расстояние

поиск 2

4 марта 2014 г.

ВОЛШЕБНЫЙ КРИСТАЛЛ. Толерантность. Игра

Распечатать страницу


Игра на развитие толерантности для учащихся 6-х классов


Задачи игры

Помочь детям осознать различия в их отношении к тому, кого они считают близким человеком и кого — чужим.

Дать детям опыт личного проживания ситуации общения с "чужими" и "своими".

Предложить модель конструктивного общения с людьми, которые объективно или субъективно воспринимаются как чужие.

Способствовать развитию чувства эмпатии, принятия человека, не похожего на других.
Дать возможность пересмотреть и изменить прежние негативные представления о том, кто воспринимался как чужой.

Структура игры

В действии сочетаются элементы проблемного урока (работа творческих групп, групповая дискуссия) и сюжетно-ролевой игры. Проблемные ситуации создаются для поддержания у детей игровой мотивации, для работы с понятиями и обобщения игрового опыта. Сюжетно-ролевая игра позволяет организовать проживание детьми драматических ситуаций.

Участники и ведущие

Игра предполагает участие всего класса (желательно численностью до 30 человек). Она может быть проведена как развивающее психологическое занятие или как особый — сдвоенный — урок под руководством педагога. В обоих случаях желательна помощь ассистента. Им может быть психолог, другой педагог и даже кто-то из родителей учащихся. При необходимости игра может быть проведена в два этапа, с интервалом в 1-2 дня.

Подготовительный этап

Ведущий заранее готовит помещение для игры: парты и стулья составляются таким образом, чтобы все ученики класса оказались сидящими за четырьмя большими столами (по 5-7 человек за каждым столом, в зависимости от общего числа учеников в классе). Столы расположены таким образом, чтобы при необходимости все участники могли видеть друг друга. У доски остается свободное пространство.
Ведущий заранее разбивает класс на четыре группы. Для деления может быть использован следующий безопасный и эффективный способ. Детям предлагается разбиться на группы по 2-3 человека, объединившись с теми, с кем им приятнее всего общаться.
Затем каждая группа выдвигает своего представителя для голосования. При голосовании представители вытягивают один из квадратиков: желтый, красный, синий или зеленый. На этом этапе ведущий не объясняет детям, что значит тот или иной цвет, а просто предлагает сесть за один стол всем группам, вытянувшим при голосовании квадратик одинакового цвета. Для удобства на каждом столе уже должна лежать бумага соответствующего цвета. Так образуются группы, примерно равные по своему составу. В этих группах каждому ребенку довольно комфортно — рядом с ним друзья, "свои" ребята. Но вместе с тем в одной группе собрались дети из разных мини-сообществ, возможно в реальной жизни практически не общающиеся между собой. Можно сказать — "чужие" друг другу.
После того как все дети разместились за своими столами, ведущий объявляет о начале игры. Хорошо, если в этот момент зазвучит определенная мелодия, позывные, изменится освещение и т.д.

2. "Чужие" и "свои": работа с понятиями

Этот этап выполняет как мотивационную, так и смысловую функцию. С одной стороны, необходимо заинтересовать детей проблемой, поставить их в активную позицию в отношении обсуждаемой темы, а с другой стороны — помочь им сформулировать понятия: "чужой человек" и "свой человек".
Ведущий. Сегодня мы поговорим о людях, которые нас окружают, и о нашем отношении к ним. Среди тех, кто живет рядом с нами, есть люди нам более близкие и те, с кем мы почти не общаемся, кого не замечаем, или замечаем, но не понимаем. В общем, есть люди свои и люди чужие. Давайте разберемся, что это значит.
Ведущий раздает детям листы бумаги. Лист разделен на три зоны следующим образом:
На доске в столбик написаны слова. Педагог предлагает детям в левой части листа написать слово "свой", в правой - "чужой". Дальше он просит прочитать слова, написанные на доске, и переписать их на свои листы: относящиеся к понятию "чужой" — в правую зону, к понятию "свой" - в левую зону. В нижний треугольник нужно вписать слова, которые нельзя однозначно отнести ни к одному из этих понятий.
Примерный список слов:

настороженность
открытость
опасность
спокойствие
злой
понятный
непонятный
близкий
далекий
похожий
иной
нравится
не нравится

Дети переписывают слова, по желанию зачитывают то, что у них получилось. После устного обсуждения учитель предлагает каждой группа дать определение понятий "свой человек" и "чужой человек". Определения записываются учителем на листах A3 и вывешиваются на доску. В конце игры к ним стоит вернуться.

3. Групповая дискуссия

Ведущий предлагает детям высказать свое мнение по следующему вопросу: "Могут ли все люди вокруг быть своими?" В ходе обсуждения ведущий обобщает точки зрения детей.
Ведущий. Вокруг нас не всегда есть люди, которых мы считаем своими, и те, кого мы считаем (или они на самом деле таковыми являются) чужими. Это нормально. И сейчас мы поговорим о том, как нужно себя вести с теми, кого мы считаем непохожими на нас, чужими нам. Для этого представим себе одну необычную ситуацию. Мы на время превратимся в гномов.
В этот момент игры необходимо сделать перерыв или динамическую паузу, включив детей в подвижную игру. Собственно, в ходе этой игры можно и "превратить" детей в гномов.

4. Разминка

Ведущий сообщает, что он станет сейчас волшебником и превратит детей в гномов. Для этого они должны построиться в четыре колонны (необходимо, чтобы в каждой колонне было равное количество детей).
Участники, оказавшиеся в колоннах последними, поворачиваются к ведущим (каждый из них работает с двумя командами) и получают от них красный, желтый, синий или зеленый кубик, соответствующий цвету команды. Их задача — передать кубик впереди стоящему, "превратив" кубик в какой-либо предмет. Например, покачав кубик в руках, его можно превратить в младенца. Если партнер по команде угадывает, во что превращен кубик, он забирает его и передает следующему, превратив во что-то другое.
Игроки той команды, которая быстрее всех справилась с заданием, первыми получают звание гномов, и ведущий вручает им колпачки соответствующего цвета. Затем колпачки получают остальные команды.

5. Погружение в игровую ситуацию

Ведущий объявляет участникам, что теперь они — гномы. При этом каждый стол представляет свое "гномье" семейство, обитателей Желтой, Красной, Зеленой и Синей гор. В недрах этих гор находятся их подземные города, рудники, мастерские. Там протекает их жизнь. Ведущий раздает гномам каждой горы какой-то особый знак отличия. Самый простой вариант — кружок определенного цвета, который дети прикалывают булавками к воротнику или на рукав. Для большего погружения в игровую ситуацию можно предложить каждой группе придумать название своего царства и перечислить несколько самых крупных достижений его жителей (то, чем они гордятся), рассказать о том, как и где они живут, чем занимаются, какие у них особенности. После небольшого обсуждения (не, более 7-10 минут) группы представляются друг другу.
Ведущий. Итак, начинается наша история... Они касается всех жителей ваших царств, каждого из вас, но есть в ней и главный персонаж. Назовем его Гном с большой буквы. Прежде чем вы узнаете, что же приключилось, познакомьтесь с этим Гномом и с тем, какие у него сложились отношения с другими жителями вашей горы. Сейчас каждая группа получит свой небольшой текст. Тексты отличаются друг от друга, иначе быть не может; у вас же разные царства, разная жизнь. Познакомьтесь со своим текстом, пожалуйста.
Ведущий раздает тексты и дает детям время на то, чтобы их прочитать.

Варианты историй

Начало первой истории
Жили-были в огромной Желтой горе гномы. Однажды в главные ворота их пещеры кто-то постучался. Это был Гном, но из далекой "гномьей" страны. Злобный великан разрушил гору, в которой жил этот Гном. И теперь бездомный скиталец попросил гномов Желтой горы приютить его. Те согласились. Пришлый Гном был странным: любил бродить один по лабиринтам, не всегда понимал смысл шуток других гномов, придумывал какие-то непонятные другим игры и шутки. Другие гномы считали его непонятным чудаком. Он знал, как к нему относятся, и ничего не пытался изменить...
Начало второй истории
Жили-были в огромной Красной горе гномы. Однажды в главные ворота их пещеры кто-то постучался. Это был Гном, но из далекой "гномьей" страны. Злобный великан разрушил гору, в которой жил этот Гном. И теперь бездомный скиталец попросил гномов Красной горы приютить его. Те согласились. Пришлый Гном оказался очень веселым и общительным. С ним было интересно, он все время что-нибудь придумывал: новые игры, приключения. Гном знал, что его любят и ценят другие жители горы...
Начало третьей истории
Жили-были в огромной Синей горе гномы. Однажды в главные ворота их пещеры кто-то постучался. Это был Гном, но из далекой "гномьей" страны. Злобный великан разрушил гору, в которой жил этот Гном. И теперь бездомный скиталец попросил гномов Синей горы приютить его. Те согласились. В большой и дружной семье гномов все считали пришлого Гнома своим и относились к нему очень тепло. Многое ему прощали. Но маленький Гном всегда чувствовал, что он не такой, как другие: ему хотелось на открытый воздух, в леса. Он тайком писал стихи... Гном чувствовал себя чужим в обществе других гномов...
Начало четвертой истории
Жили-были в огромной Зеленой горе гномы. Однажды в главные ворота их пещеры кто-то постучался. Это был Гном, но из далекой "гномьей" страны. Злобный великан разрушил гору, в которой жил этот Гном. И теперь бездомный скиталец попросил гномов Зеленой горы приютить его. Те согласились. Пришлый Гном очень хотел подружиться с другими гномами, быть равным партнером в игре и в работе. Но гномы сторонились его, старались избегать общения. Он казался им каким-то не таким...
Ведущий предлагает участникам рассказать друг другу, каким же был их Гном и какие у него были отношения с окружающими.
Ведущий. Наверное, вам любопытно, какие истории достались другим группам. Давайте познакомим с ними друг друга. Только давайте мы это сделаем необычным способом — с помощью скульптуры или сценки без слов.
Ведущий просит каждую группу создать скульптуру или разыграть маленькую сцену без слов, которая отражала бы взаимоотношения между Гномом и его окружением. Жребием определяется, кому достанется роль Гнома. На подготовку детям дается 5-10 минут. На этом этапе работы детям понадобится организационная помощь ведущего и его ассистентов.
Ведущий просит участников очень внимательно смотреть сценки и скульптуры друг друга, подмечать особенности отношений между Гномом и остальными. Ведущий предлагает детям высказать свои предположения относительно того, в каком случае к Гному относились как к чужому, а в каком — как к своему, и объяснить, почему они так думают.
Такие обсуждение лучше делать после просмотра двух сценок. После того как все желающие выскажутся, ведущий просит представителей групп вслух прочитать свои тексты и подводит итог. Важно обратить внимание детей на следующее. В чем проявлялось отношение к Гному как к чужому? Почему иногда Гном сам понимал, что он чужой, и знал, как к нему относятся окружающие, а иногда ему казалось, что он такой же, как все?
После обсуждения ведущий предлагает каждой команде нарисовать своего Гнома на заранее подготовленном листе ватмана и написать под его портретом те качества, которыми он, по их мнению, обладает.

б. Происшествие в царстве гномов

Поблагодарив участников, ведущий предлагает им послушать, что же случилось в их царствах дальше.
Представьте себе, что в вашем царстве хранилось уникальное сокровище — Волшебный кристалл (ведущий кладет на стол каждой команде те самые кубики, которые уже использовались в разминке). Этот кристалл обладал удивительным свойством: он превращался в руках гномов во все, что они захотят. Это очень помогало гномам в самых различных ситуациях... Подумайте и расскажите, во что превращали гномы Волшебный кристалл и для каких целей?
(Ведущий дает группам время на обсуждение и представление друг другу придуманных ими уникальных возможностей кристалла: 3-5 минут. Затем его рассказ продолжается.)

Но была у Волшебного кристалла еще одна особенность: он оставался тем, во что его превратили, только пока его касались руки гномов; но стоило оторвать от кристалла ладони, как он снова становился внешне обычным камнем. А если руки не касались его в течение пятнадцати минут, кристалл "засыпал", и вернуть его способность к превращениям можно было только с помощью особого волшебного порошка, находящегося далеко-далеко, у Злого Колдуна.
Зная об этом, гномы посменно дежурили, держа ладони на кристалле. Не правда ли, хорошее решение?
(Возьмите кристалл в руки и, пока я рассказываю, передавайте его друг другу.)

И вот наступило очередное дежурство нашего Гнома. Он шел на него спокойно: не в первый раз. Но дежурить ему выпало ночью, а надо сказать, что в предыдущую ночь ему не удалось поспать, потому что он до утра ловил рыбу в подземном озере. Взяв кристалл в руки. Гном зевнул и стал мечтать о том, какую огромную рыбу он поймал бы, если бы кристалл превратился в лодку и можно было бы заплыть на самую середину озера. Он так размечтался, что и не заметил, как задремал... И кристалл выпал из его рук. Лишь через полчаса Гном очнулся. Но было поздно: кристалл потерял свою способность к превращениям.
Очень быстро весть о трагическом происшествии разнеслась по всему царству. Прибежали к дому Волшебного кристалла жители, смотрят на Гнома. Да и не только смотрят. А что они ему говорят? Как реагируют на происшествие? Как с Гномом обращаются?
Ведущий предлагает группам поставить маленькую сценку и показать, как бы в их царстве жители вели себя с Гномом (учитывая все то, что они уже знают про характер этого Гнома и его отношения с окружающими). На подготовку сценок отводится 10-15 минут. На этом этапе работы многим детям понадобится помощь взрослых.
Дети показывают свои сценки, ведущий просит зрителей внимательно наблюдать за тем, как ведут себя окружающие и сам Гном в этой печальной ситуации в каждом из царств.
Ведущий. Так что же теперь делать? Ведь без Волшебного кристалла жизнь в царстве гномов станет значительно сложней! Хорошо бы вернуть его удивительную способность к превращениям.
И решили гномы, что спасать кристалл должен тот, по чьей вине случилась неприятность, — пришлый Гном.

7. Путешествие за волшебным порошком

Каждая команда выдвигает своего Гнома и отправляет его в путешествие, вручив Волшебный кристалл.
Ведущий сообщает о том, что Гномы из разных царств, отправившиеся за волшебным порошком, встретились и решили идти вместе. Им предстоит преодолеть немало трудностей, чтобы добиться своей цели. Гномы разных царств выходят к доске (или на любое другое свободное пространство), знакомятся друг с другом и далее действуют в соответствии со сценарием, предложенным ведущим.
Первое задание
Пришли Гномы в большой темный лес. Наступила ночь. В темноте слышны были странные шумы и шорохи. Какие-то неведомые существа бродили по лесу. Гномы не знали, добрые они или злые, но на всякий случай решили не привлекать к себе внимания. Они замерли (дети по сигналу ведущего замирают в тех позах, в которых оказались в этот же момент) и не должны были шевелиться, что бы ни случилось. И еще: им нужно было оставаться совершенно спокойными, чтобы никто из существ, населяющих лес, не почувствовал их переживаний. Поэтому вы, Гномы, не должны ни в коем случае изменять выражение своих лиц...
А вам, жители Синей, Зеленой, Красной и Желтой гор, надо подумать и сказать, какие качества должны проявить ваши посланцы (из тех, которыми они обладают), чтобы справиться с заданием?
Ведущий напоминает детям о тех рисунках и списках качеств Гнома, которые они готовили несколько раньше. Пока каждая группа обсуждает и предлагает свои ответы, ведущий следит за замершими Гномами: удается ли им оставаться совершенно невозмутимыми? Если кто-то из Гномов не выдержит — рассмеется или скривится, ведущий может обратить на это внимание жителей царств и спросить: "А как вы считаете, какие черты Желтого (Красного, Синего, Зеленого) Гнома помешали ему сохранить полное спокойствие?"
Второе задание
Наступило утро. Гномы отправились дальше. Добрались они до высоких гор. Шли они по узкой тропке над пропастью и, повстречали Свирепого Пещерного Медведя, Огромного Коварного Орла, Безобразного Паука и Ядовитую Змею. Сначала Гномы испугались, но эти существа сказали им: "Все боятся нас и видят в нас только ужасное! Может быть, хоть вы скажете, есть ли в нас что-то хорошее?"
Обсудите между собой, какие хорошие качества есть у повстречавшихся вам существ.
А вам, жители Синей, Зеленой, Красной и Желтой гор, надо подумать и сказать, какие качества должны проявить ваши посланцы (из тех, которыми они обладают), чтобы справиться с заданием?
После того как жители Синей, Зеленой, Красной и Желтой гор выскажутся, слово дается Гномам. Они выбирают себе одного из животных и говорят о нем что-нибудь хорошее. Важно, чтобы не были забыты ни Медведь, ни Орел, ни Паук, ни Змея.
Ведущий. Существа, вызывавшие раньше только ужас и неприязнь, обрадовались, что Гномы сумели разглядеть в них положительные качества, и пропустили путешественников.
Третье задание
Итак, долго ли, коротко ли, пришли Гномы на берег широкой и глубокой реки. (Ведущий обозначает двумя веревочками "берега реки", расстояние между которыми должно быть примерно 1.5 метра: в одном месте "река" должна делать поворот почти на 90 градусов.) На другой стороне реки стоял дворец Злого Колдуна. Моста через реку не было. Зато на берегу Гномы-путешественники обнаружили следующее предметы: моток бечевки, надувной круг и две доски.
(Все эти предметы ведущий демонстрирует участникам игры и кладет на тот "берег", на котором находятся Гномы. Дощечки должны быть одинаковы по длине — чуть меньше полутора метров. Иными словами, они должны быть немного короче, чем расстояние между "берегами".)

Вам, Гномы, необходимо найти не меньше трех способов перехода через реку.
Один из способов использования досок для переправы через реку состоит в следующем: первая доска укладывается концами на внешние стороны реки, образуя с берегами реки треугольник, вторая одним концом по центру первой доски, другим концом — на противоположный угол. Выслушав решения, предложенные Гномами-путешественниками, ведущий обращается, к другим гномам—зрителям: "Удалось ли кому-нибудь найти другие способы перебраться через реку?" (На самом деле для этой ситуации есть не менее пяти вариантов перехода, поэтому наверняка предложения последуют.)
Гномы зовут на помощь остальных. Каждый Гном сам решает, в какой форме он это сделает. Группа поднимает своего Гнома, и по команде Гномы одновременно сдергивают пакетики с волшебным порошком.
Пятое задание
Но рано радовались гномы успеху путешествия! Двери зала захлопнулись. Все гномы почувствовали вдруг, что ноги их будто приклеились к полу. Что же случилось? Дворец ведь был заколдованным. Чтобы похитители не сумели покинуть дворец. Злой Колдун сделал так, чтобы все обиды, которые накопились у гномов друг к другу, стали тяжелыми, как гири, и не позволили им сдвинуться с места. Единственный способ преодолеть колдовство — избавиться от обид. Сейчас каждый из гномов получит листок бумаги и ручку. Если вы хотите освободиться от тяжести обид, накопившихся у вас на одноклассников, вам сначала надо написать на листочке слова: "Я обижался (лась) на... потому что..."
Пока дети пишут, ведущий и его ассистент в центре комнаты составляют стулья в круг — спинками внутрь. Стульев должно быть на один-два меньше, чем участников.
Ведущий. А теперь подойдите к большому бездонному колодцу, который находится в зале. Подойдите так, будто на ногах у нас тяжеленные кандолы. Хотите ли вы избавиться от своих обид? Хочешь ли ты, Вова? А ты, Петя?.. (ведущий обращается к каждому из детей). Тогда давайте бросим свои обиды в бездонный колодец!
Гномы сминают бумажки и бросают их в центр круга, образованного стульями.
Ведущий. Вы чувствуете, что тяжесть исчезли? Вы можете подняться на край колодца и встать над своими обидами! Поддержите друг друга, чтобы никто не упал! У вас есть четыре Волшебных кристалла. Пусть Гномы-посланцы встанут рядом и соединят кристаллы вместе. Теперь вы можете превратить эти кристаллы во что угодно. Но прежде договоритесь, во что вы хотите их превратить, не допуская возвращения обид.
Дети стоят на стульях и поддерживают друг друга. Они могут, например, превратить кристаллы в самолет или воздушный шар и вместе вернуться в свои царства. Возможно, им захочется построить общий дворец.
На этом игра завершается.

8. Групповое обсуждение

Ведущий предлагает участникам выйти из ролей: снять атрибуты, сесть в общий круг, сказать друг другу: "Я не гном, я человек, ученик (ученица) такого-то класса". Возможны и другие процедуры выхода из роли.
В завершение ведущий предлагает участникам обсудить такие вопросы:
Какое из заданий игры оказалось самым сложным? Изменился ли каждый Гном в процессе путешествия? Почему? Изменилось ли у жителей каждого царства гномов отношение к пришлому Гному? Возможно ли относиться к чужим так, чтобы отношение никого не обижало и не унижало? В чем особенности такого поведения и отношения? Изменилось ли ваше отношение к понятиям "Свой" и "Чужой"?


АРХИВ блога

Возможность уйти- это уже повод, чтобы остаться !

получайте бесплатно обновления блога