Страницы

СНИМИ КНИГУ С ПОЛКИ - ТАМ ВСЕ РУБРИКИ БЛОГА

Сценарий. Библиотека в помощь курсу по обучению финансовой грамотности: Сценарий и презентация.


Сценарий. 

Презентация .....



Библиотека в помощь курсу
«Формирование финансовой грамотности в школе.»                               
Сл. 1. Название.
Финансовая грамотность – крайне важный навык для любого человека вне зависимости от возраста, места жительства или профессии. И начинать надо с базовых знаний по финансовой грамотности, тех вопросов, что для обычного человека могут стать основой для разумного финансового поведения.
Сл. 2.
О том, с чего нужно начинать, если хочешь организовать свое дело, и как определить, что в этом деле самое главное…
Финансовая грамотность и её аспекты изучаются в уроках математики, обществознания, истории, экономики, проводятся внеурочные занятия по отдельным темам финансового просвещения. Но тем не менее, пока нет единого и цельного подхода к преподаванию финансовой грамотности в школе. 
Сл. 3.Задачи курса.


Важные моменты, которые необходимо учитывать при реализации программы по финансовой грамотности в школе.
1. Работа с родителями
К вопросам финансового просвещения нужно обязательно подключать родителей, которые являются примером для своих детей. Дополнительным элементом могут стать онлайн-курсы по финансовой грамотности для родителей.
2. Другое поколение детей

Важно помнить, что дети — это люди другого поколения и цифровых технологий. Они по-иному относятся к некоторым аспектам жизни, пользуются другими средствами получения информации и, в соответствии с этим, нужно искать современный к ним подход.
3. Компетенции финансовой грамотности
Важно не только давать знания и навыки, но и понимание того, где и в какой ситуации можно применять аспекты финансовой грамотности в жизни. То есть ученик знает, умеет и в нужной ситуации применяет это.

4. Вовлечение
Наши дети могут быстро отвлекаться на другие вопросы, если подаваемый им материал сух и пассивен. Нам  важно найти способы так построить занятия, чтобы ученики ждали очередной встречи по финансовой грамотности. Уместно здесь вспомнить аспекты игровой формы, интерактивные компьютерные приложения, постановку театрализованных представлений или деловые игры и др. формы, которыми библиотекари так же владеют .
5. Не единичные занятия
Если проводить занятия по финансовой грамотности 2-3 раза за полгода (и то только «для галочки»), то ни о какой эффективности не может быть речи. Это должен быть цельный, продуманный и непрерывный процесс, затрагивающий сразу несколько школьных предметов и имеющий чуткую связь с реальной жизнью.
6. Обмен материалами с другими педагогами.
В стране много школ занимается вопросами построения уроков по финансовой грамотности и встречается много очень интересных сценариев. Логично в этом контексте иметь общую базу лучших практик (сценарии урока, игры, методические рекомендации), которые бы могли стать катализатором вовлеченности и интереса как педагога, так и учеников к вопросам повышения финансовой грамотности. Библиотека в школе как раз прекрасно может сформировать такую базу.
7. Практическая ориентированность
Уроки не должны строиться на основе теоретического материала без основы под собой. Любую тему нужно сочетать с практикой, с реальной жизнью, причем до такой степени, чтобы после урока ученик мог сразу применить (попробовать) это в жизни или помочь родителям разобраться с важными аспектами семейной финансовой жизни.
8. Клуб финансовой грамотности и предпринимательства
Внеурочная деятельность может стать хорошей площадкой для закрепления навыков. Это могут быть школьные клубы молодых предпринимателей.
Сл. 4.
Финансовую грамотность можно определить как способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды. 
Финансовая грамотность включает способность вести учет всех поступлений и расходов, умение распоряжаться денежными ресурсами, планировать будущее, делать выбор соответствующего финансового инструмента, создавать сбережения, чтобы обеспечить будущее и быть готовыми к нежелательным ситуациям, включая потерю работы.  
Таким образом, формируются сл. задачи курса:
Предметные
-        Познакомиться с понятием финансовой грамотности
-        Познакомиться с понятием денег, их функциями и историей
Сл. 5. Личностные
-        Осознание необходимости получения знаний по финансовой грамотности
-        Осознание того, что деньги не являются основой счастья
-        Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
-        Формирование установки на здоровый образ жизни, мотивации на бережное отношение к материальным и духовным ценностям
Сл.6 . Метапредметные.
Познавательные:
-        Умение осуществлять направленный поиск информации из разных источников
-        Умение сравнивать, анализировать
-        Умение объяснять понятия и явления
Регулятивные:
-        Осуществлять действия по образцу
-        Прогнозировать свои действия
Коммуникативные:
-        Готовность слушать собеседника
-        Умение формулировать и аргументировать свою точку зрения
Сл. 7. Основа курса.
Можно определить так:
Хочу: управлять своими финансами
Могу: разобраться самостоятельно
Знаю: все о финансах  и экономии.
Сл. 8.
Курс  основан на дидактических принципах системы  развивающего обучения.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Учащиеся в возрасте 7-11 лет вполне способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах.
Финансовая грамотность, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
Важно помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и заемщики. Вот почему обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
Сл. 9. Направления курса.
Главная образовательная и воспитательная задача   –  подготовить детей к жизни в реальных условиях рыночной экономики, научить  их  эффективно использовать  возможности, предоставляемые современным обществом, в том числе и  финансовые услуги для  повышения собственного благосостояния и успешности в будущем.
Сл. 10. Основные содержательные линии программы направлены на ( см. слайд) .
Повышение финансовой грамотности имеет образовательное, развивающее и воспитывающее значение. Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов.
1.      За все в этой жизни нужно платить. В личных финансах все то же самое: хотите высокую доходность — тогда придется пожертвовать надежностью; хотите надежность — в таком случае забудьте про доходность. А все и сразу… бывает, но недолго и, как правило, заканчивается плохо.
2.      Любое финансовое решение должно приниматься осознанно. Для этого необходимо постоянно повышать свою финансовую грамотность. Это вовсе не означает, что вы обязательно должны получить диплом экономиста. Это означает лишь то, что вы должны понимать суть финансовых инструментов.
3.      Никогда не подписывай документы, не прочитав их.
Сл. 11 Уровни курса.
Рост экономики напрямую зависит от финансового поведения граждан, от их финансовой грамотности или безграмотности. Прогностическая функция педагогики как науки дает нам право предвидеть недалекое будущее, когда перед системой образования будет поставлена конкретная задача организации массового финансового образования школьников с целью формирования у них финансовой грамотности. Эта задача может быть решена в рамках гуманистического подхода к образованию, где на первое место ставятся вечные человеческие ценности: добро, любовь, служение, созидание. Финансовая грамотность, с этой точки зрения, необходима человеку, чтобы реализовать свои духовно-нравственные идеалы, поэтому формирование финансовой грамотности уже в школьные годы является актуальной задачей современного образования.
Сл. 12. Содержание программы  можно соотнести с тремя различными уровнями подачи материала, В целом уровни образуют триединую, комплексную форму.(см.  таблицу слайда)
Традиционно понятие «грамотность» ассоциируется с образованием: процесс формирования грамотности личности принято рассматривать как некую педагогическую технологию, обладающую методами и средствами достижения результата грамотности. С этой точки зрения, словосочетание «стихийное формирование финансовой грамотности» может вызывать когнитивный диссонанс у читающего человека. Однако ещё Б.С. Гершунский писал: «Традиционные представления о том, что формирование грамотности есть только и исключительно прерогатива школы, причем преимущественно лишь ее начального звена, нуждаются в существенных коррективах»
Сл. 13. Конечная цель курса.
От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правомерные решения по обеспечению своей жизнедеятельности, прогнозировать возможные последствия своих действий, а также готовности и умения реализовывать принятые решения.
Ожидается, что, вступая в экономические отношения, молодой человек должен быть носителем экономической культуры. Основами этой культуры являются экономическое сознание и ответственное экономическое поведение.
Помимо родителей, влияние на финансовую грамотность школьников оказывает ближайшее окружение, ровесники, старшие товарищи. В условиях неограниченного доступа к информации школьники имеют возможность не просто увидеть преимущества и недостатки различных уровней и стилей жизни, но и сравнить их с уровнем жизни своей семьи. Можно предположить, что подобные сравнения могут создавать у детей не только живой интерес к финансовой грамотности и мотивацию к расширению проявлений финансового поведения, но и негативные чувства и эмоции (зависть, обиду, злость) по поводу финансового положения своей семьи, если оно им не нравится. С этой точки зрения, подрастающее поколение является уязвимым и нуждается в нравственных ориентирах, помогающих за материальным благополучием увидеть труд, высокий уровень личной ответственности, самоорганизацию, терпение и финансовую дисциплину.
Сл.15 .
Очевидны изменения условий социализации детей в духе времени. С этой точки зрения, наилучшей защитой может стать личная система ценностей, сформированная у ребенка под воздействием целенаправленного финансового обучения и воспитания. Такая система ценностей, где деньги - не цель, а только средство самореализации личности человека. Педагогические усилия по созданию интересных, основанных на имеющемся практическом финансовом опыте детей, образовательных программ по формированию финансовой грамотности востребованы в школьной среде.
Сл. 16. 5 причин значимости курса
Сл. 17
Исходя из опытных наблюдений и основ возрастной психологии, можем выделить пять ключевых элементов понятия «финансовая грамотность»: финансовые умения, финансовое поведение, стратегии финансового поведения, стили обращения с деньгами, финансовые знания.
Сл. 18. Школа – учитель
(см. слайд)
Педагоги, реализующие программу«Азбука финансовой грамотности», должны знать, что:
а) программа имеет пропедевтический и мотивационный характер, она не является программой систематического обучения;
б) ведущим началом программы являются интерактивные формы работы, которые обеспечивают участникам возможность действовать еще до того, как они получили систематические знанияпо финансовой грамотности;
в) программапозволяет работать с разновозрастными группами подростков, в том числес теми, кто не имеет предварительной финансовой подготовки.
(текст слайда)
Общеобразовательная организация получит возможность подготовить и провести серию образовательных мероприятий с учётом особенностей контингента обучающихся и имеющихся профилей обучения.
Учитель получит возможность подготовить и провести несколько образовательных событий по основам финансовой грамотности, выделяя содержательные блоки в зависимости от возрастных особенностей школьников, используя современные методические подходы с учетом специфики своего учебного предмета.
Классный руководитель получит возможность подготовить и провести несколько образовательных событий в рамках финансовой грамотности с учетом особенностей классного коллектива и педагогического потенциала родителей и социальных партнеров.
Сл. 19.Ученик..
Эта группа скоро станет экономически активной и столкнется с проблемой принятия собственных решений в финансовой области.
Сл. 20.Родитель.
"Финансово грамотные дети, чаще, имеют успешных родителей". Да, у успешных родителей больше возможностей, но научить детей управлять деньгами может каждый!!! Обучая детей, мы, родители, сами учимся и становимся успешнее!
Сл. 21. Библиотека для вас…
Здесь уместно сказать, что финансовая грамотность не является какой-то отдельной наукой или отдельным учебным предметом. Самое неудачное, что можно сделать – это смотреть на эту важную для каждого человека область опыта как на учебный предмет. Существенным в предлагаемой образовательной программе «Азбука финансовой грамотности» является ориентация именно на интерактивные формы обучения. Сегодня интерактивные формы обучения и обучающие игры стали модным делом, появился даже новый термин – «игрофикация».
Сл. 22.База методических рекомендаций по курсу.
Сл. 23.
Важная установка современной педагогики – использование проектных форм обучения. Требование использовать проектные формы обучения зафиксировано в Федеральных государственных образовательных стандартах.
Таким образом, объединены  все материалы, представляющие как бы фундамент освоения финансовой грамотности через интерактивные и проектные формы обучения. Основные компоненты, которые должны быть практически объединены в нашей теме, – финансовая грамотность, интерактивные формы, проектная форма . С одной стороны, как относительно самостоятельные компоненты, имеющие свою собственную историю и свои особенности. С другой стороны – в связи друг с другом и с программой интерактивного освоения финансовой грамотности.
Сл. 24-25. Задачи библиотеки
Добавлю к тексту слайда еще : это так же
·        предоставление площадок для организации публичных мероприятий по финансовой грамотности
·        информирование о книгах, статьях, брошюрах по финансовой грамотности и эффективному управлению личными финансами и предоставление их через систему библиотек посредством межбиблиотечного абонемента и электронной доставки документов.
Сл. 25.
Самое первое, что важно понимать о финансовой грамотности – это не отдельная наука и не часть науки, не отдельный учебный предмет. Финансовая грамотность скорее является областью социального опыта – нашего с вами опыта существования в мире денег: как строить сбалансированный семейный бюджет, как накопить средства, чтобы создать «подушку безопасности»,как накопить на крупную покупку, следует ли брать кредит и как лучше это сделать, как можно защитить свои сбережения и т. д.Всё это определяет задачи и библиотеки в работе с данной темой..
Сл. 26- 28.Формы работы библиотеки…
Поскольку учебно-игровые действия всегда чрезвычайно вариативны, а их результаты неоднозначны и часто как бы незримы, важнейшую роль в организации усвоения играет рефлексия.
Сл. 27
Особенность данной программы состоит в том, что в ходе интерактивных состязательных или имитационно-игровых форм оценивание происходит естественным образом и для учащихся и для педагогов. Оценку результатов своих действий обучающиеся, в первую очередь, получают непосредственно в ходе работы, т. е. с формальной точки зрения обучение осуществляется, как правило, безотметочно.
Сл. 28
Интерактивное обучение(от англ. interaction– взаимодействие) – это обучение, основанное на взаимодействии педагога и обучающихся, при котором обучающиеся осуществляют собственную активную деятельность, в отличие от репродуктивного обучения, где обучающиеся лишь пассивно воспринимают информацию от педагога.
Сл. 29. Схема
В отечественной образовательной традиции разработаны, успешно применялись и даже исследованы с научной точки зрения такие формы интерактивного обучения, как постановка и решение учебных задач, организация проблемных ситуаций, имитационно-ролевые игры, деловые игры, инновационные игры, организационно-обучающие, организационно-деятельностные игры, социально-психологические тренинги разного типа.
Таким образом, функция интерактивных форм в формировании финансовой грамотности состоит в вовлечении обучающихся в учебные и учебно-игровые ситуации, педагогическом управлении их активностью и инициативностью, обеспечении осваиваемого содержания. При этом разнообразие используемых сегодня интерактивных форм позволяет создавать различные образовательные программы (как по объему, так и по уровню углубления в разделы финансовой грамотности).
Чем быстрее вы усвоите эти базовые понятия, тем толще будет ваш кошелёк. Чем не мотивация для изучения курса?!
Сл. 30-31.Финансы и литература
Читая художественную литературу, сопереживая героям и оценивая их поступки, мы часто не замечаем, что сюжет произведения развивается в весьма конкретных социально-экономических условиях. Герои книг озабочены вопросами материального благополучия, сосредоточенно копят или бездумно тратят деньги, удачно вкладывают средства или ввязываются в сомнительные финансовые предприятия, обрастают долгами или ищут способы достойного заработка.
Поиск ответов на вопросы «Зачем Чичиков скупал мертвые души?», «Под какой процент старуха давала Раскольникову деньги?», «Можно ли было сохранить вишневый сад?» помогает разобраться в поступках литературных героев. Анализ их финансово-экономического поведения может стать полезным опытом и, возможно, предостережет от ошибок в реальной жизни.
Сл. 31.
Обучение финансовой грамотности можно обратить в увлекательный процесс, и при этом не обязательно на уроках математики или обществознания. Уроки литературы тоже могут включать элементы финансовой грамотности. Но каким же образом литература связана с финансовой грамотностью?   
Первым и обязательным шагом на пути к финансовой грамотности является воспитание привычки выделять в своей повседневной жизни события и решения экономического свойства и оценивать их возможные последствия. Художественная литература служит отличным материалом для формирования и отработки этого навыка. Научившись замечать и анализировать финансово-экономическое содержание поведения литературных героев, возможные последствия их поступков и финансовых решений, человек будет и в обычной жизни обращать внимание на подобные взаимосвязи.
Сл. 32. Все в ваших руках.
Жил-был мудрец. К нему все шли за советами, его все уважали. Но один завистник сказал, что мудрец не такой уж умный, и он может это доказать:  «Я задам вопрос, на который он не сможет  ответить. Я поймаю бабочку, зажму ее в руках и спрошу – что у меня в руках: живое или неживое. Если он скажет: «Неживое», я выпущу ее. Если он скажет: «Живое», я ее задавлю, и он будет неправ». Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или неживое?».
«Все в твоих руках и все зависит от тебя!» - ответил мудрец.
Эта притча как нельзя лучше подходит к вопросу об ответственности человека за свое будущее – оно в руках каждого из нас, и каждый сам выбирает свою дорогу в жизни.
Финансовая грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы. Образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые будут для него наиболее привлекательными.

Источники: 

http://tagillib.ru/for_profi/nedelya-finansovoy-gramotnosti-v-biblioteke.php
https://www.labirint.ru/search/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%20%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%8B%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9/?stype=0
https://vashifinancy.ru/week/library/broshyury-dlya-shkolnikov/
http://www.publiclibrary-ngo.ru/fingramotnost_programma.html
https://www.cultmanager.ru/article/8187-smk2018-18-m10-11-sozdanie-shkoly-finansovoy-gramotnosti
http://www.apkpro.ru/doc/Dni%20finansovoi%20gramotnosti%20(1).pdf
https://www.fin-olimp.ru/o-proekte/materials/
https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27652
http://www.ug.ru/archive/74673
https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2017/03/31/issledovatelskaya-rabota-uroki-finansovoy-gramotnosti
https://finagram.com/fingramotnost-v-shkole-principy/
https://finagram.com/
https://yvision.kz/post/418983
https://snob.ru/selected/entry/117395/

http://www.moneykids.ru/%D0%98%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D1%84%D0%B8%D0%BD.%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC.%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B5.pdf
https://www.kommersant.ru/doc/2796701
https://www.adme.ru/tvorchestvo-pisateli/skolko-tratili-geroi-klassicheskoj-literatury-v-pereschete-na-nashi-dengi-1038960/
http://www.litra.ru/composition/download/coid/00658211213775094889/
https://cinref.ru/razdel/02800_literatur_zarubejnaia/3/173149.htm

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Буду рада вашим комментариям!

Возможность уйти- это уже повод, чтобы остаться !

получайте бесплатно обновления блога


ЗДЕСЬ ВАМ РАДЫ!

НАПИШИТЕ АВТОРУ

СВЯЗЬ С АВТОРОМ ЧЕРЕЗ СЕТЬ ВК В СООБЩЕСТВЕ "БИБЛИОМИР83" . ПОДПИШИСЬ И ПИШИ!

ПОДПИСКА на новости блога в ВК