Жестокий Тамерлан устало
снял кольчугу
И тень его казалась больше нас
Он в Самарканд вернулся
в злую вьюгу
Лишь для того чтобы увидеть вас
Поисковикам, разыскивающим старинные раритеты
известна не только библиотека Ивана Грозного. Ещё одна старинная библиотека
привлекает их взоры – Библиотека Тимура, впоследствии перешедшая по наследству
к его внуку – Улугбеку.
Поиски, таинственно исчезнувшей библиотеки , начались
учеными сразу после завоевания Самарканда русской армией.
Тамерлана называли «правителем мира». Он был одним
из величайших завоевателей в мировой истории. Этот человек сочетал в себе невероятную
беспощадность и тонкое понимание искусства и науки.
Столицей правителя стал город Самарканд, (хотя
изначально якобы склонялся к варианту Шахрисабза). По легенде же, выбирая
город, который должен был стать новой столицей, Тамерлан приказал зарезать трех
баранов: одного – в Самарканде, другого – в Бухаре и третьего – в Ташкенте.
Через три дня мясо в Ташкенте и Бухаре протухло. Самарканд стал «жилищем святых, родиною чистейших
суфиев и сборищем ученых». Город действительно превратился в крупнейший
культурный центр
Взгляни на Самарканд. Ведь он —
Царь всей земли. Он вознесен
Над городами; как солому,
Рукой он держит судьбы их;
Что было славой дней былых,
Он разметал подобно грому.
Ему подножьем — сотни стран,
Ступени к трону мировому;
И кто на троне? — Тамерлан!
У Тамерлана было восемнадцать жен — в лучших
традициях мусульманского мира. Одной из любимых была Сарай-мульк ханым,.Она
была настоящей покровительницей наук и искусств. Именно Мульк-ханым воспитает
из внука Тамерлана Тимура Улугбека мудрого правителя. Во
многом именно влияние Сарай-мульк ханым обеспечило «золотой век» культуры в эпоху
Тамерлана.
Из всех наследников Тимур особенно благосклонно
относился к своему внуку, который уже с детства получил имя Улугбек — «великий
хан». Большую часть своей жизни «железный хромец» провел в военных походах, и в
некоторых из них принимал участие Улугбек. Здесь любознательный мальчик
пользовался услугами своеобразной походной «библиотеки». Это была живая
библиотека: вечерами в шатре великого завоевателя собирались историки, поэты,
ученые-мудрецы. Они передавали ему содержание книг по истории, медицине,
географии. Улугбек жадно впитывал в себя знания и прочно запоминал услышанное.
А память у него была чрезвычайно цепкая. Кроме того, Улугбека рано стали учить
чтению и письму. Библиотека Тимура, перешла к его внуку,
астроному и правителю Улугбеку.
О нём подробнее, потому что именно он сохранил
библиотеку своего великого деда Тамерлана.
Отец Улугбека Шахрух правил в Герате, куда Улугбек
наезжал довольно часто. Здесь он познакомился с настоящей библиотекой. Герат —
ныне небольшой городок в Афганистане — в то время был крупным культурным
центром. Он лежал на скрещении крупнейших караванных путей из Ирана в Китай, из
Индии в Среднюю Азию. Среди ремесленников славились и мастера книжного дела:
бумагоделы, каллиграфы, переплетчики. В городе десять учебных заведений —
медресе, множество книжных лавок и китаб-хана — дворцовая библиотека, основанная
Шахрухом.
Он был страстным любителем книг, которые доставляли к нему со
всех концов света. За редкие, уникальные рукописи он платил любую цену.
Должность
смотрителя дворцовой библиотеки исполнял его сын Байсункар. Китаб-хана
имела штат каллиграфов, миниатюристов, позолотчиков, переплетчиков. Здесь
переписывались и украшались рукописи; некоторые из них — подлинные шедевры
искусства. Часто
роскошные издания имели, например, цветные поля: один лист светлобирюзовые,
другой — розовые или красные; вслед за полями золотисто- желтыми шли палевые.
Велась в стенах китаб-ханы и филологическая работа.
Именно отсюда в эти годы вышел сводный текст знаменитого эпоса Фирдоуси
«Шахнаме» («Книга царей»). Эта прекрасная рукопись содержит двадцать больших,
изумительных по исполнению миниатюр. В этой же мастерской создано другое
сокровище — «Калила и Дим на», собрание басен. Обе рукописи хранятся сейчас в
Тегеране, в Гюлистанской библиотеке.
В наше время ожил интерес к книжным знакам —
экслибрисам. В эпоху Шахруха экслибрисы на книгах дворцовой библиотеки писались
жидким золотом на первой странице вверху. Позже экслибрисы стали помещать в
самом конце рукописи. Это видно из дошедших до нас двух рукописей — «Дивана
юности» Алишера Цавои и «Книги исцеления» Авиценны.
В Герате — в тихих и полутемных кельях китаб-ханы и
проводил время Улугбек, знакомясь с величайшими творениями человеческой мысли.
Конечно, никакого читательского формуляра или списка прочитанных книг мы не
имеем, да его, по всей вероятности, и не было. О том, с чем знакомился Улугбек,
что его привлекало, интересовало, можно судить по его трудам и письмам. Любовь
к книге возникла у него очень рано и он пронес ее через всю жизнь.
Начало книжному собранию Улугбека, как предполагают, положили
рукописи Пергама. В 1402 году этот город подвергся
разгрому и разграблению войсками Тимура. Здесь-то, по всей вероятности,
самаркандский завоеватель и обнаружил остатки некогда богатейшей библиотеки.
Награбленные сокровища, среди которых были и рукописи, караваном направили в
Самарканд. Кроме того, Тимур грабил библиотеки и в других городах.
Во время завоевания Армении и Грузии Тимур, «собрав все
армянские и персидские книги, сколько мог найти, послал их в Самарканд
.Эти книжные сокровища поступали в библиотеку Улугбека, которая в годы его
правления непрерывно пополнялась.
Круг интересов Улугбека был широк: он увлекался
поэзией и музыкой, писал стихи, участвовал в литературных вечерах, где вел
горячие споры с поэтами и учеными. Улугбек увлекался и историей, прочитал
множество исторических трудов и старинных хроник. Он даже задумал написать
большой исторический труд — «Историю четырех улусов» — о государствах,
образовавшихся после распада империи Чингисхана.
Был Улугбек знатоком и ценителем художественной литературы.
Рудаки, «Книга царей» Фирдоуси, «Пятирица» Низами, наконец, Хафиз из Шираза. Да
разве перечесть все, что любил правитель Самарканда! В переписке с братом
Байсункаром он вел настоящую литературную дискуссию. Но особую склонность
правитель Самарканда питал к точным наукам: арифметике, геометрии и особенно к
астрономии. Улугбек был знаком с трудами Платона, Гиппарха, Птолемея,
Аристотеля, досконально изучил произведения своих ученых соотечественников. Известно,
что он очень ценил пленительные стихи Омара Хайяма, но хорошо знал и его
«Алгебру», где впервые детально разработана теория построения корней кубических
уравнений.
Улугбек настолько изучил историю звездной науки, что
сам начал писать книгу. Она имеет — вполне в стиле того времени— такой
заголовок: «Знаменитые астрономы, китайские, сирийско-греческие, арабские,
персидские, хорезмийские в изложении Улугбека». Естественно предположить, что
для создания такого сводного труда надо иметь под рукой много книг.
Надо ли говорить, что в своей научной деятельности
Улугбек и другие ученые постоянно пользовались библиотекой. Достоверно
известно, что в библиотеке часто работал один из приверженцев Улугбека Мухаммед
Парса (умер в 1419 году), большой библиофил.
Предполагают, что обязанности библиотекаря выполнял
Али-Кушчи, друг Улугбека, крупный ученый своего времени. С именем Али-Кушчи
связывают и дальнейшую судьбу книжного собрания Улугбека, трагически погибшего
в 1449 году.
Прочитанное Улугбеком, труды ученых, которых он
цитирует в своих произведениях, — все это дает некоторое представление о
книжных богатствах его библиотеки.Известно, что при дворе султана поощрялась
переводческая деятельность.
Сказанного достаточно, чтобы убедиться, что библиотека хранила в
своих фондах ценности редчайшие. Не вызывает сомнения, что и по оформлению
рукописи были прекрасны. Достаточно вспомнить роскошные книги
того времени, которые изготовлялись в Герате.
В Самарканде при Улугбеке жили и работали такие
знаменитые каллиграфы, как Абдурахман Хорезми и два его сына — Абурахим и
Абдулкарим. Они создали новые формы необычайно изящного почерка. Над
оформлением книг трудились художники- миниатюристы, создавшие самаркандскую
школу живописи. И книги тогда «издавались» самые разные, разных пропорций и
размеров. В Самарканде имелась книга-гигант — Великий коран. Он хранился в
мечети Биби-ханым. Правда, сама книга исчезла в XIX веке, но о ее размерах
можно судить по сохранившемуся каменному пюпитру. Пюпитр имеет два с четвертью
метра в длину и два метра в ширину. Если коран, который чтецы клали на него,
соответствовал таким размерам, то это была, пожалуй, самая большая рукописная
книга в мире.
Огромная, в несколько тысяч томов, сокровищница
древней литературы пропала бесследно после гибели владельца.
Найти ее —
давнишняя мечта ученых разных специальностей: востоковедов, историков,
археологов. Они верят, что библиотека Улугбека, о судьбе которой до сих пор
ходят легенды, — сохранилась, она цела. В связи с этим высказываются
всевозможные предположения, различные гипотезы.
Другой ученый, Б. Ахмедов считает возможным такой
вариант. По предварительному плану, одобренному Улугбеком, Али-Кушчи,
облеченный соответствующими полномочиями и снабженный неограниченными
средствами, воспользовался возникшей после смерти правителя сумятицей и поспешно
выехал из Самарканда, захватив с собой все, что можно взять: книги, рукописи,
чертежи и т. п. Выехал он немалым караваном, сначала из столицы, а потом и из
страны. «В земле
библиотеку искать бесполезно», — утверждает начальник Пенджикентской археологической
экспедиции А. М. Беленицкий.
Доцент Самаркандского университета А. Э. Хатипов
убежден, что рукописи сохранились до наших дней. Сподвижники султана не могли
допустить, чтобы прекрасное собрание редчайших книг разделило участь
обсерватории. По мнению А. Хатипова, книги спрятаны близ кишлака Хазрет-Башары.
Мнения ученых далеко не совпадают, версии различны, но все они
сходятся в одном — рукописи целы, библиотеку надо искать!
В
1869 году ученым, который предпринял попытку найти эту библиотеку, был А. Л.
Кун
- востоковед, чиновник особых поручений при туркестанском генерал-губернаторе.
В своем рапорте он писал, что ищет развалины огромного минарета, под которым
находится книгохранилище. Почему он искал развалины минарета и какими
историческими сведениями располагал? Осталось свидетельство современника Тимура
- армянского историка, который сообщил, что Тимур, "собрав все армянские и
персидские книги, сколько мог найти, послал их в Самарканд и поместил там в
одной башне. Под страхом строжайшего
наказания, запретил он выносить книги из башни.
Кроме этого, существуют красивые легенды о бесценных
книгах, собранные Тимуром в высоченную башню минарета. Есть и другая легенда на
эту же тему: однажды под ударами подземной стихии башня рухнула, навеки
похоронив под собой таинственные сокровища Тимура.
О существовании библиотеки имеются более достоверные
сведения. В предисловии к трактату "Ключ арифметик* [1427 г.) математик,
ученик Улугбека, Али Кушчи пишет следующее: "Я сделал это для библиотеки
величайшего, благороднейшего султана Улугбека Гурагана"
Хотя поиски А. Куна не увенчались успехом, он
продолжал верить в существование библиотеки. Вообще факт существования
библиотеки не вызывает сомнений у ученых, только вот вопрос: сохранилась ли
она?
В 1889 г. в Самарканд приехал английский писатель М.
Уоллес и пытался найти библиотеку, но тоже безуспешно. Еще
ранее книгохранилище пытались разыскать известные европейские
ученые-путешественники Вамбери и Скайлер.
Какие же книги могли храниться в библиотеке грозного правителя?
Если вспомнить записи армянского историка, то можно предположить, что Тимур из
разных стран вывозил не только драгоценности, но и ценные книги. Его летописцы
сообщают, что повелитель в свою столицу привозил и известных ученых, поэтов, а
также лучших мастеров-строителей, которые возвели знаменитые мечети. Если учесть,
что в империю Тимура входили такие страны, как Иран, Ирак, Турция, Сирия,
Индия, где некогда существовали мировые цивилизации, как Персия, Ассирия,
Вавилон, то можно предположить, какие бесценные рукописи он мог привезти
оттуда.
По преданию, в эмирской библиотеке были собраны летописи, легенды
народов мира, книги индийских магов, украшенные рыбьей чешуей, папирусные
свитки, вавилонские глиняные таблички, толстые фолианты на бриллиантовых
застежках. Были также научные, художественные книги и даже рецепты лекарств.
Да
и вообще, считалось, что если что-то хранится особо бережно и тщательно, то эта
конкретная вещь или даже собрание непонятных глиняных табличек, несомненно,
имеет вполне ощутимую материальную ценность. И стаскивали к себе всё, что
подходило под это устоявшееся определение. Так что, в собранных в
Самарканде книгах могли быть и книги индийских магов, украшенные рыбьей чешуёй.
Папирусные свитки, и вавилонские терракотовые таблички и даже старинные
фолианты в дорогих, украшенных бриллиантовыми застёжками окладах. В глухих
подвалах могли храниться лечебные рецепты, сочинения древних богословов и своды
законов давным-давно исчезнувших царств.
Её основу составила захваченная в1402 г. войсками
Тамерлана знаменитая Пергамская библиотека, фонды которой мало в чём уступали
Александрийской библиотеке. Время его правления – это расцвет науки и
литературы в Самарканде и Бухаре. За уникальные книги он, не торгуясь, давал
любые деньги. Но после гибели внука повелителя - Улугбека - библиотека исчезла, и нет о ней
упоминаний. Так что же случилось? Куда она могла деться? Чтоб разобраться во
всем этом, надо подробно рассказать о трагической гибели Улугбека.
Смерть этого ученого была страшной и несправедливой.
Его" сын Абдулатиф организовал заговор против отца, лишил его власти и
позже казнил.
Улугбек по своему характеру был в большей степени
склонен к наукам, изучал астрономию, математику и создал много трудов в этой
области. Его звездными таблицами долгие годы пользовались в Европе.. И,
так же как и его дед, (но, разумеется, по другой причине) он собирал книги по
различным научным дисциплинам. Несомненно, в годы его правления библиотека только
разрослась и пополнилась.
Кроме того, Улугбек открыл светскую высшую школу,
основал Самаркандскую академию, создал библиотеки в других городах.Однако
фанатично настроенная знать была недовольна научной деятельностью правителя и
приняла участие в заговоре его сына.
Но на этом драма Улугбека не закончилась. После
поражения Улугбеку было опасно оставаться в Самарканде, и он попросил сына
отпустить его в паломничество в Мекку. Абдулатиф согласился, и вот Улугбек в
сопровождении четырех воинов покинул город и двинулся в сторону Шахрисабза. На
первом перегоне их догнал какой-то джигит и передал предписание заехать в
соседнее село. Они должны были там заночевать. В этом селе его ждал убийца
Аббас, посланный новым правителем, то есть его сыном...Ночью ученого вытолкали
во двор, связали руки, и Аббас отсек мечом голову. Еще за день до этого
Абду-латиф так же расправился со своим братом.
После гибели Улугбека многие ученые и поэты стали
покидать Самарканд. Али Кушчи, самый близкий ученик Улугбека, тоже пытался
уехать, но его не выпустили, и только через 20 лет ему удалось перебраться в
Турцию, куда он вывез в основном научные труды учителя.
Тогда Европа узнала об Улугбеке. Многие ученые
связывают дальнейшую судьбу библиотеки с именем А.Кушчи. Одни полагают, что после смерти Улугбека
возникла угроза существованию библиотеки, потому что к власти пришли
реакционные силы, которых наука не интересовала, и тогда Кушчи спрятал
библиотеку. Конечно, незаметно вывезти огромную библиотеку было делом
немыслимым. Сошлись на том, что он спрятал ее где-то в городе или за
городом...
Существует и другая версия, предложенная знатоком восточных
рукописей Маруфи. Он предполагает, что Улугбек понимал:
отправляясь в Мекку, он в Самарканд больше не вернется и остаток жизни хотел
посвятить только науке, но для этого ему была нужна библиотека. Да и как он мог
смириться, если знал, что библиотеку могут уничтожить или просто растаскать?
Тогда, еще до отъезда, Улугбек поручает верному ученику вывезти караваны книг
под покровом ночи и направиться в сторону Шахрисабза. Там он должен был
встретиться с Улугбеком и продолжить путь, ну скажем, в Стамбул, на родину А.
Кушчи. Тем более, в те времена столица Турции стала крупным научным центром, и
их приняли бы с большой радостью. Но им не суждено было больше встретиться. Уже
находясь в Шахрисабзе или в Китабе, он получил известие о гибели учителя.
Следовать дальше без денег он не мог и, спрятав книги в этом районе,
возвращается в Самарканд.
Поэтому, по
мнению Маруфи, библиотеку следует искать в тех краях. Но на чем же основывается
гипотеза востоковеда?
Поэтому, по мнению некоторых учёных, искать следы
библиотеки следует у караванной тропы, которая шла от Самарканда на юг, вдоль
течения Кашка-Дарьи. И действительно, поскольку Китаб и Шахрисабз – ближайшие к
Самарканду населённые пункты, то именно там и могла быть назначена
несостоявшаяся встреча, и там же были объекты, которые могли вместить в себя
значительную часть библиотеки.
Почему только часть? Почему не всю? Ну, это же мне
кажется очевидным. Улугбек наверняка сам отбирал необходимые книги и взял
только те из них, которые мог прочесть. А ведь большая часть захваченных его
дедом литературных шедевров прочтению не поддавалась, поскольку были написаны
на уже забытых языках. Так что в караване у Али Кушчи вряд ли была и десятая
часть библиотеки Тимура.
Поэтому, вполне возможен такой вариант, что большая
часть собрания сочинений так и осталась в Самарканде и была погребена обломками
башни рухнувшей при землетрясении, что в тех местах случаются нередко.
А так же , за последние годы в библиотеку восточных
рукописей поступило несколько сот редких книг от жителей Шахрисабза и Китаба, и
особенно из кишлака Башары. Откуда берутся эти книги, неизвестно. "Кроме
того, - говорит Маруфи, - я часто слышу, что на базарах, в чайхане какие-то
подозрительные люди предлагают древние рукописи".
А вторая, меньшая её часть вполне могла быть
захоронена в склепе какого-нибудь старого кладбища или горной пещере. Эта
гипотеза подтверждается так же теми же жителями с их книгами.
Маруфи полагает, что эти люди могут вывести на след
библиотеки. Пожалуй, эта версия заслуживает большего внимания, тем более, что
другие гипотезы тоже сходятся на том, что библиотеку надо искать в тех краях - это примерно в 70 км
от Самарканда.
Существует версия, что помощник и ученик Улугбека в
Самарканд не вернулся, а под видом дервиша долгое время скрывался в кишлаке
Башары. Кстати, именно здесь на холме Нияз-тепе имеется и обширное старинное
кладбище... Впоследствии на это место приезжала некая экспедиция, но отыскать
камень и подземный ход ей вроде бы не удалось.
Конечно, возможно после отъезда археологов, за дело
взялись местные гробокопатели, и им видимо удалось докопаться до истины. Ведь в
такой глуши раритетные манускрипты могут отыскаться только из древнего
захоронения, по домам там такие книги не хранят.
Эта версия,
предложена краеведом В. Рацеком в его книге.
Долгие годы изучал эту проблему краевед Ю.Федоров.
Вот одна из его версий, которая тоже связана с этим районом Шахрисабза.
Существует легенда, что высоко в горах Кызыл шаршара (Красный водопад) имеются
пещеры, но туда ведут опасные тропинки. Тот, кому удастся проникнуть туда,
попадет в хранилище Тайных книг. Многие пытались проникнуть в пещеры, но они
исчезли навсегда. Исследовав плато Кырк-Тау, Федоров установил, что там
действительно имеется много карстовых воронок и вертикальных пещер. Краеведы
продолжают изучать эти пещеры и красные водопады".
Существует и противоположная версия: библиотека
спрятана в одном из подземных ходов Самарканда. Хотя эти подземные
ходы еще плохо изучены, но нельзя исключать и такую возможность, тем более если
учесть, что Улугбек перед отъездом в Мекку находился в дворце Кок-сарай (до
недавнего времени еще существовали стены этого дворца). От дворца идут
подземные ходы протяженностью 2-3 км: Историк А. Кузьмичев показал входы двух
таких подземных ходов, ведущих к дворцу Тимура. Правда, входы в подземелье
сильно завалены и попасть туда пока невозможно.
Мнения ученых о существовании библиотеки разнятся. Есть немало
таких, которые считают, что библиотека не сохранилась: после гибели Улугбека ее
просто растащили по домам. Но в таком случае у людей должны
были сохраниться халдейские, армянские и другие рукописи, привезенные из
далеких стран. Однако такие книги не были обнаружены на территории Узбекистана.
И все же хочется надеяться, что библиотеку найдут, но для этого
нужна хорошо оснащенная экспедиция с участием ученых. Надо отметить, что на
протяжении столетий поиски велись от случая к случаю, без достаточного
финансирования и порой без знания археологии, что приводило к уничтожению
исторических объектов.
Красив и богат был древний Самарканд, ровесник Афин
и Рима. Он на тысячу лет старше Бухары и Ташкента. Впервые Самарканд
упоминается античным историком в связи с походом Александра Македонского,
легионы которого штурмовали эту твердыню на Зеравшане. В свое время его
завоевывали арабы. Именно здесь они познакомились с бумагой, которую великий
узбекский поэт Алишер Навои назвал крыльями, разносящими по свету мысли
мудрецов. Один из историков того времени не без оснований утверждал, что
«лучшая в мире бумага производится только в Самарканде».
Каждый клочок земли Самарканда пропитан древней
историей и требует к себе очень бережного отношения.
История нам не даёт ответ,
Томимым познавательною жаждой:
Кто он учёный мудрый и поэт
Или тиран жестокий, кровожадный?
Стекаются туристы разных стран,
Чтобы услышать лет минувших эхо:
Их привлекает имя Тамерлан,
Как символ славы, мудрости, успеха!
Как Тамерлана народ хоронил?..
Были пусты две ладони кумира.
Он ничего туда не захватил,
Завоевавший при жизни, полмира.
И напоследок, еще один интересный случай из жизни Тимура - ТАМЕРЛАНА!
Стихи, которые привели Тамерлана в ярость. Только находчивость
спасла жизнь поэту.
Вот
уж воистину не дано поэту предугадать, как его слово может отозваться в сердцах
людей. Сочинит гений какую-нибудь яркую метафору и гадай потом - лавровым
венком за это увенчают или голову снимут с плеч долой. И это не шутки - одного
великого стихотворца чуть не казнили за слишком смелую образность в его стихах.
Эта
история произошла в Средние века со знаменитым персидским поэтом Хафизом
Ширази. Иногда его имя пишут - Гафиз, но мы будем пользоваться более корректным
вариантом. Как
и многие мусульманские средневековые поэты, Хафиз посвятил немало стихов
воспеванию женской красоты. Пожалуй, самым популярным стало его двустишие :
Когда турчанка из Шираза любовную начнет
игру,
За родинку ее отдам я и Самарканд, и
Бухару!
Есть
много вариантов перевода этого двустишия, но суть везде одна.Успехом эти строки
пользовались необычайным - их цитировали на базарах и в караван-сараях, в
хижинах бедняков и во дворцах вельмож. На
дворе была последняя четверть XIV века. Великий завоеватель вел беспощадные
войны в Средней Азии, раздвигая границы своей державы. А главным своим городом
он считал Самарканд - в его обновление, укрепление и расширение было вложено
немало сил. Более того, он намеревался сделать этот город чуть ли не столицей
всего мира. Древняя Бухара тоже была одним из центров империи Тамерлана, лишь
немного уступая Самарканду. И вот оба эти города он встречает в стихах. Да в
каком контексте! Дошли эти стихи и до самого Тамерлана.
Тамерлан
пришел в ярость и велел немедленно доставить к нему наглеца-поэта. Хафиза
разыскали, извлекли из нищей хижины и привели его пред очи полководца.
-
Я потратил полжизни на то, чтобы возвеличить Бухару и Самарканд, а ты их готов
отдать за родинку какой-то шлюхи, - бросил ему взбешенный Тамерлан. После чего
поэт понял, что у него остался только один шанс на то, чтобы удержать свою голову
на плечах.И он этим шансом воспользовался.
-
Вот из-за такой моей щедрости я и пребываю в подобной нищете, - усмехнулся
Хафиз и опустил глаза на свой драный халат.
Тамерлану
ответ понравился. Причем настолько, что он велел выдать поэту роскошный новый
халат и одарить его деньгами.
Восток- дело тонкое!
Источник:
http://maxbooks.ru/anlib/libs08.htm
http://maxbooks.ru/anlib/libs08.htm
https://news.rambler.ru/other/38786616-krovavyy-varvar-kakim-byl-tamerlan/
http://samarkand-guide.narod.ru/journal5.html
http://chto-takoe-lyubov.net/stixi-o-tamerlane/
стихи.
http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/eapo39.html поэма
Эдага По «Тамерлан»
https://zen.yandex.ru/media/litinteres/stihi-kotorye-priveli-tamerlana-v-iarost-5c9bafa753a11600b3a8dc45
о поэте и Тимуре.
Была в Самарканде и была в Мавзолее Амира Тимура, как называют его на Востоке, и в мечети Биби Ханым, его жены, в и Медресе Улугбека, и с огромным удовольствием прочла статью, Ириша! В ней много фактов, о которых я не знала! Спасибо!
ОтветитьУдалитьИриш, рада тебя вновь слышать! Не часто ты в эфир стала выходить! Спасибо, Ир! Я сама многого не знала. В кульке учили историю библиотек... но, как давно это было!
УдалитьИрин, да я и у себя на блоге нечасто появляюсь) Периодически выпадаю из виртуала в реал)
УдалитьА ты молодец, посты один за другим, и когда только успеваешь? :)
Здравствуйте, Ирина. С большим удовольствием прочитала пост. Спасибо, очень интересно. У вас всегда так интересно и познавательно.
ОтветитьУдалитьЕсли Вас не затруднит, загляните в Библиоград и поддержите наших участниц конкурса.
Спасибо! Загляну сейчас! да, успеваю по принципу : " Было бы несчастье, да..." Не могу заснуть, что - то дожди стали на меня действовать, сердце шалит..- старая стала..., вот это моя таблетка от бессонницы. Я поэтому и время в постах не выставила, чтобы люди меня за ночную сумасшедшую не посчитали)
УдалитьЭх, Ирина, жаль в те края сегодня не только экспедициям - обычным туристам добраться сложно. Названия Самарканд, Шахрисабз, Бухара - давно как песня... Попыталась поездку себе организовать, но столкнулась с тем, что направление нынче "не популярно и жЖуть как дорого". А ведь там такие архитектурные древности и, как оказалось, библиотечные тайны.
ОтветитьУдалить