Крик библиотечной души!
Федеральный
перечень учебников 2019 года… Чем
дальше, тем хуже!
Уже февраль на дворе, а мы все еще продолжаем находится в трепетном шоке: « Что
делать?» . Вероятно прямо по Достоевскому Федору нашему Михайловичу с его мыслями о
будущем человечества- в нашем случае -о
будущих закупках учебников.
Минпрос и Минобр колбасит вот уже почти 3 или 4
года. Они все пытаются договориться об идеальном перечне учебников. А есть ли
он в принципе? Как сказал Игорь Реморенко, ректор Московского городского
педагогического университета: « Невозможно построить идеальный перечень
учебников, потому что на вкус и цвет товарища нет."
А
не затянулся ли кризис системы формирования федеральных перечней, товарищи?
Идет реальный передел рынка учебников. «Ни в коем
случае нельзя допустить его монополизации.- говорит Любовь Духанина,
заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и
науке. "...Мы будем наблюдать войны издательств,…»
А мы, школы , что будем делать? Продолжать мучительно искать выход при закупках учебников , а заодно и
организовывать централизованную закупку валерьянки?.
Цена учебников и учебно-методических пособий
формируется на основе нескольких факторов: расходы, связанные с изучением и
подбором учебного материала; затраты на оплату труда научных консультантов;
маркетинговые услуги; приобретение сырья; полиграфические услуги. Различие цен
на учебную литературу на рынке связано с наличием посредников между
издательством и учебным заведением. Завышение цены посредниками может
существенно повлиять на стоимость издания. Именно поэтому издатели учебной
литературы предлагают школам и ВУЗам способ противостояния этой политике –
сотрудничество с издателем напрямую. Рынок издания учебных книг расширился и
представлен почти 160 издательствами и доля учебного книгоиздания занимает
сейчас более 40% общего книжного рынка в Российском государстве. А по мне, так
этот рынок уже потерял свою привлекательность для книготоргового бизнеса.!
Поэтому пусть будет монополизация! По крайней мере – точно будем знать с кого
спрашивать!
Я вот
совершенно не против монополизации. Пусть одно издательство выпускает
учебники! При этом я понимаю, что это та же экономика, рынок труда и прочие
современные условия обогащения и государства (налоги – то немалые), и
«бизнесчеловеков». Но, почему при этом обогащении должны страдать учителя,
директора школ, родители, да библиотекари, в конце концов.?!
Уже февраль- а мы, библиотекари еще не можем подать
данные по ФП для контрактов. И, как
сказал наш методист на совещании:«Девочки, мы же умеем быстро работать? За ночь
все сделаем и успеем в срок»! А куда мы денемся? Конечно,
сделаем, нам не привыкать! Мы же роботы!
Директора школ – голову ломают – где взять деньги
для учебников. У них вообще сложно всё. Принцип такой: школам выделяют, скажем
грубо и для наглядности - 1 мил руб. Из
это миллиона директор должен оплатить кучу всего того, что школе необходимо, и
только определенный % из этого миллиона идет на учебники. Посчитайте - что тут
главное? Конечно учебники в приоритете, т.к. если не будет хватать учебников на
контингент уч-ся , уже зачисленных в списки школы, то родители пойдут с жалобой
прямиком в департамент. Там разбираться долго не будут, а директор будет
краснеть и бледнеть на ковре у начальника, и в итоге оплатит учебники, а на
остальное будет искать денег. Где? Тут
уж каждый директор сам «играется» как может!
В идеале - согласно ст. 18 и ст.28 273-ФЗ школа
самостоятельно формирует список учебников и учебных пособий в соответствии со
своей образовательной программой. В данный список могут быть включены только
учебники, входящие в ФПУ ,утвержденный
Приказом текущего года.
Замечательно! Но в 2019 г много учебников не
включены в этот список. Причина мне понятны- экспертизы, качество содержания…Но
я о другом!
Получается
по медицинскому принципу: «Одно лечим, другое калечим!»
Учиться по ним мы можем еще 3 года (с 2019 г) –
(просто прекрасно! ) , НО ведь …, закупать – ни-ни!. Ведь они не входят в ФП!.
При этом каждый год растет контингент учащихся,
и естественно учебников не будет хватать на вновь прибывших, после сентября
текущего года, учеников. Где их брать? Закупать нельзя, по обмену- не
получится! Ведь практически все школы,
за редким исключением в такой непотребной
ситуации. Тогда где же смысл?
Таким образом, получается, что 3 года мы учились по
одному автору, в 2019 его убрали из ФП. Линия не закончена, закупать не можем,
по обмену – все такие «несчастные» . Выход? Менять всю линию по ФП 2019 г.? А
это с 5 по 9 класс, в каждой параллели буквы алфавита от «А» до «Ж» , а кое где
и до «Л» доходит! А на сл. год – все опять в точности повториться!!! Опять 25!
Как с Петерсоном получилось! А ведь это миллионы рублей! Получается , что
каждый ФП , т.е. каждый год, мы должны менять автора и покупать новые учебники.
Т.е. каждый год на ветер или в карманы издательств мы выбрасываем миллионы
рублей. А ведь такая фигня продолжается
уже года 4 , как минимум! Это же сколько бабок государственных улетают быстро и
почти законно в трубу (или все же в карманы кому – то, сами понимаете – кому!)
Учебники предыдущих закупок прослужили всего лишь
год и исчезли из ФП. Но при этом еще 3 года мы можем по ним учиться, но …(!) не
все могут по ним учиться, т.к. вновь прибывшим ученикам их тупо негде купить, а они в ФП не заложены, т.к. мы не "могЁМ" знать по определению - сколько новых учеников придет к нам! При заполнении ФП в ноябре они (ученики) еще не входили в контингент, а
заложить предварительное кол-во новых учеников в течении года при заполнении
ФП , мы можем только из расчета 5-10 чел. И то не всегда удается, т.к.- хотя бы
хватило денег на предыдущий контингент. Родителям самим нельзя закупать учебники. Нам тоже - ну
нет их в ФП!. По межшкольному обмену- я уже писала об этом выше. Всё. Тупик!
Лично у нас в этом году «шфах» с учебником
географии. До сих пор вместе с завучем думаем, что делать? ОБЖ – пока вообще
нет в ФП 2019 г .Все же надеюсь – пока.!Да не обидятся на меня учителя ОБЖ, ОБЖ
– это не русский язык и не география, конечно, но ведь и они должны УЧИТЬ детей
по учебникам и даже выводить детей на экзамен. И что? Менять автора и закупать
нового автора с 8 по 11 класс.? Опять тысячи
рублей на ветер?! А в 2020 году этот новый автор опять исчезнет из ФП, а
появится старый, который мы уже списали, т.к. не имеем право держать в фонде 2
–х авторов одного предмета (и делить
авторов по классам пополам тоже нет смысла) . Бред полный!
А я боюсь даже коллегам звонить и спрашивать- точно
знаю , что мило и интеллигентно пошлют меня .. И не потому, что я или они
плохие, а потому, что все в одной упряжке…почти выдохлись от этих метаморфоз
чиновников просвещения по ФП. !
В соответствии с законом РФ об образовании, с 2015
года в российских школах преподавание школьных предметов следует осуществлять
по учебникам, которые снабжены электронной версией. Да, но эти электронные
дополнения стоят тоже денег. И что мы? Конечно, мы экономим- покупаем учебники без них – так дешевле и можно кое
как уложиться в выделенную сумму.
Итак,
что мы имеем на выходе?
Огромная куча денег каждый год улетают как
олимпийский мишка в неизвестном направлении, практически заручившись
приказом о ФП, т.е легально улетают.
Но,
во- первых
– их очень много улетает. Много, и каждый год!!!
Во
–вторых ,о какой экономии госбюджета тут
можно говорить -я не понимаю?! А ведь это - субсидии
из региона. Даже не федеральные рублики!
В
третьих ,мы обязаны обновлять Библиотечный фонд
образовательной организации в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов и федеральным перечнем учебников.
Это - проведение системной работы по
списанию учебных пособий и учебников из библиотечного фонда образовательной
организации, в том числе и по причине частичной либо полной утраты
потребительских свойств, устарелости по содержанию, непрофильности . А СПИСАНИЕ сегодня такого фонда – это вообще тема для
отдельного поста.!И весь он будет залит слезами библиотекаря и бухгалтера! Ведь все перевели на особо ценный фонд!! Кто это придумал?
Работал ли человек, который это придумал хоть день в библиотеке? Всю
библиотечную бухгалтерию по…..(поломали)
напрочь! И новое время тут не при чем, там все четко работало бы и
сегодня!
В
четвертых – если бы все делалось по уму, сколько бы денег сэкономили!
Не на учебниках конечно, а на правильном подходе к использовании
государственных денег.! Не на низшем уровне их тратят не так , как раз там
считают каждую копейку, а в министерствах создают такие условия! И компьютеры
бы больше для школы закупили, и художественной литературы для школьных библиотек
закупили бы, а то фонд из книг 1983 года на 50 % состоит практически во многих
школьных библиотеках. Да много бы чего школа могла бы себе купить!
Может быть чиновников от Минпроса и Минобра надо
проверить на профпригодность и привести их к присяге – Родине и народу служить, а не изгаляться по принципу «горе от
ума» ? Протестировать бы их , как учеников на ЕГЭ, только не по американским тупым
тестам, а по еще советской базовой шкале
профпригодности с учетом реалий 21 века?
Когда все это кончится? Не понятно! Надоело до
чертиков такое безалаберное отношение! Мне за Родину и за профессию обидно!
Как бы пафосно это не звучало!
Наболело, блин!
Ира, вот всегда знала что все с этими учебниками сложно, но ты так красочно описала проблему, что теперь я просто... ужаснулась.
ОтветитьУдалитьНо меня в основном волнует по каким учебникам мы преподаем предмет. Конечно правильно говорят, что учит НЕ УЧЕБНИК, а УЧИТЕЛЬ. Мол, грамотный учитель всегда найдет нужную литературу в дополнение в одобренному учебнику. Вот и идут в ход "старичок" Виленкин для 5-6 классов, да умница Атанасян для уроков геометрии в 7-9-х. Но в школе уже много молодых учителей, которые Виленкина с Погореловым "не знали". Может потому наблюдаем общее снижение качества обучения?.. К примеру, на днях проверяла детские работы (6 класс). Читаю: НЕТУ корней в уравнении. Это НЕТУ встретила в 20-ти работах, больше половины класса! Когда детям сказала о том, что меня больше всего покоробило при проверке, они искренне удивились, что слова НЕТУ не существует, слэнг(( Но не слишком ли много подобных "грамотеев" на один класс и с чем это связано?..
да, Галь, у вас немного другая проблема в связи с учебниками. Вас , конечно волнует качество этих самых учебников.И это конечно главное при обучении. Я все - равно исхожу от ваших требований к автору- то и заказываю.
УдалитьНу, про "НЕТУ" - виноваты все и родители, и учителя. Я своего внука каждый раз поправляю если слышу неправильное слово- автоматически поправляю.Связано это с незнанием русского языка- с чем еще это может быть связано?
Галя, сегодня узнала- приношу соболезнования по печальному поводу поездки в С-П!
у нас есть необходимость "обрастать" контактами, расширять круг "библиотечных" знакомых. В каждой школьной библиотеке есть невостребованные учебники. Стоит всё таки приспособиться к действительности, поскольку других вариантов у библиотекарей нет. Готова оказать посильную помощь. Пишите потребности - будем искать вместе.
ОтветитьУдалитьДоброго времени суток!
ОтветитьУдалитьЯ совсем недавно работаю библиотекарем в школе. Во-первых, сложно "втянуться" в работу вообще, а тут ещё эти изменения в Перечне....Пожалуйста, дайте совет, как поступить. Мы закупали учебники географии, автор Домогацких(меняли линию, успели закупить учебники с 5 по 8 класс). Сейчас этого автора нет в Федеральном перечне. Закупать его мы не имеем права.
Как быть с учениками пятого класса, которые в этом году учились по этому автору? Получается, что они отучатся 6,7 и 8 классы по нему, а в девятом классе мы будем вынуждены автора поменять? Или лучше поменять им автора уже с 6 класса? Заранее спасибо!
Спасибо автору статьи!
ОтветитьУдалитьДействительно, крик души....
Согласна с каждым словом.
Очень даже актуально, но как говорится "крик в пустоту!" Нас никто не слышит, нас никто не желает слышать!!! Вот это самое печальное, что мы остались крайними во всей этой ситуации!!!
ОтветитьУдалить