Традиционно считают, что Александрийская библиотека — когда-то
самое большое собрание трудов таких величайших мыслителей и писателей
древности, как Гомер, Платон, Сократ и многих других — погибла 2000 лет назад
при пожаре и ее коллекция безвозвратно утрачена. Эта тайна древнего мира
овладела воображением поэтов, историков, исследователей и ученых, которые
оплакивают трагическую потерю в области знаний и литературы.
В наши дни идея о существовании Александрийской библиотеки, находившейся
в известном интеллектуальном центре древнего мира, приобрела мистическую
окраску. Неудивительно, что эта библиотека является извечной загадкой, ведь по
сей день не удалось обнаружить ни остатков архитектурных памятников, ни
археологических находок, которые возможно было с полной уверенностью отнести к
библиотеке, что в известной степени странно, если учитывать всеобщую
известность и грандиозность этой постройки.Недостаточность материальных
свидетельств породил вопрос о том, существовала ли Александрийская библиотека
вообще в том виде, в котором мы ее можем себе представить.
На родине Фаросского маяка, одного из 7-и чудес
древнего мира, находится средиземноморский портовый город Александрия. Который
основал Александр Македонский в 330 году до н. э., он, как и многие другие
города, был назван в его честь. После смерти Александра Македонского в 323 году
до н. э. империя оказалась в руках его полководцев. Один из них, Птолемей I
Сотер (В переводе с греческого «сотер» — «спаситель»), в 320 году до н. э.
захватил Египет, сделав Александрию столицей. Как видно, это был величайший
город древнего мира. История основания легендарной библиотеки до конца не ясна.
Около 295 года до н. э. ученый и оратор Деметрий
Фалерский, изгнанный афинский правитель, убедил Птолемея I Сотера основать
библиотеку. Деметрий желал создать библиотеку, которая способна конкурировать с
афинской, где хранились бы копии всех книг в мире.
Храм муз должен был стать первой частью
библиотечного комплекса в Александрии. Он находился в парке, примыкавшем к
царскому дворцу, на территории так называемого Брухейона, или дворцового
квартала. Кроме этого, он был учебным учреждением с лекториями, лабораториями,
обсерваториями, ботаническими садами, зоопарком, жилыми кварталами и столовыми,
а также был собственно библиотекой.
Управляющим Мусейоном Птолемей I назначил жреца.
Здесь тоже работали библиотекари, ответственные за коллекции манускриптов. Во
времена правления сына Птолемея I Сотера Птолемея II Филадельфа (282–246 гг. до
н. э.) была заложена царская библиотека, ставшая главным хранилищем
манускриптов в довершение Храма муз, основанного отцом. Пока не понятно,
являлась ли царская библиотека отдельным зданием, находящимся около Мусейона,
или была продолжением его. В одном исследователи сходятся: царская библиотека в
действительности была частью Храма муз.
Похоже, что во времена правления Птолемея II идею о
создании универсальной библиотеки воплотили в жизнь. В Мусейоне,
предположительно, проживало больше 100 ученых, работа которых была заключена в
том, чтобы проводить научные исследования, читать лекции, заниматься изданием,
переводом, копированием и сбором не только манускриптов греческих авторов
(коллекция якобы включала в себя частное собрание Аристотеля), но и трудов из
Египта, Сирии и Персии, а также буддистских текстов и древнееврейских
рукописей.
Согласно одной из легенд, Птолемей III был одержим
идеей собрать величайшую библиотеку и потому издал указ, в котором было
сказано, что все корабли, швартующиеся в порту, должны сдавать имеющиеся на
борту манускрипты властям, чтобы переписчики, находящиеся на государственной
службе, делали с них копии, которые и вручались законным владельцам. Что до
оригиналов, то их передавали на хранение в библиотеку.
Когда говорят о максимальном количестве хранившихся
в библиотеке экземпляров, более часто называется цифра в полмиллиона
документов.
Во времена правления Птолемея II коллекция царской
библиотеки расширилась до такой степени, что довелось создать «дочернюю
библиотеку». Она находилась в храме Сераписа в египетском квартале Ракотис, что
в юго-восточной части города
Уже много веков не умолкают оживленные дискуссии
относительно утверждения о том, что Александрийская библиотека сгорела дотла и
самое полное собрание произведений древней литературы утрачено. Что же на самом
деле произошло с этой потрясающей сокровищницей древних знаний и кто несет
ответственность за ее уничтожение?
Первое, что следует отметить, — это то, что
«величайшая трагедия древнего мира» может быть никогда не имела тех масштабов,
о которых обычно говорится. Потому как библиотека исчезла бесследно, с ней явно
произошло нечто ужасное. Чаще всего обвинения направляют в адрес Цезаря.
Считается, что в 48 году до н. э. во время битвы за Александрию царскому
дворцу, в котором находился Юлий Цезарь, стал угрожать египетский флот. Чтобы
обезопасить себя, он приказал поджечь египетские корабли, но огонь перекинулся
на прибрежную часть города, охватив товарные склады, хранилища и ряд арсеналов.
После смерти Цезаря предположение, что именно он
разрушил библиотеку, было в особенности популярным. Римский философ и драматург
Сенека, ссылаясь на «Историю Рима от основания города» Ливия, писал, что в огне
погибло 40 тыс. свитков. Греческий историк Плутарх указывает, что в огне
погибла «великая библиотека». Римский историк Дион Кассий (165–235) упоминает
уничтоженный большим пожаром склад манускриптов.
Лучано Канфора в своей книге «Исчезнувшая
библиотека» так интерпретирует свидетельства древних авторов: разрушена была не
сама библиотека — погибли хранившиеся на складе в порту манускрипты, ожидавшие
погрузки. Из трудов великого ученого, философа-стоика Страбона,
который в 20 году до н. э. работал в Александрии, становится ясно, что в это
время библиотека уже не была всемирно известным центром знаний. По сути Страбон
не упоминает о библиотеке вообще. Он пишет о Мусейоне как о «части помещений
царских дворцов». Продолжая свой рассказ, Страбон писал: «он имеет место для
прогулок, экседру и большой дом, где находится общая столовая для ученых,
состоящих при Мусейоне».
Если великая библиотека была частью Мусейона, тогда
ясно, почему Страбон не стал упоминать о ней отдельно. В таком случае
становится очевидным один важный факт: потому как Страбон был в Мусейоне в 20
году до н. э., спустя 28 лет после «известной трагедии», значит, Цезарь не
сжигал библиотеки. Существование библиотеки в 20 году до н. э., пусть даже в
меньшей степени великолепной, означает, что полководец не подходит на роль ее
разрушителя, а значит, надо искать другого виновника гибели этого чуда древней
Александрии.
391 год — император Феодосий I, проводя политику, направленную на
борьбу с язычеством, дал официальное разрешение на уничтожение
Серапейона, или храма Сераписа, в Александрии. Операцией руководил
александрийский патриарх Феофил. Поздней на месте храма построили христианскую
церковь. Предположительно, и «дочерняя библиотека» Мусейона и царская
библиотека были разрушены до основания именно в этот период.
Впрочем, как бы правдоподобно не выглядела версия о
том, что манускрипты библиотеки Серапейона были уничтожены во время этой
чистки, пока
нет доказательств того, что царская библиотека сохранилась до конца IV века.
По сей день не найдены древние источники, в которых бы были упоминания о
разрушении какого бы то ни было хранилища книг в это время, хотя в XVIII веке
историк Эдуард Гиббон ошибочно приписывал ее уничтожение именно патриарху
Феофилу.
Последний претендент на роль преступника — халиф Омар.
640 год — после продолжительной осады Александрию захватили арабские войска во
главе с полководцем Амр ибн ал-Асом. Как гласит легенда, арабы, услыхав об
удивительной библиотеке, хранящей знания всего мира, с нетерпением ждали
момента, когда смогут ее увидеть. Но халифа огромная коллекция книг не
впечатлила. Он заявил: «Либо они опровергают Коран, являясь в этом случае
еретическими, или с ним соглашаются, становясь излишними». После этого заявления манускрипты собрали
вместе и использовали вместо топлива.
Свитков было до такой степени много, что ими
обогревали 4 000 городских бань Александрии на протяжении б-ти месяцев. Эти
невероятные события были описаны через 300 лет христианским философом Григорием
Бар-Эбреем (1226–1286). Разрушили ли арабы христианскую библиотеку в Александрии
или нет, определенно можно сказать только одно: к середине VII века царская
библиотека прекратила существование.
Этот факт очевиден, потому как об этом трагическом
событии не упоминали авторы того времени, в частности христианский хронист
Иоанн Никиусский (византийский монах), писатель Иоанн Мосх и иерусалимский
патриарх Софроний.
В действительности, стараться установить, каким именно огнем была
уничтожена библиотека и все, что в ней хранилось, — напрасный труд.
Ситуация в Александрии часто изменялась, в особенности в римский
период. Город пережил пожар на кораблях, подожженных по
приказу Цезаря, а также ожесточенную борьбу 270–271 гг. между войсками царицы
Зенобии из Пальмиры и силами римского императора Аврелиана. Последний в итоге
вернул Риму Александрию, захваченную армией королевы Зенобии, но захватчики все
же успели разрушить часть города.
Квартал Брухейон, на территории которого располагался
дворец с библиотекой, был фактически «сметен с лица земли». А спустя несколько
лет город разграбил римский император Диоклетиан. Разрушения продолжались еще в
течении нескольких веков. Смена власти и идеологии сопровождалась равнодушием к
содержимому библиотеки. Таким образом, трагедия разворачивалась постепенно, на
протяжении 400–500 лет.
Есть версия, что в 48-47 годах до нашей эры Гай Юлий
Цезарь во время морского сражения сжег корабли, пришвартованные у берегов
Александрии, но огонь перекинулся на здания библиотеки и она сгорела вместе с
огромным количеством книг.
После смерти великой царицы Египта Клеопатры в 30
году до нашей эры (она была последней правительницей из династии Птоломеев)
Александрия утратила былое могущество. Александрийская библиотека уже не
поддерживалась государством так, как раньше, но все-таки продолжала свою
работу.
Известно, что при императоре Феодосии
Александрийская библиотека находилась в храме Сераписа и частично была разгромлена христианскими фанатиками в
391 году.
Многие ученые предполагают, что окончательно
Александрийская библиотека пала в VII-VIII веке, когда Александрию захватили
арабы. По приказу арабских правителей Египта, которые были мусульманами, все
книги были сожжены.
Скорее всего, истинной причиной гибели библиотеки
можно считать все эти факты из истории, а не какой-то один. Но некоторые свитки
все таки удалось сохранить и переправить в библиотеки Средиземноморских стран и
стран западной Европы. Эти книги оказали очень большое влияние на
интеллектуальное развитие европейского общества.
Может быть, когда-то где-нибудь в пустынях Египта найдут свитки из
собрания Александрийской библиотеки. Многие археологи все еще верят в то, что
здания, которые составляли легендарный центр знаний Александрии, могли сохраниться
в относительно невредимом состоянии где-то в северо-восточной части города под
современными зданиями.
1995 год — неподалеку от того места, где когда-то
находилось прославленное книгохранилище, началось строительство большой
библиотеки и культурного центра под названием «Библиотека Александрина». 2002
год, 16 октября — произошло официальное открытие этого комплекса, созданного в
память об исчезнувшей Александрийской библиотеке, чтобы пусть частично
возродить интеллектуальное величие, олицетворением которого был настоящий центр
знаний.
2004 год — появились новости, касающиеся великой
библиотеки. Польско-египетская команда археологов заявила о том, что во время
раскопок в районе Брухейона была обнаружена часть Александрийской библиотеки.
Археологи нашли 13 лекториев с возвышением в центре каждого — кафедрами.
Постройки датируются поздним римским периодом (V–VI вв.), а значит, не могут
быть прославленным Мусейоном, или царской библиотекой. Исследования в этом
районе продолжаются.
Вместо разрушенной более полутора тысяч лет назад
Александрийской библиотеки была создана новая – Библиотека Александрина.
Организация ЮНЕСКО, Правительства Египта, некоторых стран Европы, арабского
мира и Японии объединили свои усилия для возрождения уникального книгохранилища.
Многие страны мира внесли свой вклад в создание фонда библиотеки, пожертвовав
туда книги.
Будем надеяться, что пока существует новая
универсальная библиотека, дух легендарной библиотеки не утрачен.
Источники:
http://retrobazar.com/journal/interesting/1115_kuda-propala-aleksandrijskaja-biblioteka.html
http://egyptfan.ru/sights/aleksandrijskaja-biblioteka.html
С удовольствием вместе с Вами открываю тайны библиотек
ОтветитьУдалитьДА, ЭТО ИНТЕРЕСНО. Я НАПРИМЕР ДО ЭТОГО ЖЕЛАНИЯ ОТКРЫТЬ МИНИПРОЕКТ В ПРОЕКТЕ ГАЛИНЫ НЕ ЗНАЛА ОБ ОТКРЫТИИ СВИНЦОВОЙ БИБЛИОТЕКИ!
Удалить