писатель стал не только самым грамотным учеником в школе,
но и человеком в деревне – к нему часто обращались односельчане за помощью.
Было принято решение: перебираться в Усть-Уду, жить там, вдали от семьи,
одному. «Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь. Голод в
тот год ещё не отпустил…», – пишет Распутин.
Раз в неделю из дома передавали хлеб и картошку, которые кончались
каждый раз неожиданно быстро. Есть хотелось всегда. А приходилось учиться, и
учиться отлично, иначе он не умел: «Что мне оставалось? – затем я сюда и
приехал, другого дела у меня здесь не было… Едва ли осмелился бы я пойти в
школу, останься у меня не выученным хоть один урок».
Усть-Удинскую среднюю школу В. Распутин закончил в 1954 году, в его
аттестате были только пятерки. В том же году, успешно сдав вступительные
экзамены, стал студентом первого курса историко-филологического факультета
Иркутского Государственного университета.
Сл.14.
Военное детство.
Я приму неслыханной, нетленной
весть, идущую еще с войны...
весть, идущую еще с войны...
Мы - голодные дети
войны,
С обожжёнными порохом душами.
Был нам жмых и обедом, и ужином,
Но зато нам теперь нет цены….
Та дорога, что Родиной пройдена,
Просто нашей дорогой была.
С обожжёнными порохом душами.
Был нам жмых и обедом, и ужином,
Но зато нам теперь нет цены….
Та дорога, что Родиной пройдена,
Просто нашей дорогой была.
Начальное его детство совпало с Великой Отечественной войной. Жизнь
стала трудной и полуголодной, характерной для миллионов подростков в
послевоенной стране: «Мы жили вместе с бабушкой в одном доме, жили дружно, хоть
и бедно. Была коровенка. Выручала тайга и река. Я дома не сидел. Если не в
школе, то сразу же бегу или на реку, или в лес». «Труден был хлеб детства», –
вспоминал писатель много лет спустя. Но трудное время давало не менее важные,
чем школьные, уроки, основополагающие для творчества В. Распутина. По словам
писателя, «это было время крайнего проявления людской общности, когда люди
против больших и малых бед держались вместе». Те взаимоотношения людей, которые
он наблюдал в детстве, определят в дальнейшем то, как ставит и разрешает
писатель нравственные и социальные вопросы в своих произведениях. В первый класс
Аталанской начальной школы мальчик пришел в 1944 году.
Сл.15.Цитата
из книги В. Распутина «Последний срок» ( как фон для самостоятельного чтения )
Это неправда, что на
всех людей одна смерть — костлявая, как скелет, злая старуха с косой за
плечами. Это кто-то придумал, чтобы пугать ребятишек да дураков. Старуха
верила, что у каждого человека своя собственная смерть, созданная по его образу
и подобию, точь-в-точь похожая на него.
Война не помешала Распутину отлично
учиться в школе и – читать, читать, читать. Он читал все, что попадало в руки:
книги, журналы, газеты. Чтение стало с тех пор и навсегда образом жизни,
работой над собой, соучастием, сотрудничеством в том деле, которое вершит автор.
Одна из основных тем мировой
литературы - тема жизни и смерти. Но у
Распутина она становится самостоятельным сюжетом. Смерть человека в его
произведениях побуждает задуматься других
людей о том, достойно ли они живут, не зря ли ими будет прожита собственная жизнь, не погрязли ли они в ненужной суете и мелких , эгоистических
желаний. («Живи и помни» )
Сл.16. Времена
перестройки.
С того и мучаюсь, что не пойму –
Куда несёт нас рок событий…
Куда несёт нас рок событий…
В плену своих удач,
Безвременье - палач,
Сквозь мрак и боль, и
плач
Ликует.
С разбитой головой,
С улыбкою пустой,-
Мой дух, пусть сам не
свой,
Бунтует.
Есть впереди просвет,
Идёт к нему поэт,
Несёт Любви завет,
Как знамя.
Всё будет впереди:
И солнце, и дожди...
Ведь сердце всё ж в
груди -
Не камень.
Мыслей о писательском поприще еще не было, и Распутин-студент, готовясь
стать педагогом, много учился и много читал.
Тут, в Иркутске, уже осознанно проявилась его любовь к малой Родине, к
реке, на берегах которой вырос. Потом, в очерке «Вниз и вверх по течению»,
Распутин опишет, как в студенческие годы не раз добирался домой из Иркутска на
пароходе, шел по родной Ангаре, и все те четыреста километров, что отделяли его
дом от столицы Восточной Сибири, наслаждался душой: «Эти поездки всякий раз
были для него праздником, о котором он начинал мечтать еще с зимы и к которому
готовился со всей возможной тщательностью: копил деньги, выкраивая рубли из
тощенькой стипендии.
30 марта 1957 года в ней появилась
первая публикация Валентина Распутина – «Скучать совсем некогда». С этого
момента журналистика на долгие годы стала его призванием. В «Советской
молодежи» печатаются его статьи о студенческой жизни, о пионерах, о школе,
работе милиции. Иногда Распутин подписывается псевдонимом «Р. Валентинов» или
«В. Каирский», но чаще публикует работы под своим именем. Еще до окончания
университета он был принят в штат газеты. Постепенно Распутин все больше и больше
увлекается художественной прозой. Как
результат, в 1961 году в альманахе «Ангара» (№ 1) появился первый рассказ
Валентина Распутина «Я забыл спросить у Лешки…». Рассказ начинался как очерк
после одной из поездок Распутина в леспромхоз. Но, как мы узнаем затем от
самого писателя, «очерк не получился – получился рассказ. В первой
половине 60-х годов В. Распутин работает редактором литературно-драматических
передач Иркутской студии телевидения, литсотрудником газеты «Красноярский
рабочий», спецкором газеты «Красноярский комсомолец», пишет рассказы и очерки о
молодых участниках великих строек Сибири.
В 1965 году произошло событие, определившее будущее молодого писателя:
он принимает участие в Читинском зональном семинаре начинающих писателей.
Писателю удается передать накал
человеческих страстей. Его герои сотканы из черт национального характера –
мудрого, покладистого, порой бунтарского, из трудолюбия, из самого бытия. Они
народны, узнаваемы, живут рядом с нами, а потому так близки и понятны.
Сл. 17. Работа во время перестройки
Все чаще его
героями становятся внешне простые люди с отнюдь непростым внутренним миром («В
Саяны приезжают с рюкзаками»). Таким людям трудно понять, почему люди воюют
(«Продолжение песни следует»), откуда берется разобщение природы и человека
(«От солнца до солнца»), для них самым важным в жизни является духовное общение
(«На снегу остаются следы»). Все
больше авторского видно в творчестве Распутина, все сильнее заметен отход от
публицистичности к художественной литературе и психологизму («Края возле самого
неба», «Человеке с этого света», «Мама куда-то ушла»). В 1967 году В. Распутин был принят в Союз
писателей СССР. В это же время
Валентин Григорьевич стал одним из инициаторов кампании за спасение Байкала от
стоков Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, а затем активно выступал
против проекта поворота северных и сибирских рек (проект был отменен в июле
1987 году).
Любимые герои Распутина – пожилые, совестливые люди
– пытаются осмыслить новую жестокую реальность, которая представляется им страшной
и трагической. Годы перестройки, рыночных отношений и безвременья сместили
порог нравственных ценностей. Люди ищут и оценивают себя в непростом
современном мире.
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался.
И один из устоявших в качке всеобщего
разброда и шатания двух последних десятилетий – Валентин Григорьевич Распутин.
Он из тех людей, которые, по словам А. И. Солженицына, произвели на рубеже 70-х
годов XX века «беззвучный переворот без мятежа, без тени диссидентского
вызова»:
«Ничего не свергая и не взрывая декларативно, большая группа писателей
стала писать так, как если б никакого «соцреализма» не было объявлено и
диктовано, – нейтрализуя его немо, стала писать в простоте, …Первый средь них –
Валентин Распутин».
Сл.18.
Цитата из книги В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана». ( как фон для самостоятельного
чтения )
Это время, время
виновато... не время в продолжительности дней, несущих неизбежные перемены, а
время в своем уродстве и низменных изувеченных страстях... это оно лишает нас
рассудка и лица!
Валентин Григорьевич тоже оказался на распутье. Он пишет мало, потому
что бывают времена, когда молчание художника тревожнее и созидательнее слова. В
этом весь Распутин, ведь он по-прежнему чрезвычайно требователен к себе.
Особенно во времена, когда в «герои» выдвинулись новые русские буржуа, братки и
олигархи.
В 1986 году Распутин был избран секретарем правления Союза писателей
СССР и секретарем правления Союза писателей РСФСР. С началом Перестройки В. Г.
Распутин включился в широкую общественно-политическую деятельность. В 1987 году писателю присвоено звание Героя
Социалистического Труда, а в 1989 году В. Г. Распутин был избран народным
депутатом СССР. Был членом Комитета Верховного Совета СССР по вопросам экологии
и рационального использования природных ресурсов, членом Мандатной комиссии
Съезда народных депутатов СССР. «Моё
хождение во власть ничем не кончилось. Оно было совершенно напрасным… Со стыдом
вспоминаю, зачем я туда пошел. Моё предчувствие меня обмануло. Мне казалось,
что впереди еще годы борьбы, а оказалось, что до распада остались какие-то
месяцы. Я был как бы бесплатным приложением, которому и говорить-то не давали».
Во время выборов Президента России в июне 1991 года был доверенным лицом
Н. Рыжкова.
В. Г. Распутин занимал
последовательную антилиберальную позицию, он подписал, в частности,
антиперестроечные письмо с осуждением журнала «Огонёк» («Правда», 18.01.1989).
Крылатой формулой контрперестройки стала процитированная В. Распутиным в
выступлении на I Съезде народных депутатов СССР фраза П. А. Столыпина: «Вам
нужны великие потрясения – нам нужна Великая Россия».
Сл.19.
И мы сохраним тебя, русская
речь,
Великое русское слово.
Великое русское слово.
Мне последнего слова
не надо.
Говорить будет
русский язык.
Он из наших -
последний великий
Прикрывает надежно
отход.
Не иконы, а книги,
как лики,
Остаются на полках
высот.
Что хотите вы мне
говорите…
…Древним словом мы с
будущим слиты.
Человечество – наш
ученик.
Наш круг чтенья –
земная орбита.
Наша Родина – русский
язык.
4 мая 2000 года В. Г. Распутину была
вручена премия имени А. Солженицына. Александр Исаевич в своей речи, написанной
по этому случаю, отметил характерные черты литературного творчества Распутина:
«…во всём написанном Распутин существует как бы, не сам по себе, а в
безраздельном слитии:
– с русской природой и с русским языком.
Природа у него – не цепь картин, не материал для метафор, – писатель
натурально сжит с нею, пропитан ею как часть её. Он – не описывает природу, а
говорит её голосом, передаёт её нутряно, тому множество примеров, здесь их не
привести. Драгоценное качество, особенно для нас, всё более теряющих
живительную связь с природой.
Подобно тому – и с языком. Распутин – не использователь языка, а сам –
живая непроизвольная струя языка. Он – не ищет слов, не подбирает их, – он
льётся с ними в одном потоке. Объёмность его русского языка – редкая средь
нынешних писателей. В «Словарь языкового расширения» я от Распутина не мог
включить и сороковой части его ярких, метких слов».
И – «надо всем сказанным здесь мы не упустим и такие качества Валентина
Распутина, как сосредоточенное углубление в суть вещей, чуткую совесть и
ненавязчивое целомудрие, столь редкое в наши дни».
Сюжеты притягивают жизненной правдой.
Распутин предпочел убедительную краткость. Но как же при этом богата и
неповторима речь его героев («затаенная какая-то девка, тихоомутная»), поэзия
природы («искристо играли тугие снега, берущиеся в наст, звенькало из первых
сосулек, загорчил первым подтаем воздух»). Язык распутинских произведений
словно речка струится, изобилуя чудными по звучанию словами. Что ни строчка –
кладезь русской словесности, речевые кружева.
Сл.20
Цитата из книги В. Распутина « Пожар» ( как фон для самостоятельного чтения )
Чтобы понимать друг
друга, много слов не надо. Много надо - чтобы не понимать
Повести В. Распутина отличаются от др. произведений тем, что в них
главное движение души автора, в которую умещается весь огромный мир России и
русской деревни. Автор держит в центре внимания
актуальные, наболевшие общечеловеческие проблемы своей эпохи
Сл.21.Женские
образы В. Распутина.
Есть в русской женщине
божественная сила:
Русская женщина - мир
в восхищении,
Вечная тайна - нельзя разгадать.
Русская женщина, лишь на мгновение,
Взглядом одарит, так будешь страдать.
Русская женщина славная, нежная,
Будто явилась она из мечты.
Русская женщина - поле безбрежное.
Больно глазам от такой красоты!
Русская женщина - песня любимая.
Сколько ни слушай, трепещет душа.
Русская женщина, неповторимая.
Не объяснить, как же ты, хорошa!
Вечная тайна - нельзя разгадать.
Русская женщина, лишь на мгновение,
Взглядом одарит, так будешь страдать.
Русская женщина славная, нежная,
Будто явилась она из мечты.
Русская женщина - поле безбрежное.
Больно глазам от такой красоты!
Русская женщина - песня любимая.
Сколько ни слушай, трепещет душа.
Русская женщина, неповторимая.
Не объяснить, как же ты, хорошa!
Образ женщины в русской литературы
всегда страдальческий. Редко найдешь героиню счастливую и внутренне
независимую. Но есть глубина души. И у Распутина женские образы выражены
глубоко, и тонко одновременно. Такие деревенские мадонны. Писателем передаются
выразительно их настроения(мрачные, пронзительные) (Прощание с Матерой»).В центре повествования стоят именно
женщины. Потому что только на русской женщине держится наша духовность и вера.
В произведениях Распутина женщина уже не чеховская Душечка, но еще и не свободная личность. Тема эмансипации
обыграно автором умело и тонко. Ведь речь идет не о внешней свободе, а о
внутренней- о смелости остаться самой собой. И в этом плане распутинские
женщины гораздо счастливее свои героинь др. авторов. Им есть чему служить:
традициям, русскому укладу , идее жертвенности и самоотдаче, без которых
русскую женщину вообще нельзя себе представить. Им есть что терять: корни,
исторические и культурные связи, землю , к которой приросли душой и телом. Ведь
в эпоху бедствий, войн и катастроф именно
женщина всегда жертва. Для неё победа – это уют в доме, покой, дети и муж рядом, хлеб на столе и
уверенность в завтрашнем дне.
Все образы распутинских героинь говорят
нам о неисчерпаемых душевных и физических резервах русской женщины. На женщине спасение и утешение мужчин и отчизны. Не зря земля
русская сравнивается с женщиной! Мир
произведений писателя – это литературный оазис для женщин – героинь. Где к ней
относятся с уважением и сердечным
теплом. Поэтому героини В. Распутина не могут жить без любви! А как же иначе?!
И просят распутинские героини от читателя только понимания. Ведь женщина – это
наше будущее!
Сл.22.
Цитата из книги В. Распутина « Живи и помни» ( как фон для самостоятельного чтения )
Я бы, может, хотела
себе другую судьбу, но другая у других, а эта моя. И я о ней не пожалею».
«А что будет здесь через сто лет, на
этой земле? Какие города будут стоять? Дома какие? Лица? Лица какие будут у
людей? Нет, ты скажи мне, для чего живешь?» – такие вопросы задают герои
знаменитой повести Распутина «Прощание с Матёрой», но за ними, конечно, виден
сам автор, для которого вопрос и о будущем каждого человека, и о будущем всего
человечества – один из важнейших.
О пророческом даре писателя говорят многие, знающие его. «Распутин из
тех прозорливцев, которым приоткрываются слои бытия, не всем доступные, и не
называемые им прямыми словами», – отмечал Александр Солженицын. «Распутин
всегда был чуточку мистическим писателем», – писали критики. И это не удивительно, если вспомнить, что
именно Валентин Григорьевич более двадцати лет назад был одним из немногих, кто
предвидел развал СССР и его трагические последствия. И у этой
трагедии, прежде всего, духовные корни. Писатель видит причину всеобщего
развала и разврата в «разорении души»:
Сл.23. И как обобщение звучат слова С.
Кошечкина:
Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.
“Как бы ни было трудно, что бы ни случилось с тобой - не падай духом, не
теряй надежды и будь благодарен судьбе, даровавшей тебе ни с чем не сравнимое
счастье целовать любимого человека, валяться на траве, мять цветы и видеть эти
златящиеся во мгле ивы…
И
– всегда люби Родину, умножай её славу своими деяниями. Так говорит поэт.”…
Писатель…., гражданин …
Сл.24.
Валентин Распутин как писатель.
Валентин Григорьевич – верный сын земли русской, защитник ее чести. Его
талант сродни святому источнику, способному утолить жажду миллионов россиян.
Живя в единении с природой, писатель по-прежнему глубоко и искренне
любит Россию и верит, что ее сил хватит для духовного возрождения нации. О главном говорит каждое произведение
Распутина. Его читают не только в России, но и во Франции, Испании, Китае…
Альбом очерков «Сибирь, Сибирь» – самая читаемая русская книга в Америке.
Валентина Распутина называют «неспокойной совестью российской деревни». А как
жить не по совести, Валентин Распутин не знает и не хочет знать.
Сл. 25. Цитата из книги В. Распутина «В
поисках берега» ( как фон для самостоятельного чтения )
Сегодняшнее
вызывающее бесстыдство литературы не в счёт, оно пройдёт, как только читатель
потребует к себе уважения.
Не секрет для писателя и то, кто поставил страну на грань развала. Бездуховность,
атеизм, цинизм либеральной интеллигенции, расшатывающей общую лодку ради своих
личных амбиций, привели к тому, что власть захватили уже откровенные уголовники
и беспредельщики. Спасение
России зависит от каждого из нас, убеждает писатель, мы должны измениться
нравственно, духовно возродиться, чтобы возродилась страна. Сказанное 20 лет
назад не утратило актуальности и сейчас.
Наши потомки будут жить лучше нас и
наших предков при условии, что мы подготовим добротную почву…Наш народ –
добрейший народ. Он житейски мудр, трудолюбив, в нем есть тяга к святости. Но
далеко не все русские были и есть верующие. Душу нашу «проматывали» долго и
разными путями. Ее созревание прервали. Освободиться от безверия – этому надо
помогать и литературой, и всей нашей православной культурой. Но и этого мало.
Мы все должны стать национально-воспитанными, просвещенными и образованными.
Надо поставить заслон невежеству, укрепить наш природный ум наукой…» (Восемь
дней с Валентином Распутиным). Вера в Россию и в свой народ не оставляла
Валентина Распутина никогда.
Состояние души его героев – особый мир,
глубина которого подвластна только таланту Мастера. Следуя за автором, мы
погружаемся в водоворот жизненных событий его персонажей, проникаемся их мыслями,
следуем логике их поступков. Мы можем спорить с ними и не соглашаться, но не в
состоянии оставаться равнодушными. Так берет за душу эта суровая правда жизни.
Есть среди героев писателя тихие омуты, есть люди почти блаженные, но в основе
своей – это могучие русские характеры, которые сродни вольнолюбивой Ангаре с ее
порогами, зигзагами, плавной ширью и лихой прытью.
14.03.2015 года писатель скончался. И в
наследство нам оставил свою веру в Россию, в человечность и любовь.
Сл.
26.Память.
Память
19 марта 2015 года имя Валентина Распутина было
присвоено средней школе № 5 в Урюпинске (Волгоградская область)
Имя Валентина Распутина присвоено научной библиотеке
ИГУ.
Журнал «Сибирь» № 357/2 (2015) полностью посвящён
Валентину Распутину
Имя Валентина Распутина будет присвоено средней
школе в Усть-Уде (Иркутская область)
Имя Валентина Распутина будет присвоено школе в
Братске.
В 2015 году имя Валентина Распутина было присвоено
Байкальскому международному фестивалю научно-популярных и документальных
фильмов «Человек и Природа».
15 марта 2017 года в Иркутске был открыт музей
Валентина Распутина.
Сл.27.
Литературное наследие В. Распутина.
«Валентин Григорьевич Распутин – одна из центральных фигур литературного
процесса второй половины XX в. Как писал С. П. Залыгин, «Валентин Распутин
вошел в нашу литературу сразу же, почти без разбега и как истинный мастер
художественного слова, а повторять, что произведения его значительны, что,
минуя их, сегодня уже нельзя серьезно рассуждать о нынешней русской и всей
советской прозе, нет, очевидно, никакой необходимости».
Нить поколений не может, не должна быть
прервана “иванами, родства не помнящими”. Богатейшая русская культура и
держится на традициях и устоях.
У
Александра Ивановича Куприна есть рассказ «Река жизни». Герой его,
студент-самоубийца размышляет перед смертью:
«Ах, я
думаю, что ничто в мире не пропадает, – ничто! – не только сказанное, но и
подуманное. Все наши дела, слова и мысли – это ручейки, тонкие подземные ключи.
Мне кажется, я вижу, как они встречаются, сливаются в родники, просачиваются
наверх, стекаются в речки – и вот уже мчатся бешено и широко в неодолимой Реке
жизни. Река жизни – как это громадно! Все она смоет рано или поздно, снесет все
твердыни, оковавшие свободу духа. И где была раньше отмель пошлости – там
сделается величайшая глубина героизма. Вот сейчас она увлечет меня в
непонятную, холодную даль, а может быть, не далее как через год она хлынет на
весь этот огромный город, и потопит его, и унесет с собою не только его
развалины, но и самое его имя!»
Сл.
28.Река жизни.
Этот обоюдоострый образ реки, которая с одной
стороны – символ жизни, само мироздание, а с другой – апокалиптический поток,
смывающий в бездну и самого студента, и всю его вселенную, каким-то странным
образом перекликается с распутинской прозой, в которой Река стала больше чем
символ, стала самим провидением, дающим благо и забирающим не только жизнь
отдельного человека, но и то, что неизмеримо больше – его вселенную, землю,
малую родину.
На берегу
этой реки человек рождается, живет и умирает – часто в ее глубоких водах, как
сделала это Настена из «Живи и помни».
В водах ее
тонут не только люди, тонет гораздо большее: тонет их нынешний мир, тонет их
прошлое. Островная Матёра, как Атлантида Нового времени, символично
отправляется на дно реки вместе с гробами предков и не случайно перед
погружением в воды потопа деревня сгорает в апокалиптическом пламени: воды библейского
потопа были лишь прообразом последнего огня, в котором обновится земля.
Источники:
ТЕКСТ
СЦЕНАРИЯ ОСНОВАН НА КНИГЕ Нелли Гореславской и Виктора Чернова «Валентин
Распутин. Русский Гений».
http://www.rumvi.com/products/ebook/%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD-%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%BD-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9/4b4e3e50-860a-4757-b14a-a6024a28f641/preview/preview.html
Солнцев Павел
https://www.stihi.ru/2008/05/09/1980
МИХАИЛ
ГОЛОВЕНЧИЦ http://stihi-o.ru/2012/03/stihi-o-zemle.html
Стихи:
Мелодию души
моей послушай Настасья Ладноярова https://vk.com/topic-57948_29833309
Борис
Катковский, 2013 https://vk.com/topic-57948_29833309
Lana Y. March 3, 2010https://vk.com/topic-57948_29833309
Просто нашей
дорогой была. http://www.stihi.ru/2014/04/23/157Ольга Мальцева-Арзиани2
Инна
Молчановаhttp://hcenter-irk.info/content/stihi-ob-irkutske
Стихи :
Константин Ведов
Стихотворение
Ирины Алексеевой "Безвременье". https://www.chitalnya.ru/work/1635086/
Цитаты В.
Распутина:
http://vesti.irk.ru/transfer/quotes_valentin_rasputin/
https://www.livelib.ru/author/24658/quotes-valentin-rasputin/~5
livelib.ru:
https://www.livelib.ru/author/24658/quotes-valentin-rasputin
Биография
https://rg.ru/2015/03/15/beseda-site.html
Комментариев нет :
Отправить комментарий
Буду рада вашим комментариям!