Как преодолеть трудности удалённого обучения?
Удалённое образование в условиях распространения
коронавируса COVID-19 становится повседневной реальностью для многих учителей и
учащихся. Даже те преподаватели, школы и
ученики, которые имеют определённый опыт в режиме дистанционного или смешанного
обучения, порой сталкиваются с неопределённостью, растущими затруднениями и
проблемами, которые нужно преодолеть.
В частности, преподаватели сталкиваются не столько с
отсутствием инструментария или дистанционных площадок, а вопросами как учить в
условиях он-лайн смешанной образовательной среды.
На наш взгляд, вырисовываются три проблемы, которые
преподаватели и обучаемые могут
преодолеть при должной организации обучения.
1. Постоянная обновляемость технологических решений
Приложения, сервисы, цифровые инструменты,
заточенные на образование, постоянно меняются. Основная задача для
преподавателей заключается в том, чтобы привить в себе устойчивое восприятие
новых инструментов и методов обучения и помочь ученикам сделать то же самое.
Самое лучшее, что может сделать педагог, — это
принять идею о том, что информационно-образовательные технологии постоянно
меняются и предлагают новые возможности для расширения наших навыков и
умножения коллекции инструментов. Нравится нам это или нет, но часто это
означает, что мы учимся не только пользоваться данными технологиями, но и стремимся к устранению недостатков на
незнакомой платформе, дополняем её внешними инструментами, общаемся с
разработчиками и вносим свои предложения.
Действительно, технологии часто меняются и
обновляются. И они не всегда работают так, как мы ожидаем.
Лучший совет для учителей — быть готовыми потратить
некоторое время на знакомство с виртуальными инструментами обучения, которые вы
будете использовать, прежде чем ваши ученики получат доступ к ним.
Кроме того, держите контактную информацию с
командами технической поддержки под рукой и добавляйте инструменты в свои
интернет-закладки.
2. Как бороться с чувством ИЗОЛЯЦИИ
Удалённая работа вполне нормальное состояние для
многих профессионалов. Но когда мы только приступаем к дистанционному обучению,
это очень непривычно и для нас, и для учащихся. Независимо от этого, факт
остается фактом: интернет связывает нас вместе так же надёжно, как и изолирует.
Что это означает для учителей и учащихся?
ДЛЯ УЧЕНИКОВ:
Виртуальное обучение для многих учащихся — это
глоток свежего воздуха по ряду причин. Это чувство нового, необычного, дающего
больше личного времени и пространства.
Но в то же время ученик теряет чувство причастности к школьному
сообществу, когда он ежедневно встречался со своими сверстниками, шутил,
смеялся, приобретал новые коммуникативные навыки, учился общению.
Однако, как правило, одна и та же технология,
которая приводит ученика к чувству изоляции, также предоставляет инструменты
для его преодоления. Многие цифровые инструменты помогают создать социальную
среду для общения с друзьями и учителями, причём не только для общения, ни и
для выстраивания сложной системы поддержки в обучении, для совместной работы
над учебными задачами.
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ:
Приготовьтесь добавить «виртуальные уроки» в свой
словарный запас. Причём организация виртуального обучения - это забота не
только классных руководителей. Виртуальное обучение должно стать частью
повседневной деятельности для всех учителей.
Важные составляющие профессиональной деятельности
педагога такие как: профессиональная внимательность и своевременная рефлексия
помогают быстро разобраться как лучше организовать виртуальное пространство,
как помочь ученикам быстрее освоиться в новых условиях обучения, помочь
отстающим.
Обязательно изучите, как связаться с учащимися с
помощью инструментов, имеющихся в вашем распоряжении, а также куда направить
ученика, если вы видите, что он нуждается в поддержке. Может просто с ним
поговорить.
Образование — это не только процесс обучения, прежде
всего это построение человеческих отношений. Задействованные информационно-образовательные
технологии не должны мешать выполнению этой миссии. Не позволяйте этому случиться.
3. Рациональное УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ
Независимо от того, где вы находитесь: на рабочем
месте или дома, общаетесь с учениками в виртуальной образовательной среде в
режиме реального времени или опосредованно, связываясь с ними с помощью
цифровых инструментов, как правило, вы задаетесь вопросом о пользе и качестве
того или иного уровня общения.
Будут ли ученики разумно управлять своим временем,
когда они не собираются в школе и не выполняют поставленные учителем задачи
вживую? Может ли ученик, находящийся дома за рабочим столом или на кухне, жуя очередную
булочку, по-прежнему разумно управлять своим временем, даже в условиях нашего
физического отсутствия рядом с ним?
Наш ответ — ДА. Однако это может потребовать от
учеников и учителей переосмысления традиционного подхода к управлению временем
и задачами.
Для учащихся, занимающихся виртуальным обучением,
родители могут и должны играть ведущую роль, когда речь заходит о том, чтобы
постоянно интересоваться, как продвигается учебная работа их детей. Родители
должны выяснить, нуждаются ли их дети в большей помощи в управлении своим
временем.
Решение проблемы управления временем также требует
от учителей полного охвата цифровых платформ, которые они используют. Отправка
заданий онлайн в виде тестов и интерактивных рабочих листов — это только часть
работы. Важно рационально организовать работу учащихся по представлению своих
проектов, результатов лабораторных работ и исследований. Важно также
рационально организовать совместную деятельность учащихся, продумать оценку
степени участия каждого в работе над коллективным проектом.
Преимущества дистанционного обучения
Цифровые технологии уже изменили весь
образовательный опыт в лучшую сторону, от средней школы до высшего образования.
Трудно игнорировать многие преимущества, которые они приносят, в том числе,
возможность учеников отдалённых районов
подключиться к высококачественному образованию.
Как для преподавателей, так и для учеников,
используемые технологии требуют открытости и духа сотрудничества. Если мы
сделаем это продуманно и взвешено,
виртуальное обучение может предложить всё новые и новые возможности для
взаимодействия ученика-учителя, ученика-ученика. Причём это может быть даже
лучше, чем в традиционном классе .
Безусловно, критики в адрес технологий
дистанционного обучения много. И главное обвинение заключается в отсутствии
живого общения, изоляции участников педагогического общения.
Мы лишь настолько изолированы цифровыми
технологиями, насколько позволяем себе быть таковыми.
И современные вызовы заставляют нас задуматься, КАК
общаться в новых условиях. И вполне возможно, этот новый социальный опыт
поможет учащимся обрести опыт
качественного нового общения.
Примерные темы родительского просвещения
- «Как помочь ребёнку учиться дома»,
- «Как сохранить психическое и физическое здоровье при пандемии», «Коронавирусный карантин: советы психолога как не паниковать очень занятому родителю»,
- «Как хорошо учиться не выходя из дома: советы психолога по организации дистанционного обучения школьников»,
- «Совместные психологические игры для детей и родителей»,
- «Арт-альбомы для детей и их родителей», сторителлинг, сказкотерапия, арт-педагогика, рекомендованные психологические игры совместно с детьми («Властелин чудес», «Заколдованное сердце» и др.).
Консультирование обучающихся и их родителей
(законных представителей) организуется дистанционно в следующих видах:
1. Индивидуальное
плановое и экстренное телефонное консультирование (родителей и детей «группы
риска», детей из семей, находящихся в режиме временной изоляции, имеющих
заболевших коронавирусом членов семьи).
2. Прямое
и отсроченное индивидуальное он-лайн консультирование по скайпу, на форумах и
др.
3. Групповое
консультирование в группах родителей и обучающихся в мессенджерах и социальных
сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Инстаграм» и т.д.).
Комментариев нет :
Отправить комментарий
Буду рада вашим комментариям!