К вопросам и ответам:
Что такое приоритетный проект «Современная цифровая образовательная
среда»?
Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда» нацелен на повышение доступности, актуальности и качества образования за счет использования современных технологий онлайн-обучения, а также потенциала ведущих вузов страны, образовательных онлайн-платформ и бизнес-решений.
Каковы сроки реализации приоритетного проекта?
Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» утвержден 25 октября 2016 г. на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Сроки реализации проекта – с 25.10.2016 г. до 01.02.2021 г.
Назовите ключевые элементы приоритетного проекта?
- Первым элементом проекта «Современная цифровая образовательная среда» является Ресурс «одного окна» (РОО). После регистрации пользователь получает доступ к онлайн-курсам, содержащимся в реестре Ресурса. Это исключает необходимость регистрироваться на нескольких образовательных онлайн-платформах. Еще одна важная составляющая РОО - цифровое портфолио пользователя.
- Вторым направлением реализации СЦОС является оценка качества онлайн-платформ и курсов, доступных через РОО. Она предусматривает как экспертную, так и пользовательскую оценку уровня содержания курсов. Таким образом, будет реализован механизм ранжирования курсов по качеству.
- Третьим элементом проекта является создание десяти Региональных центров компетенций в области онлайн-образования. Их задача: подготовка кадров преподавателей и административных сотрудников, распространение опыта внедрения успешных методик и практик онлайн-обучения, отслеживание динамики создания цифровой образовательной среды.
- Наконец, четвертое направление проекта – повышение квалификации в области разработки, использования и экспертизы онлайн-курсов, обучающих разработчиков создавать курсы высокого качества, а преподавателей - использовать их в своей работе.
В чем заключаются конкретные задачи реализации проекта и кто их
исполняет?
- Разработка
и апробация системы оценки качества онлайн-курсов в целях развития
академической мобильности обучающихся с использованием онлайн-курсов.
Исполнитель – УрФУ им. Б.Н. Ельцина;
- Разработка
и внедрение методики и инструментария психометрической аналитики онлайн-курсов.
Исполнитель – НИУ ВШЭ;
- Разработка
и апробация системы доступа к онлайн-курсам по принципу «одного окна» с
использованием единой системы идентификации и авторизации обучающихся и
формированием цифровых портфолио. Исполнитель – Университет ИТМО;
- Разработка
онлайн-курсов и симуляторов, обеспечивающих формирование компетенций в области
создания онлайн-курсов. Исполнитель – МФТИ.
- Разработка
онлайн-курсов и симуляторов, обеспечивающих формирование компетенций в области
экспертизы онлайн-курсов. Исполнитель – РАНХиГС;
- Разработка
онлайн-курсов и симуляторов, обеспечивающих формирование компетенций в области
использования онлайн-курсов. Исполнитель – УрФУ им. Б.Н. Ельцина;
- Создание
10 региональных центров компетенций в области онлайн-обучения. Исполнители –
ТГУ, ПГТУ (Волгатех), МГУ имени Ломоносова, ЮФУ, ДВФУ, СФУ, ТулГУ, БФУ им.
Канта, ТюмГУ, СПбПУ
- Продвижение
технологий онлайн-обучения и информационное сопровождение приоритетного
государственного проекта. Исполнитель – НИТУ «МИСиС».
Как будет меняться законодательство в области онлайн-образования?
Законодательство будет меняться в интересах учащихся и образовательных организаций с целью повышения качества и доступности образования.
В частности:
- разработан
новый порядок применения вузами, ссузами и школами электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ, в рамках
которого предусмотрены определения "онлайн-курс" и т.д., а также
минимальные требования к реализации онлайн-курсов;
- вступил
в силу нормативный правовой акт Минобрнауки России, обеспечивающий возможность
перезачета результатов освоения онлайн-курсов с сокращением срока освоения
образовательной программы;
- планируется
проведение эксперимента по реализации проекта виртуальной академической
мобильности, когда студент одного вуза сможет выбирать, осваивать ли ему
конкретную дисциплину в традиционном формате в своем университете или в формате
онлайн – в другом. При этом средства на реализацию части программы будет
получать тот университет, в пользу которого сделал выбор студент.
Почему возникла необходимость в реализации приоритетного проекта
«Современная цифровая образовательная среда в РФ»?
Современные вызовы, стоящие перед страной и ее гражданами, диктуют неизбежность модернизации образовательной системы в России. Назрела необходимость формирования такой среды, в которой мог бы эффективно реализовываться принцип непрерывного обучения – обучения на протяжении всей жизни. Это стало возможным именно за счет онлайн-технологий, которые стирают любые барьеры. Согласно оценкам экспертов, в ближайшие 10 лет исчезнут многие традиционные профессии. Новые технологии обучения и профессиональной переподготовки облегчат задачу тем, кто окажется лицом к лицу с необходимостью быстрой переквалификации.
Успешная реализация приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» позволит коренным образом изменить подход к обучению граждан страны, подготовить Россию к переходу на новый технологический уклад – к цифровой экономике.
Какова роль приоритетного проекта в трансформации системы
образования в России?
В мировой практике массовые открытые онлайн-курсы (MOOCs) уже стали неотъемлемой составляющей системы образования. Россия пока в начале этого пути. Проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» позволит эффективно, в течение нескольких лет сделать онлайн-обучение гармоничной частью сложившейся образовательной системы. При этом будет обеспечен свободный доступ граждан к обучающим онлайн-курсам любого уровня с возможностью зачета их прохождения учебными заведениями и получения сертификатов, подтверждающих успешное завершение учебы. Наконец, реализация приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» способствует интеграции среднего и высшего образования, преемственности в академической среде, проникновению онлайн-технологий в образование и эффективному их применению через повышение компетенций педагогов.
Планируемые результаты реализации приоритетного проекта?
Уже в 2017 году в результате работы проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» у школьников, студентов и преподавателей появится доступ к 450 онлайн-курсам от двадцати лучших российских университетов, а дистанционное обучение пройдут не менее 140 тыс. учащихся.
Планируемые результаты проекта к 2020 году:
- общее
число онлайн-курсов, доступных через ресурс «одного окна», должно превысить 3,5
тысячи;
- более
6 миллионов человек должны пройти онлайн-обучение.
- Увеличение количества доступных курсов, повышение эффективности онлайн-обучения, расширение возможностей по прохождению онлайн-курсов в системе формального образования позволит к 2025 году достигнуть увеличения количества обучающихся на онлайн-курсах до 11 млн человек.
Каков бюджет приоритетного проекта «Современная цифровая
образовательная среда»?
В течение ближайших трех лет на реализацию приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» из средств федерального бюджета будет выделено порядка 1,3 млрд рублей. Кроме этого, проект предполагает софинансирование из внебюджетных источников в размере 1,9 миллиардов рублей. Деньги распределяются на конкурсной основе среди ведущих университетов страны. Данные средства будут изысканы из внутренних резервов Министерства образования и науки РФ за счет приоритезации расходов.
Не приведет ли проект к сокращению численности преподавательского
состава в регионах?
Внедрение онлайн-курсов в образовательный процесс призвано расширить границы традиционного образования, предоставив больше возможностей обучающимся и преподавателям. В первую очередь, проект СЦОС позволит вузам, ссузам и школам усилить приоритетные направления подготовки, перераспределяя нагрузку преподавателей и реализуя часть дисциплин в онлайн-режиме. Это означает, что преподаватели за счет высвобождающегося времени смогут больше взаимодействовать со студентами в рамках практических и лабораторных работ.
С другой стороны, проект создает новый формат конкуренции между университетами и преподавателями по всей России, что может привести к сокращению некоторых категорий преподавателей. В группу риска попадут только те, кто не готов заниматься повышением квалификации в своей предметной области.
Комментариев нет :
Отправить комментарий
Буду рада вашим комментариям!