ВСТРЕЧИ ВО ВСЕЛЕННОЙ. Толерантность. Игра

Распечатать страницу



Игра на развитие толерантности для старшеклассников




1. Погружение в игровую ситуацию

Участники сидят в кругу. Затемнение. Ведущего не видно. Звучит его голос (лучше всего — через усилитель и скрытые динамики; фоном может быть "космическая" музыка).

Ведущий. С начала времен человечество было едино. Это была общность, к которой каждый понимал каждого, потому что все говорили на одном языке. Это была общность, противостоящая "чужим" — враждебным, злобным, непонятным силам природы. "Они", эти силы, были против людей и против Бога. И у человечества появилось чувство "мы". "Они" и "мы" противостояли. Но человечество было еще очень юным. Люди переоценили себя. Они решили, что равны по силе Богу. И начали строить в городе Вавилоне огромную башню, чтобы достигнуть неба и доказать свое равенство с Богом. Человечество было еще очень наивным...

Бог наказал человечество: Он смешал языки людей, строящих Вавилонскую башню. И люди перестали понимать друг друга. Они перестали быть единой общностью. И не смогли достроить башню. Разбрелись люди по свету, построили новые города, объединившись по сходству языка и внешности. И решили, что "мы" — это те, кто рядом. А другие люди, не похожие ни нас, говорящие на иных языках, — это "они".

Так люди стали делить друг друга на своих и чужих. Своих любили, защищали, считали лучшими на свете и достойными лучшей жизни. Чужим не доверяли, а порой их откровенно боялись или унижали — в зависимости от того, кто был сильнее: "мы" или "они".

Шли века. Менялись одежды, вкусы и представления о мире. Но люди по-прежнему делили всех на своих и чужих. А однажды человечество шагнуло в космос. Шагнуло навстречу иным мирам, еще не зная, кого оно там встретит: своих, чужих или... или ему вообще придется отказаться от этих понятий?


2. Разминка

Зажигается свет. Ведущий появляется в кругу участников игры.

Ведущий. Уважаемые дамы и господа! Поздравляю вас с успешным окончанием Школы космической навигации. С сегодняшнего дня вы с полным основанием можете считать себя профессиональными астронавтами. Вас ждут увлекательные путешествия к другим мирам. Осталось только выяснить, на какой именно звездолет вы будете распределены. Сейчас мы проведем формирование экипажей звездолетов.

Участники встают в шеренгу. По команде ведущего за минимальное время они должны молча построиться: по цвету глаз; по цвету волос; по росту (с закрытыми глазами); по высоте голоса (после проведения игры проверяется, например, исполнением ноты "ля", произнесением слова "мама"), по другим признакам. При этом ведущий каждый раз четко обозначает, с какой стороны должны встать участники, например, "с самыми светлыми волосами", а с какой — "с самыми темными".

После того как построение по какому-либо признаку выполнено (после 3-4 повторений), ведущий делит шеренгу на нужное количество групп с разной степенью выраженности выбранного признака. В каждой образовавшейся группе должно быть 8-10 человек.

3. Распределение ролей

Ведущий. Итак, экипажи звездолетов сформированы. Теперь вам необходимо распределить между собой обязанности. Примерный перечень должностей (может быть заранее записан на доске)
капитан
первый пилот
второй пилот
штурман
бортинженер
военспец
психолог
специалист по внеземным цивилизациям
биолог
врач
программист
Этот список является условным и при необходимости может быть сокращен или расширен. Процедура распределения должностей нужна для более глубокого погружения в игровую ситуацию и уточнения ролевой позиции в дальнейших процедурах.

Обсуждение распределения должностей любопытно также с точки зрения особенностей складывающихся отношений между участниками игры и выявления лидеров: происходит ли выбор капитана и других "должностей" путем голосования, или каждый "назначает" себя сам, возникают ли споры и разногласия по этому поводу между членами экипажа, или все протекает мирно и спокойно.

Кроме того, распределение должностей можно рассматривать как своеобразное социометрическое упражнение, позволяющее вскрыть способность участников к проявлению толерантности.

Ведущий. А теперь придумайте название своему звездолету... Ну что же, попрошу занять места в своих звездолетах.

В помещении следует заранее обозначить веревками границы "звездолетов" и в каждый из них поместить необходимое число стульев.

4. Проверка совместимости

Ведущий. Экипажи были составлены случайным образом. Вам предстоит совершить долгое и трудное путешествие, в котором огромное значение имеет психологическая совместимость участников. Стоит проверить, насколько члены космических экспедиций способны понять и принять друг друга.

Психологи говорят, что группа является сплоченной, когда наблюдается единство ценностных ориентации. Иными словами, к самым важным в жизни вещам у людей примерно одинаковое отношение. Но такое единство возможно лишь тогда, когда все хорошо знают, как каждый человек из группы относится к тому или иному вопросу, что ему нравится и что не нравится. Давайте проверим себя, насколько хорошо вы знаете друг друга, насколько вы можете проникнуть в глубину души человека из своего экипажа и понять его вкусы и пристрастия. Способны ли вы на основе той информации, которая у вас уже есть о человеке, предугадать, как он ответит на те вопросы, которые вами, возможно, еще не обсуждались?

Сядьте в круг. Каждый должен взять лист бумаги (пачка уже находится в вашем звездолете), положить его горизонтально и разделить вертикальными линиями на три части. В верхней части среднего столбца напишите свое имя и должность на борту. В левом столбце напишите имя человека, сидящего слева от вас, но не ближайшего соседа, а следующего за ним. В правом столбце — имя человека, сидящего справа от вас, также через одного человека. Таким образом, у каждого из вас есть два человека, глазами которых вы должны будете посмотреть па мир: за них вы дадите ответы на вопросы, которые я предложу.

Итак. Сейчас прозвучат вопросы. Их записывать не нужно. Ставьте номера вопросов и записывайте ответы, которые, по вашему мнению, дают ваши партнеры. Не спешите, попробуйте вжиться во внутренний мир человека, от имени которого вам приходится писать. В среднем столбце вы отвечаете за себя. Отвечайте кратко и определенно.

Такое условие — отвечать не за ближайших соседей, а за сидящих чуть дальше — вызвано желанием оградить участников от соблазна подсмотреть, что же на самом деле пишет сосед на своем листочке.

Ведущему достаточно задать 5-6 вопросов. Их содержание может варьироваться в зависимости от половозрастного состава группы и ее интересов.

Возможный перечень вопросов:
  1. Ваш любимый цвет?
  2. Ваше любимое мужское имя?
  3. Ваше любимое женское имя?
  4. С симпатией ли вы относитесь к домашней живности? Если да, то кого предпочитаете: собак, кошек, птиц, аквариумных рыбок или кого-то другого?
  5. Смотрите ли аргентинские и мексиканские телевизионные сериалы?
  6. Самая неприятная для вас человеческая черта?
  7. Самое ценное для вас человеческое качество?
  8. Ваше любимое времяпрепровождение?
  9. Книги какого жанра вы предпочитаете?
После завершения процедуры ведущий предлагает участникам сравнить результаты и подсчитать количество совпавших ответов. Итоги подводятся во время общегруппового обсуждения.

Нетрудно заметить, что указанные вопросы подразумевают достаточно широкий спектр вероятных ответов, а не банальную альтернативу "да — нет". Здесь сложно просто угадать ответ, как в лотерее. Приходится подумать, вчувствоваться в другого человека. Однако может найтись несколько удивительно проницательных участников, умудрившихся осуществить "стопроцентное попадание". Нужно обсудить, как им удалось добиться этого, на чем основывались их предположения, что именно подсказало им правильные ответы. Но если даже совпадений немного, члены группы приобретают много необычной информации друг о друге, становятся ближе и понятней друг другу, получают опыт "вхождения в мир другого".

5. Планета Чужих

Ведущий. Двигатели звездолетов заработали, и через несколько минут только короткие вспышки в небе напоминали земным наблюдателям о кораблях, отправившихся в дальние галактики на поиски новых миров... Маршруты у космических экспедиций были разные, но разве можно предсказать все возможные повороты судьбы? Может быть, им еще предстоит встретиться на каких-то звездных перекрестках?

...После многих дней пути среди сверкающих звезд вы увидели голубоватый шар неизведанной планеты. На звездных картах эта планета обозначена коротко: "Планета Чужих".

Первое задание

Ведущий и его ассистент передают экипажам большой лист ватмана и краски (или фломастеры).

Ведущий. Представьте, как может выглядеть Планета Чужих, Кто ее населяет? Каковы местные жители? Как они живут? Чем занимаются? Нарисуйте на листе Планету Чужих и ее жителей и расскажите о ней. Время на подготовку — 20 минут.

Спустя указанное время каждая из экспедиций рассказывает коллегам об этой планете и ее обитателях.

Второе задание

Ведущий. Следующее задание — индивидуальное. Возьмите листочек бумаги. Разделите его вертикальной чертой. Над левым столбиком подпишите "Я". Над правым "Чужой". В левом столбце напишите 5-7 самохарактеристик (прилагательных и существительных). А в правом — черты человека, которого можно рассматривать как вашего антипода, то есть полностью противоположного вам.

Третье задание

Выполняется под спокойную инструментальную музыку.

Ведущий. Постарайтесь как можно ярче представить своего антипода. Как он выглядит... двигается... говорит... о чем он думает и мечтает... А теперь попробуйте рассказать о внутреннем мире такого человека. Напишите окончания этих фраз от лица своего антипода:
Он часто думает...
Он чувствует себя...
Раньше он часто...
В будущем ему...
Ему не нравится...
Иногда он мечтает...
Он очень хотел бы...
Он любит...
Он боится...
Он иногда вспоминает...
Эти фразы лучше заранее написать на доске или планшете. Не плохой вариант — заготовить специальные бланки с незаконченными фразами по числу участников.

Четвертое задание

Ведущий. Каждый экипаж звездолета через 15 минут должен будет представить обобщенный портрет антипода. Для этого членам экспедиции необходимо сначала обменяться списком черт, написанным в правой колонке, найти общие для всех и выписать их на отдельный листок. Затем нужно сравнить варианты окончания фраз от своих антиподов и также найти совпадения.

После выполнения этого задания экипажи представляют полученные результаты другим. Ведущий выносит на обсуждение cледующие вопросы:

Много ли обнаружилось совпадений в портрете антипода?
В чем сходство антиподов?
Часто ли вам приходилось встречать в жизни людей, обладающие такими чертами?
Встречаются ли такие характеристики, с помощью которых один участник описывает себя, а другой — своего антипода?
Возможно ли детально описать человека, который был бы антиподом для всех?

6. Планета Своих

Ведущий. После того как вы покинули Планету Чужих, некоторое время не происходило ничего. Только молчащий космос, усеянный ярко горящими звездами, окружал вас. Но скоро в иллюминаторах появилась новая планета. "Это Планета Своих", — сообщил капитан.

Ведущий и его ассистент снова передают экипажам большой лист ватмана и краски (или фломастеры).

Ведущий. А теперь представьте себе, как может выглядеть Планета Своих? Кто ее населяет? Каковы местные жители? Как они живут? Чем занимаются? Нарисуйте на листе Планету Своих и её жителей и расскажите о ней. Время на подготовку — 20 минут.

Спустя указанное время каждая из экспедиций рассказывает коллегам об этой планете и ее обитателях.

7. Планета, похожая на Землю

Первое задание

Ведущий. Ваш звездолет покинул Планету Своих (стартовал навстречу новым приключениям. Звездные миры сменяли один другой. Чернота безмолвного космоса не пугали отважных путешественников. И вот однажды вы приблизились к планете, о которой было известно только то, что она — такая же, как Земля. Представьте себе, как может выглядеть эта планета? Кто ее населяет? Каковы местные жители? Как они живут? Чем занимаются? Как они отнеслись к вам? Нарисуйте планету и ее обитателей и расскажите о ней. Поведайте также о том, что вы делали на этой планете. Время па подготовку — 20 минут. Спустя указанное время каждая из экспедиций рассказывает коллегам об этой планете и ее обитателях.

Участниками пройден важный этап игры. Необходимо подвести итоги. Ведущий, напоминая участникам о проделанной работе, обобщает результаты. Важно, чтобы ребята осознали, что они вкладывают в понятия "свой" и "чужой", какой видят собственную планету, собственную жизнь.

Второе задание

Ведущий. Ваш звездолет уже собирался стартовать с планеты, как вдруг выяснилось, что неподалеку стоит еще один земной корабль (или два корабля, если в игре участвуют три команды), прибывший на эту планету независимо от вас. И одновременно пришло сообщение с Земли.

Я зачитываю текст: "Всем земным звездолетам! Экстренное сообщение! Поступила информация, что один из космических кораблей с Земли и его экипаж на самом деле — инопланетяне, изменившие свой облик и создавшие точные копии землян и их звездолета. Об этой расе инопланетян ничего не известно. Их намерения, планы, образ мыслей не изучены и не определены. Будьте предельно осторожны и внимательны!"

А теперь я вручу всем экипажам карточки, на которых будет написано, являются ли они пришельцами, выдающими себя за землян, или остаются самыми обычными земными астронавтами.

Ведущий вручает капитанам звездолетов карточки, на всех написан одинаковый текст: "Вы — настоящие земляне!" Содержание карточек остается неизвестным членам других экипажей.

Ведущий. В каком же из звездолетов экипаж состоит из инопланетян? Земляне не могут улететь, пока не выяснят это. Как это сделать? Возможно, станет неизбежным вооруженное столкновение. Кто знает, что в головах у этих чужаков! В этом случае возникает вопрос о том, кто начнет первым, то есть на кого ляжет ответственность за развязывание военного конфликта.

Впрочем, еще остается возможность мирно договориться. Но между кораблями нет связи, и, чтобы высказать свои предложения, необходимо покинуть корабль и выйти наружу. Это риск: нет уверенности в том, что в другом корабле — земляне. Вдруг там враждебные чужаки, которые могут не сделать такого же шага, а просто уничтожить вас, землян!

В этой ситуации вам придется решать, как поступить, совершив десять ходов. На каждом ходу вы должны сделать выбор: либо выйти наружу, либо открыть огонь. Есть правило, действующее в космосе: на переговоры выходят со специальными аккумуляторами энергии, которые являются обязательными атрибутами установления отношений и дарятся противоположной стороне. С помощью этих аккумуляторов пополняются энергетические запасы звездолетов. В случае взаимных подарков каждый экипаж может приобрести незначительное количество дополнительной энергии особого вида (на разных звездолетах типы аккумуляторов и хранимой энергии несколько различаются, поэтому при обмене выгодно получить тот вид энергии, которого на данном корабле недостаточно). Условно обозначим это количество получаемой энергии 3 баллами. Если вы выходите на переговоры, а ваши партнеры открывают огонь, то вы теряете свои аккумуляторы (и 5 баллов), а партнеры (вернее сказать в этом случае — противники) просто напросто забирают военный трофей и получают соответственно 5 дополнительных баллов.

За две минуты, отводимые на каждый ход, команды должны принять решение. Если решение за это время не принято, команда штрафуется на 3 балла (дело в том, что в результате задержки аккумуляторы разряжаются).

Голосовать можно сколько угодно раз, но если при окончательном голосовании есть люди, поднявшие руку "против", то за каждого из них команда теряет 1 балл. Это связано с тем, что проголосовавший "против" член экипажа пропускает ход и, следовательно, лишает свою команду той части энергии, которая имеется лично у него. Решение команд я буду сообщать вам после каждого хода. Побеждает тот экипаж, который после десяти ходов наберет максимальное количество баллов. В процессе игры два раза произойдет удвоение баллов. В соответствующее время я вам об этом сообщу.

Ведущий вручает капитанам каждой из команд две карточки: одна является справочной, помогающей участникам подсчитывать получаемые или теряемые баллы, а вторая нужна для записи результатов каждого хода. Если экипажей более двух, то идет игра каждого с каждым.

Содержание первой карточки достаточно ясно: если обе команды начинают военные действия, они теряют по 3 балла; если какая-то команда решает выйти из корабля для переговоров, а соперники прицельным огнем стирают их с лица планеты, то погибшие лишаются 5 баллов, а меткие стрелки по парламентерам приобретают также 5 баллов; если же представители обеих цивилизаций решат провести переговоры, то и те и другие получают по три балла.

Во второй карточке представители каждого экипажа фиксируют решения, принимаемые командами, и текущие результаты. Такая же карточка имеется у ведущего.

В процессе принятия решений может происходить бурное обсуждение, накал которого возрастает от хода к ходу. Ведущий "курсирует" между командами и внимательно наблюдает за тем, каким образом каждый раз принимается решение. Следует на каждом ходу уточнять: все ли согласны со сделанным выбором? Есть ли те, кто категорически против?

На втором-третьем ходу у игроков могут возникнуть вопросы:

"А отрицательные баллы засчитываются? А выиграет ли та команда, у которой меньше отрицательных баллов?" Ведущему следует пояснить, что попадание в "минус" не может означать выигрыш. Только накопленные баллы ведут к победе. Нужно добавить, что увеличение отрицательных очков означает не только потерю личного состава звездолета, но и потерю энергии, которая необходима для полета космического корабля. Чем больше "минусов", тем меньше шансов, что вообще удастся взлететь с планеты. Указанные заявления ведущего выступают фактически в роли подсказок игрокам. Но вполне вероятно, что они не всеми будут услышаны и учтены.

Удвоение баллов (об этом объявляется участникам перед началом очередного обсуждения хода) удобно делать на четвертом и восьмом ходу. Однако ведущий может сделать это и в иные моменты, исходя из складывающейся игровой ситуации.

Примерно к середине игры, а то и раньше, в обеих командах начинают звучать обвинения в адрес соперников — в коварстве, агрессивности, злобности. Когда страсти достигают критической величины, ведущему есть смысл вмешаться и предложить капитанам звездолетов молча встать и посмотреть на представителей другого экипажа, после чего вернуться на свое место. Смысл этой процедуры достаточно ясен: ведущий пытается намекнуть обоим капитанам, что в другом звездолете не рассвирепевшие монстры с другой планеты, а хорошо знакомые ребята. Иногда это помогает продвинуться на пути к конструктивности.

Ход рассуждений каждой команды и результаты игры становятся окончательно ясными после десятого хода, когда игроки подводят в своих бланках итоговый баланс. К сожалению, часто результаты оказываются плачевными: у команд имеются только отрицательные баллы. Фантазия рисует мрачный пейзаж неизвестной планеты: кратер, усеянный останками астронавтов; два космических корабля, закопченные, разбитые, дымящиеся; оставшиеся в живых, не способные даже покинуть планету, мрачно наблюдают друг за другом.

Обсуждение этой игры имеет чрезвычайно большое значение — особенно если никто не выиграл. Когда игроки усаживаются в общий круг, эмоции вырываются наружу с новой силой. Ведущему следует дать возможность всем членам группы сказать о своих чувствах (важно только не свести высказывание чувств к взаимным обвинениям), чтобы затем можно было перейти к разбору игры и ее конструктивному анализу. Здесь от ведущего потребуется все его хладнокровие и умение помешать развитию конфликта по деструктивному пути. Ведь если команды проиграли, то чувство неудовлетворенности испытывают все, и хочется — естественно! — обвинить в неудаче своих соперников. Однако именно в этот момент в группе обычно появляются проблески понимания. Ведущему нужно удержаться от соблазна "ткнуть носом" участников в причины происшедшего. Они должны сами прийти к инсайту.

Ситуация общего проигрыша очень показательна: отрицательные баллы у команд однозначно говорят об ошибочности выбранной стратегии. Если найдется хотя бы один человек, осознавший невыгодность обмана и недоверия к партнерам и увидевший путь конструктивного взаимодействия, основанного на доброжелательности и доверии, то ведущий должен обязательно предоставить ему возможность сказать главные слова в дискуссии.

Замечательно, если в результате обсуждения участники придут к более глубокому, прочувствованному пониманию достаточно тривиальной истины: кроме игры против кого-то, когда мой выигрыш — это обязательно проигрыш другого, есть игры, когда выиграть можно только вместе. Даже в бизнесе, где, казалось бы, царит "закон джунглей", можно добиться большего, выбирая стратегию на общий выигрыш.

Ведущий может покаяться в провокационности инструкции и установок, но ведь и они могли бы быть поняты иначе! Кроме того, в условиях игры уже была скрыта подсказка: ведь неизвестно точно, кто в соседнем звездолете — земляне или пришельцы.

Эта игра, базирующаяся на принципе, заложенном еще в знаменитой "Дилемме узника", удивительным образом доказывает средствами и математики, и логики, и психологии, что стремление к компромиссу и сотрудничеству является куда более выигрышным, чем желание "урвать" больше соперника. Для подростков это будет неплохой урок цивилизованности, особенно когда выяснится, что во всех звездолетах были земляне.

8. Возвращение на Землю

Ведущий. Космическое путешествие закончилось, Звездолеты устремились к Земле. Однако когда они сели на родной планете, капитаны получили следующее сообщение: "Прежде чем вам будет разрешено покинуть звездолеты, докажите, что вы действительно настоящие земляне, а не пришельцы, принявшие облик членов экипажей". Таким образом, вам необходимо доказать, что вы свои!

Каждая команда предлагает свой вариант доказательства. За плечами участников — непростой путь. Они уже столкнулись со своими и чужими, пережили драму выбора. Заранее трудно предсказать, как они отнесутся к предложенной ситуации. Замечательно, если к этому моменту сама идея деления людей на своих и чужих будет им неприятна. Однако необходимо принять любой вариант, который выберут подростки.

Ведущий от лица землян разрешает участникам покинуть корабли.

9. Обсуждение результатов

Ведущий предлагает всем вернуться в общий круг. Для обсуждения предлагаются следующие вопросы: Изменились ли ваши представления о своих и чужих в процессе путешествия? Почему? Какие новые качества удалось найти в самом себе? А в своем антиподе? Изменилось ли ваше отношение к тем, кого вы называете чужими? Возможно ли относиться к чужим так, чтобы это отношение никого не обижало и не унижало? В чем особенности такого поведения и отношения? Изменилось ли отношение к понятиям "свой" и "чужой"? Есть ли альтернатива делению людей на своих и чужих? Согласны ли вы с утверждением, что нет своих и чужих, потому что каждый уникален и этим ценен?

10. Завершение

Участники сидят в кругу. Затемнение. Ведущего не видно. Звучит его голос (лучше всего — через усилитель и скрытые динамики; фоном может быть "космическая" музыка).

Звучат те же слова ведущего, что и в начале игры. Но со слов "Шли века..." текст звучит следующим образом:

"Шли века. Проходили тысячелетия. И вот наконец деление на своих и чужих стало вчерашним днем человечества. Люди научились понимать, что язык, цвет кожи, разрез глаз, обычаи и одежда могут быть разными у разных народов. Но каждый народ одинаково чувствует боль утраты и сладость любви. И кровь у всех одного цвета. И у каждого народа есть свои герои и свои подлецы. Есть Человек. И есть его "Я". Человек может быть добрым и порядочным, а может быть агрессивным и безнравственным. Он может быть умен или глуп, богат духовно или ограничен в своих интересах. Каждый человек уникален. Он не свой и не чужой. Он другой. И он имеет право быть собой".
1-й экипаж
2-й экипаж
Баллы 1-го экипажа
Баллы 2-го экипажа
Открыть огонь
Открыть огонь
-3
-3
Открыть огонь
Выйти наружу
+5
-5
Выйти наружу
Открыть огонь
-5
+5
Выйти наружу
Выйти наружу
+3
+3

№ хода
Решение, принятое 1-м экипажем
Решение, принятое 2-м экипажем
Баллы 1-го экипажа
Баллы 2-го экипажа
1.




2.




3.




4.




5.




6.




7.




8.




9.




10.




Итоговые результаты:



Комментариев нет :

Отправить комментарий

Возможность уйти- это уже повод, чтобы остаться !

получайте бесплатно обновления блога


ЗДЕСЬ ВАМ РАДЫ!

Google+ Followers

Спасибо за посещение блога!