Для справки: Одним из
материалов для письма была береста. Благодаря блистательным находкам археологов
всем нам хорошо известно о бересте, как о том материале, на котором в XI-XV вв.
в Древней Руси вели переписку личного и делового характера. Береста была
материалом недорогим и удобным, но, к сожалению, не очень прочным и
долговечным. И если бы не археологические открытия, то единственными оставались
бы два свидетельства: одно - описи Троице-Сергиева монастыря 1642 года, и
второе - Иосифа Волоцкого. Но вот о бересте как о материале для создания книг
известно немного.
В своем исследовании русских ученый Н.П. Лихачев отмечал, что
«до нас не дошло древнерусских памятников на бересте». Но и Н.П. Лихачев, и
А.И.Соболевский в своих трудах привели списки книг на бересте, хранившихся в библиотеках
и архивах и относившихся к XVII и XVIII вв.
Как показывает история бытования и приобретения книг и
документов на бересте, все они в кон. XVII-XVIII вв. создавались и
распространялись на территории Сибири и Камчатки.
Традиция письма на
бересте, раз возникнув в Древней Руси, не исчезает и в более позднее время. Она
осталась тем материалом, на котором писали книги, и при помощи которого велась
деловая переписка. Думается, что дальнейшие разыскания в архивохранилищах и
публикации описаний позволят более широко и точно раскрыть проблему: береста
как важный материал для письма, не только на примерах археологических раскопок.
Как известно, берестяные грамоты – это сразу и вещественный, и письменный
исторический источник. Ведь для истории важно не только место, где они были
найдены, но и их содержание.
Мой предок, грустя одиноко,
Устав от несбывшихся грёз,
Вырезывал письма глубоко
Для слова - ни цепи, ни клети,
В укор палачу и царю,
И я через ворох столетий
То слово в учебнике зрю.
Мы нынче набрались отваги,
Но пишем опять в закрома.
Тогда не хватало бумаги,
Поэт: Дмитрий Ляляев
Стоит заметить, что на Руси береста считалась
«непрестижным» материалом для письма и была непригодна для длительного
хранения. Поэтому обычно её использовали для частной переписки и в качестве
черновика, а официальные документы писали на пергаменте. Таким образом,
берестяные грамоты, обнаруженные археологами, представляют собой в основном
документы, которые были выброшены их владельцами за ненадобностью. Причем,
большую часть археологических находок составляют фрагменты берестяных грамот,
поскольку адресат стремился к тому, чтобы его записи не прочел посторонний.
Археология ХХ века привела к открытию уникального исторического
источника - библиотеке берестяных
грамот.
Правда, следует оговориться, что первую коллекцию
берестяных грамот собрал еще в конце XIX века новгородский коллекционер Василий
Степанович Передольский (1833–1907).
Именно он, проведя самостоятельные раскопки, выяснил, что в Новгороде
есть прекрасно сохранившийся культурный слой.
Найденные или выкупленные у крестьян берестяные
грамоты Передольский выставил в первом в городе частном музее, построенном на
собственные деньги, Берестяные грамоты, по его словам, были «письменами предков
наших». Однако разобрать что-либо на старых обрывках бересты было невозможно,
поэтому историки говорили о мистификации или считали "письмена
предков" каракулями безграмотных крестьян. Словом, разыскания
"русского Шлимана" относили к разряду чудачеств.
В 1920-х годах музей Передольского был
национализирован, а потом закрыт. Директор государственного Новгородского музея
Николай Григорьевич Порфиридов выдал заключение о том, что «большинство вещей
не представляло особой музейной ценности». В результате первая коллекция
берестяных грамот была безвозвратно утеряна. Чисто русская история.
Сенсация пришла с полувековым опозданием. Как говорится, не было
счастья, да несчастье помогло... При восстановлении
города в 1950-х годах проводились масштабные археологические раскопки, открывшие
в толще многометрового культурного слоя средневековые улицы и площади, терема
знати и дома простых горожан. Первая берестяная грамота (конец XIV в.) в
Новгороде была обнаружена 26 июля 1951 года на Неревском раскопе: она содержала
перечень феодальных повинностей в пользу некоего Фомы.
Академик Валентин Янин в книге «Берестяная почта
столетий» описывал обстоятельства находки так: «Случилось это 26 июля 1951
года, когда молодая работница Нина Федоровна Акулова нашла во время раскопок на
древней Холопьей улице Новгорода, прямо на настиле ее мостовой XIV века,
плотный и грязный свиток бересты, на поверхности которого сквозь грязь
просвечивали четкие буквы. Если бы не эти буквы, можно было бы думать, что
обнаружен обрывок еще одного рыболовного поплавка, каких в новгородской
коллекции к тому времени насчитывалось уже несколько десятков. Акулова передала
свою находку начальнику раскопа Гайде Андреевне Авдусиной, а та окликнула
Артемия Владимировича Арциховского, на долю которого достался главный
драматический эффект. Оклик застал его стоящим на расчищаемой древней вымостке,
которая вела с мостовой Холопьей улицы во двор усадьбы.
И стоя на этой вымостке, как на пьедестале, с
поднятым пальцем, он в течение минуты на виду у всего раскопа не мог,
задохнувшись, произнести ни одного слова, издавая лишь нечленораздельные звуки,
потом хриплым от волнения голосом выкрикнул: «Я этой находки ждал двадцать
лет!»
В честь этой находки 26 июля в Новгороде отмечается ежегодный
праздник — «День берестяной грамоты».
Этот же археологический сезон принёс ещё 9
документов на бересте. А сегодня их насчитывается уже больше 1000. Самая
древняя берестяная грамота относится к X веку (Троицкий раскоп), самая
«молодая» - к середине XV-го.
Буквы на грамотах процарапывали заостренным писалом.
Писала находили в археологических раскопах
регулярно, но было непонятно, зачем их обратная сторона сделана в виде лопатки.
Ответ был вскоре найден: археологи стали находить в раскопах хорошо
сохранившиеся доски с углублением, залитым воском - церы, служившие также для
обучения грамоте. Воск разравнивали лопаткой и писали по нему буквы. Самая
древняя русская книга — Псалтирь XI века (ок. 1010 г., более чем на полвека древнее Остромирова
Евангелия), найденная в июле 2000 года, была именно такой. Книга из трех
табличек 20х16 см, залитых воском, несла на себе тексты трех Псалмов Давида.
Берестяные грамоты уникальны тем, что, в отличие от
летописей и официальных документов, дали нам возможность «услышать» голоса
простых новгородцев. Основная масса грамот — это деловая переписка. Но среди
грамот есть и любовные послания, и угроза вызвать на божий суд — испытание
водой...
Широкую известность получили обнаруженные в 1956
году учебные записи и рисунки семилетнего мальчика Онфима. Процарапав буквы
азбуки, он напоследок изобразил себя в виде вооруженного воина, верхом на коне
сокрушающего врагов. С тех пор мечты мальчишек не сильно изменились.
Подлинной сенсацией стала берестяная грамота №9. Это
— первое на Руси женское письмо: «Что мне дал отец и родичи дали в придачу, то
за ним (имеется ввиду — за бывшим мужем). А теперь, женясь на новой жене, он
мне не дает ничего. Ударив по рукам в знак новой помолвки, он меня прогнал, а
другую взял в жены». Вот уж, действительно, долюшка русская, долюшка женская…
А вот любовное письмо, написанное в начале XII в. (№
752): «Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту
неделю ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя
задела тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было
любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и примчался… хочешь ли, чтобы я
тебя оставила? Даже если я тебя по своему неразумению задела, если ты начнешь
надо мною насмехаться, то пусть судит тебя Бог и я».Интересно, что письмо это
было разрезано ножом, обрывки завязаны в узел и выброшены в кучу навоза. У
адресата, видно, завелась уже другая зазнобушка...
Есть среди берестяных грамот и первое на Руси
предложение руки и сердца (конец XIII в.): "От Микиты к Анне. Пойди за
мене. Я тебя хочу, а ты меня. А на то послух (свидетель) Игнат..." (№377).
Вот так буднично, зато без обиняков.
Еще один сюрприз преподнес 2005 год, когда было найдено
несколько посланий XII-XIII веков с нецензурной лексикой
- (№35, XII в.)., (№ 531, начало XIII
в.), (№ 955, XII в.) и т. д.. Так был окончательно похоронен устоявшийся миф о
том, что своеобразием нашего «русского устного» мы якобы обязаны
монголо-татарам.
Кстати, с нахождением берестяных грамот, лингвисты
получают из-под земли новые крупицы знания древнерусского языка. Каждый год
новонайденные грамоты не только полнее освещают уже известные нам в принципе
явления древнерусского языка, но и открывают такие элементы лексики,
синтаксиса, морфологии или фонетики, которые доныне ни в каких источниках не
встречались. Многие сочинения северных старообрядческих общин
дошли до нас именно в форме берестяных книг.
Делались
берестяные книги довольно просто: книга писалась на заранее
подобранных по
размеру берестяных страницах; потом к ним прикладывались чистые листы обложки;
затем с одной стороны в исписанных страницах шилом пробивались отверстия, через
которые пропускался кожаный шнурок и таким образом книга скреплялась.
Берестяные грамоты открыли нам поразительный факт почти поголовной
грамотности городского населения древней Руси. Причем,
русские люди в те времена писали практически без ошибок — по оценкам Зализняка,
90% грамот написаны грамотно.
По оценкам археологов, Новгородская земля хранит еще не менее
20-30 тысяч берестяных грамот. Но поскольку их обнаруживают в среднем по 18 в
год, потребуется больше тысячи лет, чтобы извлечь на свет божий всю эту
бесценную библиотеку.
Если вы хотите почувствовать себя русским писцом
начала XI века, вам следует воспользоваться вязальной спицей и нарезанными
полосками бересты. Можно также растопить свечку и залить ее воском небольшую
деревянную дощечку. Получится подобие церы.
Источники:
http://poems.su/mobile/index.php/view/4990 Стихи
http://www.nat-geo.ru/science/45149-pyat-velikikh-arkheologicheskikh-nakhodok/
https://byslaikyr.livejournal.com/48347.html
https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/430704/Berestyanye_okna_v_proshloe
расшифровка грамот.
http://gramoty.ru/birchbark/about-site/ электронный фонл библиотеки берестяных грамот.
https://pravoslavie.fm/articles/kak-chem-i-na-chem-pisali-v-drevney-rusi/
вчера
ОтветитьУдалить