Страницы

СНИМИ КНИГУ С ПОЛКИ - ТАМ ВСЕ РУБРИКИ БЛОГА

Федеральный перечень учебников 2019 года.Чем дальше, тем хуже!

 Крик библиотечной души! 

Федеральный перечень  учебников 2019 года… Чем дальше, тем хуже!

Уже февраль на дворе, а мы все еще  продолжаем находится в трепетном шоке: « Что делать?» . Вероятно прямо по Достоевскому Федору нашему  Михайловичу с его мыслями о будущем человечества- в нашем случае -о  будущих закупках учебников.

Минпрос и Минобр колбасит вот уже почти 3 или 4 года. Они все пытаются договориться об идеальном перечне учебников. А есть ли он в принципе? Как сказал Игорь Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета: « Невозможно построить идеальный перечень учебников, потому что на вкус и цвет товарища нет."

А не затянулся ли кризис системы формирования федеральных перечней, товарищи?

Идет реальный передел рынка учебников. «Ни в коем случае нельзя допустить его монополизации.- говорит Любовь Духанина, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке. "...Мы будем наблюдать войны издательств,…» 

А мы, школы ,  что будем делать?  Продолжать мучительно искать выход при  закупках учебников , а заодно и организовывать централизованную закупку валерьянки?.

Цена учебников и учебно-методических пособий формируется на основе нескольких факторов: расходы, связанные с изучением и подбором учебного материала; затраты на оплату труда научных консультантов; маркетинговые услуги; приобретение сырья; полиграфические услуги. Различие цен на учебную литературу на рынке связано с наличием посредников между издательством и учебным заведением. Завышение цены посредниками может существенно повлиять на стоимость издания. Именно поэтому издатели учебной литературы предлагают школам и ВУЗам способ противостояния этой политике – сотрудничество с издателем напрямую. Рынок издания учебных книг расширился и представлен почти 160 издательствами и доля учебного книгоиздания занимает сейчас более 40% общего книжного рынка в Российском государстве. А по мне, так этот рынок уже потерял свою привлекательность для книготоргового бизнеса.! Поэтому пусть будет монополизация! По крайней мере – точно будем знать с кого спрашивать!
Я вот  совершенно не против монополизации. Пусть одно издательство выпускает учебники! При этом я понимаю, что это та же экономика, рынок труда и прочие современные условия обогащения и государства (налоги – то немалые), и «бизнесчеловеков». Но, почему при этом обогащении должны страдать учителя, директора школ, родители, да библиотекари, в конце концов.?!
Уже февраль- а мы, библиотекари еще не можем подать данные  по ФП для контрактов. И, как сказал наш методист на совещании:«Девочки, мы же умеем быстро работать? За ночь все сделаем и успеем в срок»! А куда мы денемся?  Конечно,  сделаем, нам не привыкать! Мы же роботы!

Директора школ – голову ломают – где взять деньги для учебников. У них вообще сложно всё. Принцип такой: школам выделяют, скажем грубо и для наглядности  - 1 мил руб. Из это миллиона директор должен оплатить кучу всего того, что школе необходимо, и только определенный % из этого миллиона идет на учебники. Посчитайте - что тут главное? Конечно учебники в приоритете, т.к. если не будет хватать учебников на контингент уч-ся , уже зачисленных в списки школы, то родители пойдут с жалобой прямиком в департамент. Там разбираться долго не будут, а директор будет краснеть и бледнеть на ковре у начальника, и в итоге оплатит учебники, а на остальное  будет искать денег. Где? Тут уж каждый  директор сам «играется»  как может!

В идеале - согласно ст. 18 и ст.28 273-ФЗ школа самостоятельно формирует список учебников и учебных пособий в соответствии со своей образовательной программой. В данный список могут быть включены только учебники, входящие в ФПУ ,утвержденный Приказом текущего года.
Замечательно! Но в 2019 г много учебников не включены в этот список. Причина мне понятны- экспертизы, качество содержания…Но я о другом!

Получается по медицинскому принципу: «Одно лечим, другое калечим!»
Учиться по ним мы можем еще 3 года (с 2019 г) – (просто прекрасно! ) , НО ведь …, закупать – ни-ни!. Ведь они не входят в ФП!. При этом каждый год растет контингент учащихся,  и естественно учебников не будет хватать на вновь прибывших, после сентября текущего года, учеников. Где их брать? Закупать нельзя, по обмену- не получится!  Ведь практически все школы, за редким исключением в такой непотребной  ситуации. Тогда где же смысл?

Таким образом, получается, что 3 года мы учились по одному автору, в 2019 его убрали из ФП. Линия не закончена, закупать не можем, по обмену – все такие «несчастные» . Выход? Менять всю линию по ФП 2019 г.? А это с 5 по 9 класс, в каждой параллели буквы алфавита от «А» до «Ж» , а кое где и до «Л» доходит! А на сл. год – все опять в точности повториться!!! Опять 25! Как с Петерсоном получилось! А ведь это миллионы рублей! Получается , что каждый ФП , т.е. каждый год, мы должны менять автора и покупать новые учебники. Т.е. каждый год на ветер или в карманы издательств мы выбрасываем миллионы рублей. А ведь такая фигня продолжается уже года 4 , как минимум! Это же сколько бабок государственных улетают быстро и почти законно в трубу (или все же в карманы кому – то, сами понимаете – кому!)
Учебники предыдущих закупок прослужили всего лишь год и исчезли из ФП. Но при этом еще 3 года мы можем по ним учиться, но …(!) не все могут по ним учиться, т.к. вновь прибывшим ученикам их тупо негде купить, а они в ФП не заложены, т.к. мы не "могЁМ" знать по определению - сколько новых учеников придет к нам! При заполнении ФП в ноябре они (ученики) еще не входили в контингент, а заложить  предварительное кол-во  новых учеников в течении года при заполнении ФП , мы можем только из расчета 5-10 чел. И то не всегда удается, т.к.- хотя бы хватило денег на предыдущий контингент. Родителям  самим нельзя закупать учебники. Нам тоже - ну нет их в ФП!. По межшкольному обмену- я уже писала  об этом выше. Всё. Тупик!
Лично у нас в этом году «шфах» с учебником географии. До сих пор вместе с завучем думаем, что делать? ОБЖ – пока вообще нет в ФП 2019 г .Все же надеюсь – пока.!Да не обидятся на меня учителя ОБЖ, ОБЖ – это не русский язык и не география, конечно, но ведь и они должны УЧИТЬ детей по учебникам и даже выводить детей на экзамен. И что? Менять автора и закупать нового автора с 8 по 11 класс.? Опять тысячи  рублей на ветер?! А в 2020 году этот новый автор опять исчезнет из ФП, а появится старый, который мы уже списали, т.к. не имеем право держать в фонде 2 –х авторов одного предмета (и делить  авторов по классам пополам тоже нет смысла) . Бред полный!
А я боюсь даже коллегам звонить и спрашивать- точно знаю , что мило и интеллигентно пошлют меня .. И не потому, что я или они плохие, а потому, что все в одной упряжке…почти выдохлись от этих метаморфоз чиновников просвещения по ФП. !
В соответствии с законом РФ об образовании, с 2015 года в российских школах преподавание школьных предметов следует осуществлять по учебникам, которые снабжены электронной версией. Да, но эти электронные дополнения стоят тоже денег. И что мы? Конечно, мы экономим- покупаем  учебники без них – так дешевле и можно кое как уложиться в выделенную сумму.

Итак, что мы имеем на выходе?

 Огромная куча денег каждый год улетают как олимпийский мишка в неизвестном направлении, практически заручившись приказом  о ФП, т.е легально улетают.
Но, 
во- первых  – их очень много улетает. Много, и каждый год!!!
Во –вторых ,о какой экономии  госбюджета тут можно говорить -я не понимаю?! А ведь это - субсидии из региона. Даже не федеральные рублики!
В третьих ,мы обязаны обновлять Библиотечный фонд образовательной организации в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и федеральным перечнем учебников. Это -  проведение системной работы по списанию учебных пособий и учебников из библиотечного фонда образовательной организации, в том числе и по причине частичной либо полной утраты потребительских свойств, устарелости по содержанию, непрофильности . А СПИСАНИЕ  сегодня такого фонда – это  вообще тема для отдельного поста.!И весь он будет залит слезами библиотекаря и бухгалтера!  Ведь все перевели на особо ценный фонд!! Кто это придумал? Работал ли человек, который это придумал хоть день в библиотеке? Всю библиотечную бухгалтерию по…..(поломали)  напрочь! И новое время тут не при чем, там все четко работало бы и сегодня!
В четвертых – если бы все делалось по уму, сколько бы денег сэкономили! Не на учебниках конечно, а на правильном подходе к использовании государственных денег.! Не на низшем уровне их тратят не так , как раз там считают каждую копейку, а в министерствах создают такие условия!  И компьютеры бы больше для школы закупили, и художественной литературы для школьных библиотек закупили бы, а то фонд из книг 1983 года на 50 % состоит практически во многих школьных библиотеках. Да много бы чего школа могла бы себе купить!

Может быть чиновников от Минпроса и Минобра надо проверить на профпригодность и привести их к присяге – Родине и народу  служить, а не изгаляться по принципу «горе от ума» ? Протестировать  бы их , как учеников на ЕГЭ, только не по американским тупым тестам, а по еще советской  базовой шкале профпригодности  с учетом реалий 21 века? 


Когда все это кончится? Не понятно! Надоело до чертиков такое  безалаберное отношение! Мне за Родину и за профессию обидно! Как бы пафосно это не звучало!
Наболело, блин! 

6 комментариев :

  1. Ира, вот всегда знала что все с этими учебниками сложно, но ты так красочно описала проблему, что теперь я просто... ужаснулась.
    Но меня в основном волнует по каким учебникам мы преподаем предмет. Конечно правильно говорят, что учит НЕ УЧЕБНИК, а УЧИТЕЛЬ. Мол, грамотный учитель всегда найдет нужную литературу в дополнение в одобренному учебнику. Вот и идут в ход "старичок" Виленкин для 5-6 классов, да умница Атанасян для уроков геометрии в 7-9-х. Но в школе уже много молодых учителей, которые Виленкина с Погореловым "не знали". Может потому наблюдаем общее снижение качества обучения?.. К примеру, на днях проверяла детские работы (6 класс). Читаю: НЕТУ корней в уравнении. Это НЕТУ встретила в 20-ти работах, больше половины класса! Когда детям сказала о том, что меня больше всего покоробило при проверке, они искренне удивились, что слова НЕТУ не существует, слэнг(( Но не слишком ли много подобных "грамотеев" на один класс и с чем это связано?..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. да, Галь, у вас немного другая проблема в связи с учебниками. Вас , конечно волнует качество этих самых учебников.И это конечно главное при обучении. Я все - равно исхожу от ваших требований к автору- то и заказываю.
      Ну, про "НЕТУ" - виноваты все и родители, и учителя. Я своего внука каждый раз поправляю если слышу неправильное слово- автоматически поправляю.Связано это с незнанием русского языка- с чем еще это может быть связано?
      Галя, сегодня узнала- приношу соболезнования по печальному поводу поездки в С-П!

      Удалить
  2. у нас есть необходимость "обрастать" контактами, расширять круг "библиотечных" знакомых. В каждой школьной библиотеке есть невостребованные учебники. Стоит всё таки приспособиться к действительности, поскольку других вариантов у библиотекарей нет. Готова оказать посильную помощь. Пишите потребности - будем искать вместе.

    ОтветитьУдалить
  3. Доброго времени суток!

    Я совсем недавно работаю библиотекарем в школе. Во-первых, сложно "втянуться" в работу вообще, а тут ещё эти изменения в Перечне....Пожалуйста, дайте совет, как поступить. Мы закупали учебники географии, автор Домогацких(меняли линию, успели закупить учебники с 5 по 8 класс). Сейчас этого автора нет в Федеральном перечне. Закупать его мы не имеем права.
    Как быть с учениками пятого класса, которые в этом году учились по этому автору? Получается, что они отучатся 6,7 и 8 классы по нему, а в девятом классе мы будем вынуждены автора поменять? Или лучше поменять им автора уже с 6 класса? Заранее спасибо!

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо автору статьи!
    Действительно, крик души....
    Согласна с каждым словом.

    ОтветитьУдалить
  5. Очень даже актуально, но как говорится "крик в пустоту!" Нас никто не слышит, нас никто не желает слышать!!! Вот это самое печальное, что мы остались крайними во всей этой ситуации!!!

    ОтветитьУдалить

Буду рада вашим комментариям!

Возможность уйти- это уже повод, чтобы остаться !

получайте бесплатно обновления блога


ЗДЕСЬ ВАМ РАДЫ!

НАПИШИТЕ АВТОРУ

СВЯЗЬ С АВТОРОМ ЧЕРЕЗ СЕТЬ ВК В СООБЩЕСТВЕ "БИБЛИОМИР83" . ПОДПИШИСЬ И ПИШИ!

ПОДПИСКА на новости блога в ВК