https://bibliodobavki.nethouse.ru
Основным качеством образования сегодня выступает здоровье учащихся - ценностно-ориентационный эталон во всем многогранном значении единства духовного, нравственного и физического здоровья.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
идеи здоровьесозидания переводят в разряд требований к результатам
образовательного процесса и условиям его организации.
ФГОС ориентирует на достижение таких личностных образовательных
результатов как «...принятие и реализация ценностей здорового и безопасного
образа жизни; ... потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек...
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью - как собственному, так и других людей...»
Образовательный стандарт предполагает разработку и реализацию школьной
программы экологосообразного поведения, формирования у обучающихся культуры
безопасного и здорового образа жизни; переход от «желаемого» к необходимому и
обязательному сохранению здоровья в школе; формирование философии «здоровая
школа - в здоровье каждого».
Однако реализация
здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в современном
образовательном пространстве школы сталкивается с рядом противоречий, а именно:
- между усложнением социальной среды, в которой работает школа, и низким уровнем компетентности педагогов в создании здоровьесберегающего пространства образовательной организации во взаимодействии с микросоциумом по формированию навыков здорового образа жизни субъектов образовательного процесса;
- между деятельностью школы в условиях социально-экономического кризиса и поликультурности, с одной стороны, и недостаточной технологической оснащенностью учителей в формировании толерантных отношений в диадах «ученик-ученик», «учитель-ученик», «учитель-родитель» и «ученик-родитель»;
- между возрастающими требованиями к качеству и результативности образования, с одной стороны, и недостаточной компетентностью педагогов в реализации требований ФГОС НОО и ООО, с другой, в том числе в работе с разными группами обучающихся (одаренными, детьми группы риска, детьми с ОВЗ);
- высокими учебными нагрузками и отсутствием способов социально-психологической адаптации школьников к современным условиям образовательного процесса.
Составляющие здоровьесберегающего
пространства |
Содержание
составляющих |
Направления работы |
Образовательная
организация и комплекс реализуемых в ее деятельности условий
здоровьесбережения |
Организационно-управленческие
условия |
Оптимизация
менеджмента, управленческой коммуникации, развитие способов и путей
коммуникации в ОО, внедрение эффективных и здоровьесберегающих приемов
тайм-менеджмента. Сохранение старых и создание новых традиций.
PR-деятельность |
Социально-экономические
условия |
Поддержание здания
школы в рабочем состоянии, эффективное использование финансирования для
обновления материальной базы, стимулирования педагогов. Способствование
сохранению стабильно спокойной ситуации в микросоциуме |
|
Экологические
условия |
Забота о пришкольном
пространстве. Экологические проекты, выходящие в микросоциум |
|
Санитарно-гигиенические
условия |
Следование нормам
СанПиН, соблюдение норм гигиены |
|
Медицинские условия |
Регулярные
медицинские обследования, мониторинги, плановые мероприятия. Доступность мед.
помощи |
|
Психолого-педагогические
условия |
Психологические
обследования. Доступность помощи психолога для детей, их родителей и
педагогов. Постоянное расширение психологических знаний педагогов, навыков
применения психологических технологий. Педагогика сотрудничества |
|
Дидактические
условия |
Использование в
учебном и воспитательном процессах здоровьесберегающих технологий. Регулярное
обучение педагогов здоровьесберегающим приемам и техникам. Внедрение
современных педагогических технологий |
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ
- Конвенция о правах ребенка
- Конституция Российской Федерации
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3
- Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ф3
- Семейный кодекс Российской Федерации
- Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2 1178-02)
- Приказ Минздрава России от 04.04.2003 № 139 «Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений»
- Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах де¬тей на 2012-2017 годы»
- Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-Ф3
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ
- Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012)
- Закон Краснодарского края от 16.07.2013 № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае»
- Постановление главы администрации Краснодарского края от 05.10.2015 № 939 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие образования»
Источники:
https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27226
Библиографическая ссылка
Башмакова Е.А., Жданова О.И. НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
ШКОЛЫ И МИКРОСОЦИУМА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – №
6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27226
(дата обращения: 25.01.2021).
Комментариев нет :
Отправить комментарий
Буду рада вашим комментариям!