Страницы

СНИМИ КНИГУ С ПОЛКИ - ТАМ ВСЕ РУБРИКИ БЛОГА

ТУРГЕНЕВСКАЯ РОССИЯ


И.С. Тургенев. 
Записки охотника.
Касьян с Красивой Мечи - 
тема Родины
( К 200-л И.С.Тургенева.)


Сценарий.
  
 
Люблю ли я свою родину?
Что же другое можно любить на земле? 
Что одно неизменно, что выше всех сомнений,
 чему нельзя не верить..?
И.С.Тургенев. «Накануне»
Сл.1. Заставка.
Сл.2. Цитата И.С. Тургенева.
Россия без каждого из нас обойтись может,
но никто из нас без нее не может обойтись...
И.С.Тургенев.
Исполнилось 200 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева. Эту дату отмечали не только в нашей стране. Владимир Путин направил участникам торжеств приветствие, в котором отметил любовь писателя к России и ее национальным обычаям.
 
Цикл очерков «Записки охотника» в основном сложился за пять лет (1847—1852), но Тургенев продолжал работать над книгой. К двадцати двум ранним очеркам Тургенев в начале 1870-х годов добавил еще три. Еще около двух десятков сюжетов осталось в набросках, планах и свидетельствах современников.
 Натуралистические описания жизни дореформенной России в «Записках охотника» перерастают в размышления о загадках русской души. Крестьянский мир прорастает в миф и размыкается в природу, которая оказывается необходимым фоном едва ли не каждого рассказа. Поэзия и проза, свет и тени переплетаются здесь в неповторимых, причудливых образах.
Сл.3.
И.С. Тургенев – классик  русской литературы,  первый русский писатель, при жизни удостоившийся мировой известности,  прежде всего, как  автор «Записок охотника».   Поэт, публицист,  переводчик, философ,  драматург, Тургенев заложил основы русского классического романа. 
Художественное мастерство Тургенева-романиста высоко ценили  великие современники в России,  Западной Европе,  Америке.   Литературный преемник Пушкина,  хранитель  «великого и могучего» русского языка,  Тургенев  явился создателем классических образов, ставших воплощением русского характера, русского человека.  Его произведения переведены на все европейские языки и известны во всем мире. Тургенев как никто другой писал с живостью, красотой, и некой элегантностью слова, ловко передавая даже самые сложные переживания своих героев, и проецируя их образность на своего читателя, что, конечно же, привлекало множество людей к оценке его творчества
Сл.4.
Вся жизнь - в дороге. «Кочевник», - говорил Тургенев про себя. Домом было только «Спасское – Лутовиново » - имение матушки под Орлом. Он исколесил Европу. Тургенев открывал Европе подлинную Россию. Жизнь Тургенева проходила в изобиловавшую противоречиями эпоху. Восстание декабристов, реформа 1861 года, после которой развитие капитализма в России Пошло с такой быстротой, что в несколько десятилетий совершались изменения, занявшие в некоторых странах Европы целые века.
Как верный сын своего времени, Тургенев не мог остаться в стороне от насыщенных проблем эпохи. Но не забывал он и о русской природе.
Он осветил мир чарующими красками русской природы, не случайно о нем говорили - певец русской природы.
Сл.5. Здесь русский дух, здесь Русью пахнет ..
В тех же “Записках охотника” мы встречаемся с удивительно красивыми описаниями природы.
Сл.6. Стихотворение.
Русь колокольная, Русь соловьиная,
Мать сердобольная, песнь журавлиная!
Мы породнились с тобой ещё издавна,
Русью берёзовой сердце пронизано.

Мёдом пропахшие зорьки глазастые,
Росы, упавшие в травы цветастые.
Поле раздольное, степи шелкОвые,
Стелится вольная - синь васильковая

Тянутся к небу ромашки лучистые,
Русская небыль - священная, чистая.
Сладкой малиною, спелой смородиной,
В сердце впиталась ты запахом Родины.

Небо в веснушках звёздных усеяно,
Сказками Пушкина с лирой Есенина.
Утро туманное в дымке сиреневой,
Быль несказанная, словом Тургенева.

Ты не согнешься былинкою тонкою,
К цели несешься Некрасовской тройкою.
…Песня раздольная, сердцем любимая
Русь колокольная Богом хранимая!
Сл.7.
Ведь Нельзя сказать: Святая Англия,Святая Франция, Святая Америка…
 ТОЛЬКО РУСЬ,- БОГОИЗБРАННАЯ И СВЯТАЯ!
«Записки охотника» И.С. Тургенева – одна из тех книг отечественной классики, где наиболее сильно выражены духовные стороны личности простого русского человека, «русский дух», где в прямом смысле «Русью пахнет»: Писатель явил себя таким же певцом благословенной русской земли, с тем же одухотворенно-проникновенным голосом: «Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны» .
Этими тургеневскими словами можно было бы выразить пафос цикла рассказов в целом. Изображая человека, И.С.Тургенев прибегает к описанию природы. Природа помогает раскрыть переживания героев, их настроение и чувства.
Сл.8.
Вот как отзывались о произведениях Тургенева др. писатьли:
«Гончаров И.А. ощутил …за тысячи верст от России – ощутил ее дух, ее живое присутствие: «заходили передо мной эти русские люди, запестрели березовые рощи, нивы, поля ….
М. Горький называл «Записки охотника» в числе книг, которые «вымыли» ему душу, «очистив ее от шелухи»
Любование героев «Записок охотника» своей Родиной, русской землей сливается с голосом автора, рисующего с проникновенной любовью в каждом рассказе цикла художественные картины природы, «прозрачные, будто сотканные из воздуха образы»  Точные до мельчайших деталей, тургеневские пейзажи представлены с оттенками красок, в переливах звуков и ароматов. Эти живые образы словно сливаются с дыханием, с биением сердца русского человека. Картины природы настолько одухотворены, что в них отчетливо ощутимо Божье всеприсутствие, незримое вышнее заступничество. Русский пейзаж  становится самостоятельным сквозным «героем» тургеневского цикла рассказов, формирует чувство национального единства, цельный и прекрасный образ Родины, Богохранимой земли русской.
Сл.9.
Среди бескрайних хлебных нив, через многочисленные селения кружит вьюном и пробирается к Дону река с необычным названием Красивая Меча.
И действительно о происхождении названия реки существую много легенд и поверий. Есть легенда о том, как после поражения на Куликовом поле Мамай, спасая свою голову, переправлялся с телохранителями у Гусиного брода через безымянную речку и обронил в воду меч. Непростой был меч — изукрашенный драгоценными камнями, чеканным гербом. В другой раз не оставил бы хан меча на дне реки велел бы слугам достать его. Но было не до меча. Так и остался он на дне, сколько искали потом — не нашли Реку нарекли с той поры Красивой Мечей.
Есть сказ о другой легенде. Нарекли будто бы реку Kpасивой Мечей задолго до прихода на Русь Мамая — в память о стычке богатыря с медведицей.По - древнерусски медведица — значит «мечька». И наверное, эта легенда ближе к истине. Закрываются они и в ненастье: в чашечке воздух теплее, чем вокруг.
Меча — река недлинная, но с характером, то и дело кружит и, пока минет деревушку, раза три обернется. Берега реки Красивой Мечи очень живописны и интересны, отсюда и столько разных легенд и сказаний.
Благодаря Тургеневу реку, не на каждой карте обозначенную, знают во всех уголках мира.. О селе и окружающей местности сохранились предания. Свое первое название село получило от реки, а река — от травы — «ситовника», росшей в изобилии по берегам, когда еще здесь не было мельниц и плотин. А Меча — от слова мечься, что соответствует извилистому и уклончивому направлению реки.
Сл.10.
Там у нас, на Красивой-то на Мечи, взойдешь ты на холм, взойдешь — и, господи боже мой, что это? А?И река-то, и луга, и лес; а там церковь, а там опять пошли луга. Далече видно, далече. Вот как далеко видно…Смотришь, смотришь, ах ты, право!»  
Местные старожилы помнят то место, где находилась в Малом Кадном усадьба Тургеневых. Сохранились частично липовая аллея, которая вела к барскому дому, и кусты сирени, окаймлявшие когда-то всю усадьбу.
С этих мест писатель наблюдал окрестности Красивой Мечи, откуда «далече видно, далече!». С холма видны на левом пологом берегу реки дома и сады Малого Кадного. А дальше за селом уходили за самый горизонт поля. Ниже села река круто поворачивала и плавно уносила свои воды на юг. От бывшей тургеневской усадьбы к реке идет крутой спуск, который выводит на обширную прибрежную долину, покрытую густым разнотравьем.
Родственник Тургенева по материнской линии Иван Иванович Лутовинов слыл одним из самых богатых помещиков во всей округе. Ему принадлежали земли в Орловской, Тульской, Калужской, Курской и Тамбовской губерниях. Многими деревнями он владел и в Ефремовском уезде. Позднее Тургенев и сам стал владельцем сел Малое Кадное и Троицкое-Медведки.
Многое, подмеченное писателем на Красивой Мече, нашло отражение в его переписке и произведениях. Там, где когда-то бывал Тургенев, где он встречался с героями своих произведений, широко раскинулись колхозные и совхозные поля, на которых живут и трудятся наши современники.
Особенно красочно Тургенев рассказывает словами своего героя о Красивой Мече, где «места привольные, речные», в произведении «Касьян с Красивой Мечи». Писателю, несомненно, были известны многие предания об этой удивительной реке. Знал он и историю заселения этого края, начало которого относится к XVII столетию
Сл.11
Берега реки Красивой Мечи очень живописны и интересны, отсюда и столько разных легенд и сказаний. Впрочем, вся долина Мечи - край, где легенды переплетаются с былью.  Первое упоминание о реке содержит «Хождение митрополита Пимена по Дону в 1389 году». В давние времена Меча была судоходной и служила подъездным путем к Дону...  Известны факты, когда рекам давали новые имена, но чаще всего они уходят корнями в глубокую древность, и искать их значение надо в языках народов, населявших данную местность ранее. У Дона и Красивой Мечи с именами такая же древняя история. В булгарских летописях 14 века пишется прямо – Кызыл Мича (Красная Мича).
Сл. 12.
А вот какие стихи Красой мече посветила Маргарита Алигер.
 Ах, ли  Меча кружит
Нашим лугом и селом,
Отражая луг и поле,
Плоскодонку, взмах весла,
Синий цвет девичьей воли
Меча Дону принесла.
И во всем ему перечила,
Не согласная с судьбой,
И в Дону осталась Меча
Ледяной и голубой...
Красивая Мечь прозвал ее народ, не согласуя прилагательного с существительным. В том месте, где она выгибается наподобие рога и где стоит село Изрог, сохранилось до сих пор темное предание о приключении, от которого будто бы произошло это поэтическое имя.
Начинать знакомство с Красивой Мечой лучше от устья, которое служит местом паломничества многих туристов. С высокого берега, зажатого Мечой и Доном, который называется «Клин», можно любоваться тремя рукавами – протоками, образованными двумя сливающимися реками.
А мы еще  услышим про реку в одном из рассказов И.С. Тургенева из цикла «Записки охотника» - «Касьян с Красивой Мечи»
Сл.13
По сравнению с ранними очерками и даже с «Певцами»сюжет в рассказе «Касьян с Красивой Мечи» развивается более напряженно. Здесь все сосредоточено вокруг главного героя. Начинается рассказ традиционным «охотничьим» вступлением, далее изображается случайная встреча рассказчика с Касьяном, поездка их на ссечки, и в финале дается характеристика Касьяна (устами кучера Ерофея).
Сл. 14.
Многочисленные пейзажные зарисовки в «Касьяне с Красивой Мечи» также органично связаны с развитием сюжета, являясь его неотъемлемым компонентом. Они нужны автору для того, чтобы глубже вскрыть идею, утверждаемую Касьяном, и наглядно показать его страстную влюбленность в родной край.
Тургенев обладал способностью «одухотворять пейзаж» личным чувством. Его описания природы не является чужеродной ,- она служит раскрытию его идейно-художественного   смысла.   Эстетическое   восприятие окружающего мира во всей его многообразной полноте и гармонии сближает барина-охотника и мужика Касьяна, доказывая равенство их «духовной природы».
Как и в других рассказах из «Записок охотника», обрисовку образа героя Тургенев начинает с развернутой портретной характеристики: «Вообразите себе карлика лег пятидесяти с маленьким, смуглым и сморщенным лицом, острым носиком, карими, едва заметными глазками и курчавыми, густыми черными волосами, которые, как шляпка на грибе, широко сидели на крошечной его головке. Все тело его было чрезвычайно тщедушно и худо». Автор с самого начала подчеркивает необычность, своеобразие привычек и поведения героя.
Об удивительной натуре Касьяна, никак не соответствующей внешнему облику этого неказистого, тщедушного карлика, свидетельствовал и взгляд его маленьких глаз, «необыкновенный и странный». Голос «странного старичка» также изумил рассказчика: «В нем не только не слышалось ничего дряхлого, - он был удивительно сладок, молод и почти женски нежен». В «Касьяне с Красивой Мечи» писатель не довольствуется одним «показом» своего героя, а пытается охарактеризовать его со стороны: словами кучера Ерофея
Во-вторых, в образе главного героя И.С.Тургенев воплотил один из народных типов, тип крестьянина-мечтателя с поэтическим складом ума. В образе Касьяна соединились два во многом противоречивых начала: христианское и языческое.
Сл.15. Мир Касьяна
Сл.16
Касьян — юродивец, человек слабый и хилый от рожденья, «неразумный с мальства» (как он сам определил себя), но с поэтической душой, с нежным, любящим сердцем. Красота природы, древних городов с их Божьими храмами, поэтические поверья старых времен, надежда встретить правду между людьми — сделали Касьяна непоседой, любителем скитаний.
Слабый телом и умом, Касьян ничем не промышляет, как сам говорит; «от рук отбился … от работы». Он весь погружен в созерцание природы, собирает травы и лечит, слушает пенье птиц. Он живет в своих мечтах и грезах, любит петь и поет хорошо; он даже сочиняет песни.
В нем характерно это миросозерцание, –проповедует он «любовь и мир» в жизни, – он боготворит все живущее, и негодует на охотника, который убивает «ради потехи» птицу: «великий грех показать свету кровь, великий грех и страх... Ох, великий!» – говорит Тургеневу этот кроткий, незлобивый мужичок-юродивый, наделенный великим даром знать и любить жизнь природы.
И он рассказывает затем Тургеневу о тех далеких краях, «где за теплыми морями живет птица-Гамаюн сладкогласная», где «яблоки растут золотые, на серебряных ветках, в живет всяк человек в довольстве и справедливости». Эти слова открывают нам целый мир тех мистических грез, которыми жили русские люди древней Руси, – они мечтали о «земном рае» – царстве справедливости; они ,что есть на земле страна света, добра и счастья. В народных сказках эта вера нашла себе выражение в юмористическом определении этой счастливой страны словами: «реки молочные, берега кисельные». Скитания по лицу земли в поисках «правды» – явление тоже чисто русское, историей засвидетельствованное, поддержанное  русскими писателями. Следовательно, и в лице Касьяна, Тургенев изобразил чисто русский образ.
Натуралистические описания жизни дореформенной России перерастают в размышления о загадках русской души. Крестьянский мир прорастает в миф и размыкается в природу, которая оказывается необходимым фоном едва ли не каждого рассказа. Поэзия и проза, свет и тени переплетаются здесь в неповторимых, причудливых образах.
Сл.17
Необходимо обратить внимание на имя героя. У русских людей это имя ассоциировалось с именем преподобного Касьяна Римлянина, днем которого считалось 29 февраля. Касьянов день бывает только в високосном году. На Руси високосный год всегда считался опасным, ему приписывались несчастья и беды: будто и скот падает, и деревья засыхают, и повальные болезни появляются, и семейные раздоры заводятся. Поэтому в народе сложилось представление о Касьяне как символе беды. В некоторых местах он даже не считался святым и не признавался русским. Само имя Касьян слыло как позорное. Существовало поверье о том, что «Касьяну подчинены все ветры, он держит их на двадцати цепях за двадцатью замками. В его власти спустить ветер на землю и наслать на людей и скотину мор» В то же время Ерофей называет Касьяна юродивым, а, как известно, русский народ снисходительно, даже благожелательно относился к этой группе людей. Это характерно именно для русской религиозности .Такой необыкновенный человек, как Касьян, конечно же, вызвал пристальное внимание охотника. Рассказчик подробно описывает поведение «странного старика» во время охоты.
Есть у него мечта: побывать в тех странах, где живет «птица Гамаюн сладкогласная, и с дерев лист ни зимой не сыплется, ни осенью, и яблоки растут золотые на серебряных ветках, и живет всяк человек в довольстве и справедливости» . Нужно отметить, что мечта Касьяна о сказочных странах не просто так описана писателем. так как подобного рода легенды отражали мечту народа о более легких условиях существования. Однако странствования Касьяна объясняются прежде всего его внутренними духовными потребностями. Касьян бродит по свету в поисках правды, но не столько социальной, сколько нравственной. Для него главным является то, что «справедливости нет в человеке».
Сл.18
А это типично русская душа. Помните фильм «Брат»? Извечный русский вопрос: « В чем сила , брат? И ответ: « Сила в правде!»
“Записками охотника” Тургенев стремился не только вызвать ненависть к крепостникам, но и сочувствовать к самому народу. “ В крепостном крестьянине Тургенев показал человека, который так же, как и все люди достоин, иметь человеческие права. Ни в одном из рассказов этого цикла нет сцен истязания, нет призывов, к каким либо решительным действиям, но именно обыденные картины крепостнической жизни говорят об античеловеческой сущности всего общественного строя.
Сл.19
Но Тургенев не стал только бытописателем униженных и оскорбленных. Он осветил мир чарующими красками русской природы, не случайно о нем говорили - певец русской природы. В тех же “Записках охотника” мы встречаемся с удивительно красивыми описаниями природы.
Произведение начинает свой рассказ с описания главного героя. Главный герой произведения – человек, который живёт отчужденно от общества, считая его самой главной причиной своих бед в это мире. Так как главный герой человек весьма отстранённый, то он привык в основном не прислушиваться к обществу, но прислушиваться к природе, на чём и акцентирует внимание Тургенев так ярко и живо описывая образ данного персонажа.
Сл.20
Через русские пейзажи произведения и любования природой главного героя автор показывает нам, что необходимого хоть иногда поднимать глаза от своих проблем на окружающую действительность, ведь, как правило, всё не так уж и плохо вокруг вас. Потому произведение отчасти носит даже мотивационный характер, создавая в читателя ясное представление того, что ему далее необходимо делать, и на что он способен в своей жизни.
Всеми этими размышлениями и постановками вопроса автор создаёт истинную картину произведения, давая читателю понять, что же именно он пытался сказать своим произведением, и что, конечно же, у него получилось..
Данное произведение просто заставляет человека задуматься над многими насущными вопросами, которые всё-таки так или иначе задевают его в его бытовой жизни, давая ему возможность быть человеком разума, а не эмоций.
Сл.21
Герои «Записок охотника» – русские православные люди. Как известно, понятие «русский» исторически уже подразумевало: «православный христианин». Свидетельство полноценного, духовно не поврежденного чувства национального достоинства – народное самоназвание: «крестьяне», в простонародной артикуляции – «хрестьяне», то есть «христиане» – верующие во Христа. И это тоже – духовный стержень - основа Руси, России во все времена и эпохи нашей страны.
Сл.22
Все крестьяне в «Записках охотника» - люди Божьи. Каждый наделен своими талантами и дарованиями. Писатель показал русских людей как искателей и носи¬телей истины, Божьей правды. «Мысль народная» во всех ее ипостасях, в национально-русской, всемирно-исторической и метафизической перспективах – всепроникающая в цикле рассказов. Тургенев писал «Я продолжу мое изучение русского народа, самого странного и самого удивительного народа на свете».
Сл.23
Таков главный герой рассказа «Касьян с Красивой Мечи» – образ странный и удивительный. В нем ярко выражены христианские черты, и в то же время – много сложного, противоречивого. Именно эти характеристики русского мира так странны и удивительны для иностранцев  и в наше время так же осталось .
Вековечное русское странничество: «Сколько странников ходило и скитальцев по Руси... Мало что переменилось, хоть сменялись, шли века В образе «странника с крестом» воплотились прошлое и настоящее России, ее грядущие судьбы, восхождение души к Богу:
– Я грешил на свете много,
А теперь вот сам молюсь...
Если все попросим Бога
За себя, за нашу Русь,
За грехи людские наши
И за весь позор и стыд –
Неужели ж Он откажет,
Неужели не простит?
В пояс кланялся, прощался,
Крест на плечи поднимал
И в дорогу отправлялся.
А куда – никто не знал... Тургеневский Касьян в своих странствиях не находит искомого совершенства: Но сам процесс поисков идеала приносит ему душевное облегчение: «Да и что! много, что ли, дома-то высидишь? А вот как пойдешь, как пойдешь, – подхватил он, возвысив голос, – и полегчит, право»
В образе героя духовный подъем, духовное раскрепощение соединяются с патриотическим чувством русского национального единства. Этот странник-правдоискатель – деятель и созерцатель одновременно. Ему открыта одухотворенная красота родной земли, любуясь которой Касьян испытывает глубокую любовь и нежность.
Он одушевляет Русь, подбирает ласкательные имена ее городам и рекам – всем местам, где ему довелось побывать: «Ведь я мало ли куда ходил! И в Ромен ходил, и в Синбирск – славный град, и в самую Москву – золотые маковки; ходил на Оку-кормилицу, и на Цну-голубку, и на Волгу-матушку»
 Генетически герой связан с миром прекрасного: недаром он родом с Красивой Мечи. Места, где протекает эта река – Красивая Меча (или Мечь) – приток Дона, – считались одними из наиболее живописных в европейской части России.
Сл. 24.
Любование героев «Записок охотника» своей Родиной, русской землей сливается с голосом автора, рисующего с проникновенной любовью в каждом рассказе цикла художественные картины природы, «прозрачные, будто сотканные из воздуха образы»
Точные до мельчайших деталей, узнаваемых примет тургеневские пейзажи представлены в их пространственной глубине, игре света и тени, оттенков красок, в переливах звуков и ароматов. Эти живые образы словно сливаются с дыханием, с биением сердца русского человека.
Мы породнились с тобой ещё издавна,
Русью берёзовой сердце пронизано.
Картины природы настолько одухотворены, что в них отчетливо ощутимо Божье всеприсутствие, незримое вышнее заступничество.
Недаром Россия ….
В душу впиталась ты запахом Родины.
Песня раздольная, сердцем любимая
Русь колокольная- Богом хранимая!
Сл.25. Послесловие.
Есть такое понятие – классика, - это то, что живет и сегодня, независимо от времени создания, потому что прославляет вечные, общечеловеческие ценности: добро и зло, жизнь и смерть, честь и бесчестье, любовь иненависть. Именно к классике мы относим творчество Ивана Сергеевича Тургенева.
Тургенев своими рассказами, лукаво скрытыми под невинным заголовком "Из записок охотника", уже успел потревожить спокойствие русского образованного общества.
   В этих рассказах – увы! – все было неуловимо. Встречи, описания природы, разговоры на охоте... Какие-то Касьяны, Калинычи, деревенские мальчишки на лугу... А между тем помещики, изображенные в "Записках охотника", явно уступали всем этим мужикам и в уме и в благородстве...  Однако, как вынуждено было признать начальство, прямых оснований для привлечения к ответственности автора этих "записок" не имелось. Закона, в прямом смысле слова, он не нарушал. Даже цензура ничего не могла поделать.
Сл. 26.
Вздыхает парк, кусты черемух вспенив,
Прислушиваясь к перекличке птах
Мы ждем: вот-вот появится Тургенев
В видавшей виды шляпе, сапогах.
Широким шагом он пройдет сквозь годы,
Как сквозь чащобу проходить привык.
Охотник, нелукавый друг природы,
Из детских снов серебряный старик.
Придет, и остановится под дубом,
Окрестность взглядом озарит своим,
И все, что в жизни нам казалось грубым,
Вдруг станет ясным, добрым и простым.
Покличешь – и деревья отзовутся…
Не в этом ли все волшебство искусства.
Власенко Александр http://chto-takoe-lyubov.net/stixi-o-turgeneve-ivane-sergeeviche/
Русский человек, живший в пределах Орловской губернии, создавал свои, особенные слова. Он был языкотворцем. Его слова рождались в труде, в борьбе, в общении с природой, в любовании ею. И эти слова, впервые прозвучавшие на орловской земле, затем подхватывались жителями других губерний.. Заслуга Тургенева состояла в том, что он, писатель, был очень чуток к красоте, точности и выразительности слов, рожденных народом. Тургенев умел слышать эти слова и к месту использовать их в своем творчестве. Они полноправно вошли в грандиозную словесную мозаику "Записок охотника" и приобрели общенациональное "гражданство". Стали неотъемлемой частью того языка, о котором Тургенев писал в своем знаменитом стихотворении в прозе "Русский язык"
Сегодня, родина Тургенева , Спасское-Лутовиново объявлено государственным заповедником, то есть местом, которое сохраняют в том виде, в каком оно было при жизни великого человека. Здесь проходили детство и юность Тургенева. Впечатления тех дней и послужили основой для знаменитых "Записок охотника" и других произведений. Именно в Спасском писатель имел возможность досконально изучить характер русского человека, крестьянина и на всю жизнь полюбить его.
 Кажется, что время здесь остановилось и ничего не менялось во внешнем облике природы со времен Тургенева. Да, такие места, как Спасское-Лутовиново, бережно сохраняются людьми. Мы были бы сиротами, не имей Михайловского, Тархан, Ясной Поляны, Спасского-Лутовинова...Судьба этого человека, прожившего сложную жизнь и написавшего прекрасные произведения, сотнями нитей связана с нашим собственным существованием. Чем дальше от нас эпоха Тургенева, тем труднее нам представить и почувствовать ее. Ведь быт, обстановка того времени все меньше напоминают нашу жизнь. Нам действительно нелегко переноситься в прошлое столетие. И мы должны преодолевать в себе своеобразный барьер, когда ставим перед собой задачу постичь из опыта жизни большого писателя и из его произведений непреходящие ценности. Ведь творчество этого писателя учит любить и ценить родную природу, уважать лучшие качества народа.
Здесь в каждой строчке есть свое значенье,
Рождает мысли каждая глава.

Жизнь тороплива, не стоит на месте,
Мир переменчив каждый день и час,
Но вечные вопросы долга, чести,
Любви, добра всегда тревожат нас.

И я страницу открываю снова,
Вновь вчитываюсь в строчки, не спеша.
И в светлый мир тургеневского слова
Погружена опять моя душа…

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Буду рада вашим комментариям!

Возможность уйти- это уже повод, чтобы остаться !

получайте бесплатно обновления блога


ЗДЕСЬ ВАМ РАДЫ!

НАПИШИТЕ АВТОРУ

СВЯЗЬ С АВТОРОМ ЧЕРЕЗ СЕТЬ ВК В СООБЩЕСТВЕ "БИБЛИОМИР83" . ПОДПИШИСЬ И ПИШИ!

ПОДПИСКА на новости блога в ВК