расстояние

поиск 2

13 октября 2017 г.

Гуляй хата. Сценарий к презентации.



КУБАНЬ НАШ ДОМ.

Сценарий большого праздника .


Презентация «Гуляй хата»



 
Слайды к презентации здесь: https://blogbadirina.blogspot.ru/2017/10/blog-post_18.html#links

Ну, прямо энциклопедия, а не сценарий. Но,.... кто владеет информацией...тот сможет ответить на все вопросы учеников:). Можно взять самое , на ваш взгляд главное, по теме "Культура и быт кубанских казаков". Слайды к презентации готовятся к выпуску.Уже скоро!

Сл. 1. Заставка.

Нет края милее, чем наша Кубань, вечно молодая дочь степного раздолья. Наше южное небо — как синий девичий взгляд. В изголовье Кубани лежат Кавказские горы, у ее ног плещет морская волна. Качаются под ветром колосья пшеницы. Прямо в небо свечки-тополя и тихо шепчут свою песню. На диво хороша наша цветущая земля!

Сл. 2.Кубань наш дом.

Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живем!
Дорог край любимый мой.
И в ненастье, и в стужу, и в зной.
И о нем услышим сейчас
Южных горожан рассказ.
 В этом рассказе мы услышим с вами много казачьих пословиц, кубанских сказов, стихов о Кубани. Кубанцы говорят : Хто присказки старинные знает, тот в жизни много понимает".
Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают, порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится –

Ведь с ней и горе, и беда.

Сколько сказов и присказок,

Вам любой казак расскажет.

Независимый, свободный

Род казачий очень гордый.

И не даром на Руси

Всем знакомы казаки.

Сл. 3. Гуляй хата.

Казачий край – дворцы и хаты.

Забор из камня и плетень.

Редчайшей красоты закаты

И не похожи -  день на день..


Не похоже , потому что… как гласит пословица:» Не сиди сложа руки, не будет и скуки.»

Казаки были очень дружные, они не оставляли в беде друг друга. Вместе, всей улицей да и зачастую всей станицей строили дома- хаты, затем устраивали общий праздник.

В доброй хате той

Всей семье покой.

Круглый год благодать в ней витает.

В стужу здесь тепло,

В ясный день светло,

А уж летом прохлада какая!

Все, кто участвовал в строительстве,  вместе садились за стол, ели, пили, песни пели и танцевали.

И сегодня мы с вами пойдем гулять по хатам казаков. Поэтому и название нашей встречи такое «Гуляй хата!».Казаки народ гостеприимный, если гость с добром, то накормят, напоят и спать уложат с почестями и удовольствием.

А мы гости дорогие, т.к. пришли не только с добром, но еще и  с интересом. Узнать про историю казачества, про историю нашего общего дома, нашего кубанского края. Есть такая казачья пословица: «Не бравшись за топор, избы не срубишь». И если применить эту пословицу к нашей встречи, то можно сказать, что, не зная об истории своей малой родины, мы не сможем построить своё будущее.

И конечно примут нас с удовольствием. Потому как гласит еще одна  казачья пословица : «Отцы для сыновей строили дом». Наши предки казаки, освоив Причерноморье, завещали  своим потомкам беречь  и любить свой край! И строили они станицы на долгие века!

Видно так и быть, здесь мне век прожить,

До конца дружить, до конца любить,

Здесь мои друзья, здесь моя семья.

Большего не скажешь – здесь земля моя.

                                                       В. Бакалдин.

Были времена в истории казачества на Кубани, когда культура казачья была забыта государством, были гонения на казаков, хотя во времена Екатерины 2 казаки были в огромном почете как у государства, так и у русского  народа  и даже иностранного люда.). Тогда произошло то, что и должно было произойти в таких случаях: «Та покы музыкы гралы, нас люды знали, а як пэрэсталы, то лаяты сталы.» . Это слова одной песни, записанной в станице Староминской в 1883 году.

То есть, пока играли музыканты, пока была культура, нас знали люди, но когда пресеклась культура, нас стали «лаять», ругать, то есть - ни во что ставить. Без прошлого нет настоящего и будущего. Пагубно забывать о своем культурном прошлом, об обычаях и традициях.

Но времена те лютые прошли - сегодня казачество России  снова в почете!

 Сл. 4. Окунись в атмосферу  казачьего быта.
Поэтому:

Здравствуйте, гости дорогие!

Гости званые, да желанные!

Милости просим в гости.

Жду вас, поджидаю.

Проходите, не скучайте

Грусть за дверью оставляйте!

Сл. 5 .

«Мой дом – моя крепость» - казаки с полным основанием могли подписаться под этим изречением. Казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонное сооружение.

Сл. 6.

Конь пощипывает травы,
Горицветов солнцепёк
Льёт над лугом жёлтый пламень.
Отдохнуть казак прилёг
И примял траву высоку,
Смотрит в небо – облака,
Истекают млечным соком
В его синие глаза.
Дом закладывали, - вспомнил,
По углам бросали шерсть,
И  вмуровывали в стену
Деревянный вечный крест.
Перья птицы – чтоб водилась;
Полотенечко и цепь –
Матку-стволок* поднимали,
Чтоб всё было, как у всех.
Вспомнил вкопанные сохи*,
Обплетённые лозой,
Мазку глиной"под кулакы"*
И "под пальцы", с кизяком*.

Сырно,* печь, из дуба лавка,
Красный угол и киот,*
В ярких рушниках  иконки,
Для белья – сундук, комод…

Хлеб всегда пекли пшеничный,
Борщ с фасолью – сладок вкус,
Пироги, узвары* с вишней,
Мёд блаженный и арбуз.
А трудились-то, трудились,
Так - не покладая рук:
Жёнка пряла, ткала, шила
Средь задумчивых подруг,
А в страду - семьёю в поле
От зари и до зари.
И всегда казаче – воин,
И всегда казак в строю.
Посиделки и беседы,
И  текущие дела.
Песнь слагали, пели песни,
И бывало до утра.
Посиделки-посиделки,
Приходил казак - и танцы
Были сватом королю.
День Великий почитали,
Яйца красили, пекли
Хлеб обрядовый - цветами
Украшали "голову",
Поросёнка запекали,
Обсыпали хлеб пшеном;
Пищу в церкви освящали,
Разговлялись куличом
И водою умывались
С красным крашеным яйцом…
Сердце вздрогнет и замрёт;
Птиц сиреневые грудки,
Горицвет, как рай, цветёт -
Под руками вышивальщиц
Весь простой казачий быт…



* Матка-сволок - деревянные брусья, на которые настилался потолок.
* "сохи" - по периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники
* "под кулакы" - первая мазка, глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень.
* "под пальцы" - вторая, когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами.
* Кизяк - навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой.
* Сырно - стол.
* Киот - Божница( нескольких икон, украшенных рушниками, и стол - угольник).
* «голова» - верх пасхального хлеба(кулича).
* Узвар - компот.

Сл. 7. Подворье атамана.

Сл. 8.

Конечно же первый дом- это дом атамана. Ведь «Атаманом станица крепка, без атамана казак сирота!»

Атаман – с древнетюркского переводится буквально как «отец мужчин». То есть: «ата» - отец, «ман» - мужчина. Атаманы в войсках назывались войсковыми , наказными, то есть назначенными, и походными.

Атаман - не должность.Атаман - призвание,
проще - состояние ищущей души.
В диком поле вызрело ёмкое название,
первый среди равных, а не курбаши.
Атаман, с момента своего избрания,
казакам роднее мамки и отца.
Потому такое сразу почитание,
и куда он скажет, вместе, до конца.
Казакам он БАТЬКО: ласку, наказанья
казакам, как детям, справно раздаёт.
Потому наказы, а не приказанья,
"Любо с Атаманом..." всяк казак поёт.
И когда Отчизна требует защиты,
Батько собирает в Круг детей своих.

Сл. 9. Кубанская семья.

В казачестве есть одна особенность - все казаки как одна большая  семья. И в этой семье есть маленькие ячейки – семья : муж, жена и дети. Всё , что есть в культуре, обычаях и  традициях  казаков – идет из семьи. В казачьих семьях главным всегда был казак. В переводе с тюркского языка слово «казак» означает вольный человек.

 Сл. 10.
Заветы старины в семье казачьей
Хранились свято испокон веков.
Обычай хлебосольства куреней богатых
Прославил Край родных отцов.

В русской казачьей традиции на протяжении многих веков сложился образ отца, как человека, воплощавшего в себе закон, долг и честь, которому дано право определять жизнь детей и принимать решения, наказывать и миловать. Обычно отец, не вмешиваясь в мелкие домашние заботы и хлопоты, всегда выступал на первый план в ответственные моменты жизни своих детей.

Статус отца в казачьей семье был довольно высок и корнями уходит в древний уклад казачьих сообществ, когда их глава избирался, но затем был непререкаемым авторитетом. Это было обусловлено прежде всего тем, что на нем лежала ответственность за принятие важных решений.Только отец мог разрешить или не разрешить женатому сыну отделиться от семьи и начать самостоятельное хозяйствование.
Золотые  правила казачьей семьи.

·       Чужих детей не бывает.

Бывало и так, что казачки попадали в плен к крымским татарам или к туркам. Впрочем, донцы прилагали все усилия, чтобы их освободить от «басурман», мол, не по-божески это. Порой на это уходило годы. Как правило, в момент освобождения эти женщины уже имели детей от татар. По традиции, казаки таких казачек не оставляли одних и брали в жены, при этом её дети становились приемышами – «туминами» или «татаркиными». Детей же, которые родились от казака и пленницы называли «болдырями». Кстати, фамилии Бондыревы, Татаркины, Турчанкины и Тумины являются одними из самых распространенных на Дону.

·       Женитьба и развод на Кругу.

Круг для казака значил всё или почти всё. Казак, давший слово на Кругу, всегда выполнял свое обещание. Со временем эта традиция распространилась на все свадьбы. Предложение делалось прилюдно – опять-таки на Кругу. Если же казаки решали, что «этому так и быть», появлялась новая семья. Там же на Кругу и разводили, впрочем, мужчине требовалось объяснить свой поступок и убедить людей в своей правоте. Если её муж оказывался «такой-сякой», то Круг становился на сторону казачки.

·       «Я возьму их на себя!»

Уходя на войну или в поход, казак был уверен, что его дети будут жить в достатке, если он погибнет.
Например, в поселенье появляется гонец с плохой новостью, что на южные границы России напал лютый враг и надо его задержать любой ценой, пока не пройдет полная мобилизация Войска Донского. В этом случае собирался Круг, на котором атаман сначала снимал шапку, а затем сбрасывал кафтан. Это означало, высшую степень опасности. «Кто хочет быть повешенным, на кол посаженным или в смоле сваренным»? – вопрошал атаман. В ответ выходили добровольцы, знающие, что идут на верную смерть. В полной тишине они спрашивали у собравших: «Кто возьмет моих сирот и мою вдову на себя»? Обязательно находились казаки, которые прилюдно говорили клятву: «Я возьму их на себя». Так оно и было!

·       День матери

В православный праздник «введение во храм Пресвятой Богородицы» 4 декабря у казаков появился обычай поклонятся матери-казачке. По сути это был первый женский праздник в России. Впрочем, в день поздравляли всех казачек, как состоявших, так и будущих матерей. Это сказывалось и на выборе спутницы жизни.

·       Мальчики и образование

Детей в казачьей семье, в сравнении с русской крестьянской семьёй, было мало, поэтому они всегда были любимцами. Поскольку жизнь казака была полна опасностей, родители соблюдали все обычаи. Уже с 3-х лет казачонок уже садился на коня. В 14-ть лет казачонок обязан был броском камня подбить высоко и быстро летящую птицу. Но самым большим позором считалось быть неграмотным, тогда как учеба в гимназии сына вызывала восхищение во всей станице. Студентов, например, даже старики именовали по имени-отчеству. Если не было возможности учиться в школе, обязательно занимались дома.

·       Фуражка донышком вверх

По-другому воспитывали девочек. Уже с пяти лет её приучали нянчиться с младшими братьями и сестрами. Для девушки-казачки особо важно было красиво петь и плясать. Кстати, никому и в голову не приходило насильно выдать девушку замуж. Обычно, молодой казак с отцом приходил в гости к понравившейся казачке. Если ему она нравилась, он клал фуражку на стол донышком вниз. Теперь все зависело от невесты. Она могла отнести головной убор на вешалку, тем самым дать знать, что не быть ему её мужем. Или перевернуть донышко наверх, что означает, что можно звать сватов.

·       Красота и характер.

Смешения лучших представительниц самых разных этнических групп сказалось на красоте казачек .«Пламенные черные глаза, щеки, полные свежей жизни, величайшая опрятность и чистота в одежде.. В то же время казачки славились сильным характером. Века постоянных тревог выработали в казачке бесстрашную решительность. На реке она управлялась с каюком, скакала верхом на коне, ловко владела арканом и оружием. Умела защитить своих детей и свой курень…». Видя перед собой решительную красавицу, казак вольно или невольно проникался к ней уважением.

Сл. 11.

Прелестный образ казачки молодой
Воспет не раз поэтами в стихах .
С ее чарующей восточной красотой
Оставил след в восторженных сердцах!

Сл. 12

Именно семья и кровная родня являются исконными символами казачества. Ценности семьи складывались в процессе формирования их духовной культуры. Уважение к семье, старикам, кровным и одностаничным отношениям являются теми ценностями в среде казачества, которые государство должно культивировать и во всем обществе.

Сл. 13. Хата молодого казака.

Проходило время и подросшие казаки входили в пору женитьбы, дела серьёзного: «Казаку жениться – не мёду напиться». Засылались сваты и сватьи к невестам: «Сажай казак сватьицу да под матицу». Но не всегда сватовство оканчивалось удачно: «Не всякий сват нашему дому брат». Чаще же всё улаживалась благополучно и невеста засватывалась: «У вас товар красный, у нас купец славный». «Вот и сговор уж свершился, казак с девкой обручился».

Сл. 14.

В семье, как известно, не без скандалов, разрешались которые по разному: «Казак клином, а баба блином доймёт», - коли жена с умом. А нет, то «Казак бабу палкой, она его скалкой».

 Но и женившись казак не должен был забывать о своём воинском долге: «Жениться казак, женись, да за подол не держись»; «Лучше сгинуть в поле, чем в бабьем подоле». Не поощрялось распутство и прелюбодейство.

Кто не знаком с казацким бытом и нравами казаков, у этих гордых воинов не было никаких семей, ведь как в песне поется: «Только шашка казаку во степи подруга»… На самом деле это не так. Семья для казака была основополагающей ценностью, потому и казачьи семьи были крепкими, а хозяйства зажиточными. В казачьих обществах господствовал культ семьи. Отличительной чертой казака было стремление к созданию семьи, своего дома, двора. Считалось, что казак без жены, детей – без корней, крепко держащих его, не дающих оторваться от родной земли и полететь по свету, — пустой человек. Отношение к женщине-хозяйке в казачьих станицах было соответствующим.

Сл. 15.

Красота и сила духа этих женщин позволила им стать не слугами, а настоящими помощницами, соратницами мужей. Ум, смелость и решительность казачек — те качества, благодаря которым казачки становились настоящими хозяйками, не только хозяйками своего дома, но и хозяйками своей жизни. Для настоящей казачки важно было одеваться так, как требовала ситуация. На все случаи жизни казачки имели одежду. Самый любимый и самый красивый наряд она надевала на свадьбу, один раз в жизни.

Заботливо хозяйка домом управляла,
Растила по старинке своих детей.
Работы все в полях справляла,
Кормила, холила коней...
Казачек все любили, уважали,
Как спутниц храбрых в жизни и в бою.
Им почести повсюду воздавали
Так было на Кубани, Тереке, Дону!
До наших дней дошли сказанья
О славных прародительницах наших,
Отважно дом свой от набегов
Врагов коварных защищавших.
Прелестный образ казачки молодой
Воспет не раз поэтами в стихах .
С ее чарующей восточной красотой
Оставил след в восторженных сердцах!

Сл. 16. Хата пекаря

А теперь милости просим в еще одну главную хату в станице.

Сл.17.

 Хата бела, да без хлеба беда! «Жить на ласковом хлебе» - это яркое выражение означало  беспечную и сытую жизнь. Хлеб в казачьей культуре всегда был символом жизни, достатка,  добрых и близких отношений. Поэтому уже сам факт наличия в доме хлеба являлся показателем материального благополучия. Если же хлеб еще и “ласковый”, то есть в достаточном количестве, предлагаемый от души и в любое время, он становится символом обеспеченной, беззаботной жизни, которая не сводится только к сытости, но и вбирает в себя понятия добрых отношений, бережного внимания, нежности и заботы. Поэтому тот, кому довелось жить на «ласковом хлебе», – поистине счастливый человек,  окруженный любовью и пониманием. «Запирать ворота пирогами» - жить богато и зажиточно.

К хлебу уважение было большое. Если крошка упадет на пол, то согласно неписанным правилам её быстро поднимали , целовали и в рот клали, или в печь бросали. Хлеб бросать – силу терять.- говорит пословица . А пока выпекался хлеб, в доме нельзя было кричать, браниться и ссорится. Бранные слова обижали хлеб и он мог не удастся.

У нас на Кубани труд хлеборобов с давних времен и до сегодняшних дней  очень почетен.  Каждую осень в столицу нашего края город Краснодар со всех станиц наш губернатор приглашает самых лучших, трудолюбивых хлеборобов, для того чтобы наградить и прославить их. И нам с вами надо ценить их и уважать.

Сл. 18. Хата мельника.

Сл. 19.

Когда в прошлом веке на эту землю ступили казаки-переселенцы, они увидели здесь в основном только лесные массивы, разрываемые редкими пятнами полян и опушек. Одной из самых больших проблем было отсутствие мельниц. Чтобы помолоть зерно приходилось переправляться через Кубань на паромах и ещё долго ждать своей очереди. Долго так продолжаться, естественно, не могло, и как только появилась возможность в левобережных станицах приступили к строительству собственных мельниц: ветряных и водяных, а позже и паровых. Одна из первых ветряных мельниц стараниями казака Сидора Забытюка заработала в 1868 году в станице Азовской. Первая водяная мельница появилась в станице Ильской ещё в 1864 году и принадлежала казаку Поликарпу Чумаку. Первая паровая мельница появилась в 1885 году на земельном участке поручика Львова (хутор Белый)

Вот так потихоньку, год за годом, кирпичик за кирпичиком и и обустраивался быт и уклад жизни первых поселенцев.

Мельник имел одну десятую с того, что крестьяне мололи на его мельнице. Привезли десяток мешков пшеницы, один положено было отдать мельнику. Поэтому в его семье считалось неприличным иметь менее пяти детишек. Достаток позволял иметь большую семью – до десяти детей. Тем более что они уже с малых лет начинали помогать мельнику в его непростой работе,

Сл. 20.Грамотейня.

Сл. 21

Черноморцы, занимая край, уже несли с собой определённый уровень образования.

Казаки в 18 веке служили и воевали во многих странах Европы. Они, как правило, знали по 3-4 местных разговорных языка. Офицеры – до шести-семи. Причём языкам обучали с детства, так как многие семьи были двуязычны – до середины 19 века почти все женщины говорили по-татарски. Казакам знание языков иногда спасало жизнь, поэтому и приравнивалось к воинскому мастерству. Главная задача маленького казачонка была учёба. Занятия вели лица духовного сословия, писари или просто грамотные казаки. Уже в 1803 г. была основана первая официальная казачья школа в г. Екатеринодаре. Основана была она Наказным атаманом Черноморского войска Ф. Я. Бурсаком. Грамотность и хороший почерк высоко ценились. Грамотный получал лучшее место на службе, и скорее продвигался по службе и получал чин, чем не грамотный.

В школе, казачата, кроме общеобразовательных предметов Закона Божия, чтения, письма, арифметики и истории, – должны были обучаться и строю, ружейным приёмам, владению шашкой и пикой, умению производить сборку и разборку винтовки, а также заниматься гимнастикой. Одновременно с обучением строю, казачата должны были обучаться петь песни и воспринимать рассказы из боевой жизни старших казаков, бывших в походах и боевых схватках, о боевой славе полков, батарей и сотен, а также и отдельных лиц, как офицеров, так и казаков. Короче говоря, казачата со школьной скамьи приготовлялись ко всем условиям их будущей военной службы.

Сл. 22 Хата писаря.

Сл. 23

Казаки договор скрепляли пожатием руки, хлопая при этом ладонями. Им неведома была бумажная волокита. Но это не значит, что у них не было писаря. На письменном столе  у него всегда были чернила из бузины, песок. Им он посыпал написанное, чтобы быстрее высыхало. И еще он являлся хранителем печати. Чернила готовились еще и из  кожуры грецких орехов, черники, из кожуры зеленых каштанов.

Хранил писарь свитки свои в своём маленьком доме и даже не думал и не догадывался, не могла мысль такая прийти ему в голову, что через тысячи лет и его записи пожалеет всемогущее время и именно они станут основой представлений потомков о культуре казаков .

Сл. 24. Хата гончара.

Приглашаем вас на подворье гончара!

Здесь живет простой казак – гончар.

Выпускает из искусных ловких рук

Глиняный чудеснейший товар

Красотой, которого дивятся все вокруг.

Сл. 25

В прошлом наши предки изготавливали посуду своими руками. Народные промыслы и ремесла –  важная часть народной культуры. Издавна кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только  о  её назначении, но и о красоте.
Одним из старейших промыслов на Кубани было гончарное ремесло. Гончарное ремесло  особенно хорошо развивалось в тех районах, где поблизости  залегала хорошая, вязкая глина.

Из глины делали посуду.
Из глины делали детские игрушки.
Из глины изготавливали кирпич.
Из глины делали черепицу для крыш.

Первыми умелыми мастерами-гончарами стали Иван  Шестидесятый и Никифор Гончар.. Не все мастера могли изготовить такую посуду. Для этого требовалось большое умение и навык.  Поэтому настоящих гончаров ценили и уважали среди народа.

Отгадайте загадки:

Глину  надо накопать- это копанцы. А потом топтать её – это топанцы.  Потом  кружили на гончарном круге- кружало. А потом в огонь ставили. На пожаре вот. Старый стал, пеленаться стал. Это значит, когда изделие  если расколется — на него обруч наденут и в огонь. Вот такая загадка- что это за изделие?

 Был я на топанцах,
Был на пожаре,

Был на базаре!

Молод был – людей кормил,

Стар стал – пеленаться стал,

А умер – мои кости выбросили,

И собаки не гложут.

(Глечек).

Шо в нашей хати за поцелувайло?

(Кружка).

Сама не ем, а людей кормлю.

(Ложка).

Новая посудина уся в дырах.

(Решето).

Сл. 26. Хата ткача.

Сл. 27.

Одежда кубанских казаков формировалась под влиянием южнорусских, украинских и соседних горских традиций. На нее влияли воинский быт казачества, климатические условия, народные вкусы и представления, развитие городской моды. Форменный костюм прошёл сложный путь развития, большое влияние на него оказала культура кавказских народов. Славяне и горцы жили по соседству. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно-бытовому. Черноморские, а затем кубанские казаки во многом позаимствовали форму одежды и отдельные детали обмундирования у живущих рядом кавказских горцев. Тем более что они оказались более удобны для несения пограничной службы, нежели костюм запорожских казаков. С 1860 года специальным указом военного ведомства была утверждена единая форма одежды Кубанского казачьего войск: шаровары, бешмет, мундир в виде чекменя или черкески, башлык, бурка, папаха, сапоги или ноговицы.

Первые ткацкие станки были завезены  на Кубань переселенцами. Основным  материалом  для полотна была конопля. Этому ремеслу маленьких  казачек приучали с 7-8 лет. К замужеству каждая девушка казачка умела не только прясть,   ткать, шить одежду, но и умела украшать её вышивкой и кружевами.

В одежде у казаков существовала своя традиция. У каждой казачьей области были свои отличии в одежде. Национальная кубанская одежда очень древняя. Казачий костюм  складывался веками. Одежду шили  и из ситца, шелка, бархата. Женский казачий костюм сложился на Кубани в конце 19 века. Женская казачья одежда, даже повседневная,  шилась и украшалась с любовью. Но особенно красивой, нарядной  одежда  казачки была в праздники. Для настоящей казачки важно было одеваться так, как требовала ситуация. На все случаи жизни казачки имели одежду. Настоящие казаки одевались в полный комплект, при них были обязательно конь и оружие. Во время первой мировой войны традиционная казачья форма изменилась. Черкесску и бешмет заменили на гимнастерку, а шапку – на фуражку. Прежняя казачья форма осталась как парадная, то есть её надевали по праздникам. Кубанские же казаки остались верны своим кубанкам и газырям.

Кубанцы носили более низкую папаху, верх её был красным, переложен четырьмя полосами узкой тесьмы. За такими шапками впоследствии укрепилось название «кубанка». Шапка – продолжение головы. У казаков папаха или фуражка играла огромную роль в обычаях и символике. Папаха с цветным верхом или фуражка с околышем символизировала полноправную принадлежность к станичному обществу. На кругу казаки находились в шапках, собственно ими голосовали. Перед избранным атаманом шапку снимали, а он свою надевал. Снимал шапку и выступающий. Если есаулец надевал её обратно – значит, кто говорил, лишался слова. При возвращении с войны или службы казаки приносили шапки в дар родовым рекам, бросая их в волны. В шапку зашивали иконы и написанные детской рукой охранительные молитвы. Традицией казаков как лампасы и папаха был казачий чуб.

 Сл. 28.Поддворье сапожника.
Я для всех-сапожник   нужный,

Без меня прожить   нельзя.

Человек  неравнодушный

К  посетителям  всегда.

Всех я с радостью встречаю,

Выполняю  заказ  в  срок.

Никого  не  огорчаю,


В своём деле я  -  знаток.

Сл. 29.

По верованию древних, одежда – вторая кожа, поэтому коренные казаки никогда не носили чужую одежду,  не совершив над ней очистительных обрядов и тем более одежду  с убитого. Надеть «чужие покровы» - означало войти в «волю» дарителя и потерять свою. Награждая казаков, атаманы дарили им материал «на справу», но никогда не дарили атаманский кафтан. Наиболее ценилась одежда, шитая матерью или женой.

 «Сапог было великое множество — без сапог верховая езда невозможна, да и по сухой степи не пройдешь босиком. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков – ичиги…».
Сапоги носили, как правило, татарского образца с сильно загнутой носочной частью и фигурной линией верхнего канта, выделанные из сафьяна ярких цветов: красного, желтого, зеленого.

Рядовые казаки носили полусапоги черного сафьяна или простой кожи; старшина — цветные сапоги (красные, желтые). «Казаки никогда не носят лаптей».

Обувь у женщин была разнообразна, это «чирики», башмаки, черевики, чувяки, среди женщин особенно ценились сапоги из цветного сафьяна на каблучках, как у украинок.

Чирики — это туфли-галоши, которые надевали либо поверх ичиг, либо поверх толстых чесаных носков, в которые заправлялись шаровары. Чирики делали на твердой подошве, с широким каблуком и тупым носком.

Чевяки (чувяки, бахилки) — низкие сафьянные башмаки без твердого задника; с древних времен в обиходе у кавказцев, которые надевают их поверх ноговиц.

Башмаки — кожаная обувь с ремнями, названная так потому, что изготовлялась она из телячьей кожи (тюрк. башмак — теленок). «В верховых станицах летом носят башмаки из грубой кожи на толстой подошве и всегда шерстяные чулки собственного изготовления».

Посталы (поршни) — наиболее примитивная кожаная обувь.

 Сл. 30. Казак и его конь
Сл. 31.

Конь казаку всего дороже.Конь для казака означал жизнь и волю: «Конь для казака отец родной, а сабля острая – мать». Потому так много пословиц и поговорок о боевом друге лихого станичника: «Коня казаку купить, - что жизнь новую начать»; «Казаку на коне ладнее, чем на скамье»; «Казак будет голодать, а коня накормит».. Не даром же казаки говорили: «Подо мной добрый конь, надо мной – Господь Бог».

Конь, по воззрениям казаков, находился в тесной связи со своим хозяином, от чего возникло большое количество примет и гаданий . В старину, как рассказывают, часто бывали такие случаи: убьют или возьмут в плен казака злые татары: а конь его, не пойманный врагом, пустынными степями, по звездам, пробирается прямо на двор своего хозяина, и тут-то начинаются над ним слезные причитания престарелой матери или молодой жены .

Выездка коня у казаков начиналась с малолетства (…лет пять-шесть было, ухватишься за ногу, где за гриву, залезешь, слетишь на солому и опять карабкаешься…) и заканчивалась показом приобретенных навыков на празднике, смотре, войсковых или станичных скачках, которые все равно приурочивались к какому-либо праздничному событию.

На свадьбах тройку лошадей, запряженных в тачанку жениха и невесты, разгоняли на костер, они должны были прыгнуть так, чтобы дружка остановил их у ворот «как вкопанных»

Верный помощник казака, конь наделялся способностью предсказывать будущее. Считалось, что если конь спотыкается в начале похода, то он будет неудачным: "Ой, ихав козак та чэрэз байрак, /Та с коня похылывся. /А за ным отэць, матуся: /Нэ йидь, сын, вэрныся". Конь-непременный символический атрибут принадлежности к казачеству. От старожилов кубанских станиц, вспоминающих былые времена, нередко можно слышать такие высказывания: "Шоб обязательно вин (казак) был на коняке". Для взрослого искусство верховой езды-одним из самых престижных видов самовыражения. Поэтому важнейшие праздники в кубанских станицах редко обходились  да и сегодня  не обходятся без скачек и джигитовки.

Сл. 32. Сказ про коня

- А сказать тебе, почему лошадь слушается человека?

- Ну, кажи, кажи. Послухаемо.

- Заметь, какой у лошади глаз. Выпуклый. Как лупа. Значит,  все перед ней в увеличенном виде. Представляешь, какими она видит нас! Агромадными великанами! Ну и боится. Потому и слушается.

- Чи ты дурень, чи шо? Хто тоби це казав?

- Ведьмак жил у нас в деревне

- Брешет твой ведьмак! Лошадь не потому подчиняется, что боится, а потому, что доверяет, любит… Дывлюсь я, Ершов, зачем ты тут? Возле коня тоби нема шоробить. Ты не казак! (Н.Краснов)

Сл. 33 Хата шорника.

Коня любили, почитали, а посему в каждой станице был свой шорник.

Сл. 34.

ШОРНИК — Мастер, изготовляющий конскую упряжь. Шорник - Хранитель старинного ремесла. Шорник издавна почитался казаками. Ведь от надежности сбруи зачастую зависит жизнь конника. Как и всякое истинное ремесло, шорничество передавалось из поколения в поколение, и чаще всего было делом семейным, династическим. Человека, которого уважает все население, но величает не по имени–отчеству, не по фамилии, а по профессии – шорник.

– Так в чем основа этого ремесла? – спрашивют шорника.

– Любить надо, – отвечает шорник. Любить и кожу, из которой мастеришь, и лошадь, для которой делаешь сбрую.

В мастерской чувствуется тот особый запах, который мы по привычке и незнанию приписываем коже.

На самом деле так пахнет не она сама, а ее пропитка. Попав в воду, кожа сначала промокает, потом высыхает, затем начинает лопаться. Чтобы избежать этого, используют разные способы жировой пропитки – от вазелина до рыбьего жира. Человек предпочитает обувь из натуральной кожи и индивидуального пошива. Так и лошадь чувствует руки настоящего мастера. –  Сбруя для скакуна, для рабочей полукровки – все они делаются немножко по-разному,

Сл. 35.Подворье рыбака.

Сл. 36

«Казаки траву едят, рыбою питаются, небом укрываются».

Особо скажем о рыбе, втором казачьем хлебе. Сотни рыбоспетных заводов солили, коптили и вялили её в громадных количествах. Многочисленные казачьи артели ловили рыбу . Отсюда и многочисленные пословицы и поговорки: «Донцы осетринники, балычники, станичники». Ведь «У донцов осётр почитаем как святой Пётр». Не даром говориться: «Коли осётр засетится, казак лицом светится» - знатная добыча попалась! «У казаков помыслы, всё о рыбных промыслах». Осетрина, белужина, севрюжина шли в Москву к царскому и боярским столам: «Рыба белуга не для всякого друга».

Рыболовство – одно из древнейших занятий казаков, им стали заниматься едва ли не раньше, чем хлебопашеством. В дальних походах сушеная и вяленая рыба для казаков часто была основной пищей. Во время весеннего половодья, когда прибрежные станицы заливало, сети забрасывали прямо с крыльца куреня. А тарань, которая плотной массой шла у поверхности воды, черпали ведрами. Чтобы рыба не уходила в море, казаки строили плотины.

Каждый казак мог ловить рыбу только в пределах своего юрта. Для этого ему выдавался билет от войсковой канцелярии. Во время нереста казаки на берег вообще не выходили, а колокола не звонили даже на Пасху, чтобы не отвлекать рыбу от производства потомства.

«Громадное историческое значение» для населения Кубанской области играли «косы, лиманы, озёра» Азовского моря и кубанские реки, так как «служили колыбелью промысловой жизнью казачества» .Рыба, добываемая в Черномории, служила одним из главных пищевых продуктов в целом ряде южных губерний России и составляла видную статью в денежных доходах казачества, а рыболовство долгое время считалось самой выгодной отраслью казачьей промышленности.

Интересный документ содержится в личном архиве кубанского историка Б.Е. Фролова – это «Рыболовный словарь», который составил в 1909 г. старшина Таманского рыболовного района И.П. Сухарёв.

Распространённой снастью для лова рыбы был вентерь. В станице Бриньковской вентерь состоял из бочки, имеющей до 12 обручей и из идущих в обе стороны от отверстия бочки крыльев. Помещаясь бочкой на фарватер реки, вентерь перекрывал её крыльями от одного берега до другого. Между левым берегом реки и примыкающему к нему крылом оставлялось место для прохода рыбы. Черноморское войско уже в первые годы после переселения учредило на войсковых рыболовных заводах должность шапаря, т. е. чиновника, заведовавшего рыболовным заводом.

Сл. 37 Хата винодела.

Сл. 38.

По обычаям предков, кровью оплаченным, казаку в походе запрещалось пить хмельное под страхом смерти: «Казак во хмелю – голова во хмелю»; Не уважали пьяниц казаки, пени налаживали старики, да секли нещадно за буйство на майдане: «Вино пить – биту на майдане быть». Однако, пили без меры в основном не исконные казаки, а новопришлые, принёсшие свои вредные привычки с земель московских. Пьянство для казака считалось позором. Минимум, что за него могли сделать, - это высечь плетьми, а максимум - выгнать из общины. А во время похода на неприятеля пьянство считалось у казаков уголовным преступлением и каралось немедленной смертной казнью. Если кто-то из казаков нарушал этот запрет наказывали довольно жестоко и смертельно, а также выбрасывали за борт корабля, если это был морской поход. Чем была обусловлена эта жестокость? Тем, что цена за пьянство была слишком большой — жизнь всего сечевого общества. Лишь один пьяный казак, завопил или спел во время засады, мог бы привести к ужасному поражению всего воинства и гибели сотен и тысяч казаков.

В обычное невоенное время спиртное - да, употребляли, но только по особым праздникам и в меру. Как правило гуляли на четыре большие праздники на Рождество (заодно и отмечали выборы кошевого и всей старшины, которые избирались в этот день), на Пасху, на Троицу и Покрову, также пышно отмечали удачные походы на врагов. Однако  и в такие дни пили в меру, враг мог напасть в любой момент.

Слухи о своем великом пьянстве распускали сами казаки. В военное время им были выгодны слухи, что на Сечи только все пьют и гуляют, потому что враги, веря этим басням, не раз попадали в передряги. Крымский хан в 1675 году надеясь, что на Рождество казаки примут чрезмерно алкоголя и их легко можно будет уничтожить, заплатил за свою ошибку жизнью десяти тысяч отборных янычар.

Сл. 39.Подворье пожарного.

Сл. 40.

По новому календарю 3 июня 1802 года по распоряжению атамана была создана первая в Екатеринодаре пожарная команда. Без спецтехники и в обычной одежде 30 казаков спешили укрощать огонь. С этого дня началась история огнеборцев Кубани.

«По распоряжению войскового атамана, в каждом курене Кубани должна была быть бочка, готовая к тушению» Прошло еще два десятка лет, прежде чем команда получила свой первый пожарный обоз. Всего четыре бочки по 40 ведер каждая, столько же труб и 18 лошадей. В скромности укротители огня прослужили еще десять лет. Многочисленные пожары в станицах и аулах подсказали, что команде нужен свой дом.

В старину первым признаком видимой благоустроенности хозяйства считалась вознесшаяся над домами пожарная каланча, где несли дозорную службу пожарные. Чуть приметив клубы дыма или языки пламени, они поднимали на фалах днем черные железные пустотелые шары, а по ночам зажигали керосиновые фонари с красными стеклами, оповещавшие население о пожаре. Город делился на четыре части. И в зависимости от того, где возник пожар, появлялось на каланче определенное количество фонарей или шаров, от одного до четырех.

Сл. 41. Оружейная.

 Сл. 42.
Пики длинные,

кони борзые,

Полем едут с песнями

искать царю чести, а себе славы.

Оружие казака – это свобода казачьего рода. Без оружия не возможно противостоять насилию, без оружия не отстоять свободу. В грамотных руках и с благородными намерениями оружие не может ни кому принести вреда. А у казаков была честь, было достоинство, были великодушие и любовь к ближнему. В таких руках оружие приносило всем только пользу.

До середины XIX века казаки, как иррегулярные войска, имели очень различное вооружение, приобретаемое за собственный счет. Однако, несмотря на позднюю унификацию, все же можно выделить некоторые "казачьи" виды оружия.

Сл. 43.

Враг в штаны свистит когда  казацкая сабля блестит.

Пика

о прибывавших на Кавказскую линию донских казаках с длинными пиками кубанские линейные казаки шутили: «Камыш идет». Как правило, казачья пика была несколько короче принятых в регулярной кавалерии. Окрашивались древки пик так: в Лейб-Гвардии Казачьем полку, Черноморском и Крымско-Татарском эскадронах - в красный цвет, в Лейб-Гвардии Уральской сотне и Лейб-Гвардии Атаманском полку - в светло-синий цвет. В других казачьих частях по цвету мундиров, в синий или зеленый цвет.

Казачья винтовка.

В 1891 году на вооружение, наряду с пехотной и драгунской, принимается и казачья винтовка без штыка. На казенной части винтовки было выбито «каз» (казачья). Правда, имевшие пехотные подразделения части Кубанского казачьего войска получали, как обычная пехота, и пехотный вариант винтовки со штыком.

Пистолет

Пистолет в казачьем вооружении выполнял скорее вспомогательную роль, хотя у черноморских казаков он полагался некоторое время как обязательное оружие Высокая цена делала пистолет далеко не самым распространенным казачьим оружием.

Кинжал

Кинжал известен с глубокой древности, но в России традиции владения этим оружием не было. За исключением казаков. У казаков получили распространение кинжалы самой различной длины и формы, причем длина некоторых кинжалов достигала 80 сантиметров и позволяла наносить не только колющие, но и рубящие удары. Кинжалы были популярны у черноморских казаков, которые, неся службу в основном в пешем строю, отказывались от неудобных в плавнях длинных шашек и сабель. Хотя в ближнем бою кинжал использовался  практически во всех казачьих войсках и оставался незаменимым в разведке.

Шашка.

С конца XVIII века получает распространение в качестве оружия, постепенно вытеснив саблю. Шашка - это исключительно наступательное оружие. Бой на шашках, представляет комплекс приемов, выполняя которые боец стремился уклониться от удара противника и нанести быстрый рубящий удар.Поэтому была поговорка: «Саблями рубятся, а шашками рубят». Особенно среди казаков ценились имевшие прекрасную балансировку черкесские шашки.

Весьма эффективным оружием в ближнем бою у казаков была нагайка.

После переселения казаков на Кубань ружья казаки приобретали на ярмарках и в торговых лавках. Выпавший на их долю долг по защите отечества казаки всегда выполняли с честью. Их доля, всю жизнь сражаться с врагами отечества: «Казачья доля – сабля и воля»; «Не для всякой земле казак годится, он для Руси родится». Тужил, тосковал казак по дому и степям донским, проходя строевую службу за сотни и тысячи вёрст от края родного. Однако ни что не вечно, заканчивалась и казачья служба, возвращались донцы в родные станицы и хутора, заводили крепкое хозяйство и растили детей. Всегда дорога ведет казаков к родным куреням и хатам, к семье и детям.

Сл. 44

Вхожу на порог ....
Все, что вижу я – свято.
Здесь предков моих незабвенная тень.
Саманные стены прочны, невысоки.
И я головой достаю потолка.


Казацкая хата -
Душевные токи.
Казацкая доля -
О, как ты горька!

Ушли поколенья, народы, эпохи,
Но в хате остались и дух и душа.
Казацкая хата -
Минувшего кроха.
На все, что вокруг,
Я гляжу, чуть дыша.


Сл. 45

Ах , не грусти казак, не надо!

Кубань твоя всегда с тобой.

Кубани честь – твоя награда.

Твоё веселье, твой покой….

Казаки - это отдельный народ, сформированный веками из разных национальностей и народностей. Имеющий свою землю, культуру, бытность, устои, язык и Веру. Казачий народ имеет свой неповторимый и ни с чем не сравнимый Казачий Дух. Казак всегда предан своему истоку, своему Отечеству, своим идеалам и своим убеждениям. Они тверды, выкованы и отточены подобно булатному клинку. Гнутся, но никогда не ломаются! Имя твоего народа написано на твоем лице. Каков ты - таков и народ твой. Помни!




Источник: Золотые правила казачьей семьи
© Русская Семерка russian7.ru
С. Донченко https://www.stihi.ru/2011/07/08/4401
http://www.rusnauka.com/10_DN_2013/Istoria/1_133315.doc.htm каз семья
http://stranamasterov.ru/node/232184 атамань
http://kazakdona.ru/index.php?fla=topic&forum=4&ids=7&nma=forumd казч стан
Казачий быт. Есть только миг стих
Расьяна https://www.stihi.ru/2015/05/19/3326
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/646782/ одежда
http://www.kuban.aif.ru/society/details/99506 о шорниках
https://dikoepole.com/2013/07/23/semencov-ribolovstvo-kaz/ рыболовство
http://selnov.ru/publikat.php?aid=680&binn_rubrik_pl_articles=152 казаки и пьянство.
http://kuban24.tv/item/pervoj-pozharnoj-chasti-na-kubani-ispolnilos-215-let-176164 ПОЖАРНЫЕ ДВОРИКИ КУБАНИ

АРХИВ блога

Возможность уйти- это уже повод, чтобы остаться !

получайте бесплатно обновления блога