25 июля 2014 года
исполняется
85
лет со дня рождения
В. М. Шукшина,
драматурга, актера, режиссера.
Творчество Шукшина это
умный и правдивый, иногда смешной, но
чаще драматичный роман о русском мужике,
о России и русском национальном
характере. И еще о ЧЕЛОВЕКЕ.. О том, что
человек в сущности своей одинокий, неоднозначный, и сильный и слабый
одновременно, и еще очень ранимый!
О смысле жизни человека!
О смысле жизни человека!
Как писателю Шукшину повезло —
почти с самых первых своих произведений он стал известен.Уже первая его книга дала основание критике говорить об
особом, «шукшинском» герое, об особой атмосфере реальности, введенной в
литературу именно им, Шукшиным, — такое обычно выпадает
на долю лишь очень самобытных и сильных талантов.
Сегодняшнее
представление о Шукшине гораздо глубже и разностороннее, чем оно было
пятнадцать-двадцать лет назад.И это не может радовать!
И все же «приходится признать, что отнюдь не все трудности,
связанные с изучением творчества Шукшина, для нас уже позади. Шукшин не только
не изучен в должной мере, но и во многом еще не «прочитан»
Сергей Залыгин высказал весьма оригинальную и весьма
ответственную мысль. «Если кто-то из литературоведов...станет делить
творчество Шукшина на периоды... надо будет иметь при этом в виду, что Шукшин
никогда и ничего но заключал, он всегда начинал, все его творчество — это все еще сегодняшний день.
Василий Макарович Шукшин - самый русский из всех современных
наших авторов. Книги его, по собственным словам писателя, стали «историей души»
русского человека.
85-летие Василия Макарыча я "отмечу" рассказом лишь о некоторых произведениях писателя. .Почему именно эти рассказы? Для тех, кто знает творчество Шукшина эти рассказы знакомы и любимы. Для тех , кто не очень знаком - самые известные "Калина Красная" и "Печки лавочки".Но писательский архив Шукшина обширен и может быть эти рассказы для некоторых будут поводом познакомиться с Шукшиным поближе.
Шум колосьев и ласточек пенье.
Волны света у края земли.
И реки голубое свеченье,
где стоят облака на мели.
Жаворонок, висящий над лугом,
не смолкая звенит и звенит.
Пахнет воздух укропом и луком.
Солнце встало надолго в зенит.
А. Шевелев.
Любавины.
Шукшин, крестьянин по своему рождению, рассказывает о жизни советской деревни 20-х гг.;
...Ранняя весна 1922 года. Темными мокрыми ночами с шумом, томительно и тяжко оседал
подтаявший снег, и в лесу что-то звонко лопалось с протяжным ликующим звуком:
пи-у… За деревней, на сухих прогалинах, до самой зари хороводилась
молодежь. Балалаечники, настроившись по двое, высекали из своих тонкошеих
инструментов неукротимый серебряный зуд. Парни топтали тяжелыми сапогами матушку-землю – плясали,
пели частушки с матерщиной, часто дрались… Просилась наружу горячая молодая
сила. А над рекой, пронизывая сырую, вязкую тишину медным витым
перебором, голосила великая сводница – тальянка. Девки рассыпали по доскам
шатких мостков сухую крепкую дробь, пели зазывные припевки. Жизнь шла своим чередом.
Есть на Волге утес,
диким мохом оброс
Он с вершины до самого
края;
И стоит сотни лет,
только мохом одет,
Ни нужды, ни заботы не
зная.
На вершине его не
растет ничего,
Только ветер свободный
гуляет,
Да могучий орел свой
притон там завел
И на нем свои жертвы
терзает.
Шла молва по Руси, что
удачлив Степан;
Что он волю несёт, о
которой не снилось;
Что он сам – как в
степи ураган.
"Я пришел дать
вам волю"
Роман "Я пришел дать вам волю" (1971) также о
крестьянстве, но только триста лет тому назад. Стенька Разин интересовал
писателя как гениальный организатор крестьянских масс в XVII в., вольнолюбие
которого, самоотречение и бесстрашие живут и поныне в народных песнях, памяти
народной. В его лице Шукшин нашел героя громадной судьбы, вписанного в историю
русского крестьянства, способного высветить многие загадки этой истории. Он
дает народного заступника крупным планом, стремится проникнуть в глубь его
души. Возможно, Степан Разин привлек писателя еще и потому, что он отличался
странностью и причудливостью, то есть чем-то изначально уже напоминал героев
шукшинских рассказов.
— Батька, скажи, ради Христа, —
повернулся Иван Черноярец к Степану. — А то до вечера галдеть будем.
Степан поднялся, глядя перед
собой, пошел в круг. Шел тяжеловатой крепкой походкой. Ноги — чуть враскорячку.
Шаг неподатливый. Но, видно, стоек мужик на земле, не сразу сшибешь. Еще в
облике атамана — надменность, не пустая надменность, не смешная, а разящая той
же тяжелой силой, коей напитана вся его фигура. Поутихли. Смолкли вовсе.
Странные люди теряют
надежды,
Странные люди одни, как
и прежде.
Странные люди ночами
мечтают,
Странных людей ведь
порой забывают.
Странные люди
Яна Щавелева
"Миль пардон,
мадам"
В несуразном, странном человеке, по мнению Шукшина, наиболее
полно выражается правда его времени. Дисгармоничность героя рассказа "Миль пардон,
мадам" (1967) заявлена уже в парадоксальном сочетании его имени и фамилии
– Бронислав Пупков. В этом рассказе есть краткий портрет героя и краткое
авторское описание его судьбы, но 9/10 текста отведено диалогу. Охотник, умный и удачливый, редкий стрелок, Бронька Пупков
на охоте по дурости лишился двух пальцев. Ему бы снайпером на войне быть, а
пришлось всю войну прослужить санитаром. Он не смог на войне реализовать свой
дар, так нелепо утраченный в мирное время. И душа его затосковала. Работая
егерем после войны, как правило, в последний день, когда справляли отвальную,
он рассказывает городским охотникам, которых сопровождал и которым показывал
лучшие места в округе, свою драматическую историю мнимого покушения на Гитлера
и при этом плачет. "...Я стрелил... Я промахнулся..."
Бронька (Бронислав) Пупков, еще
крепкий, ладно скро-енный мужик, голубоглазый, улыбчивый, легкий на ногу и на
слово. Ему за пятьдесят, он был на фронте, но покалечен-ная правая рука --
отстрелено два пальца -- не с фронта: пар-нем еще был на охоте, захотел пить
(зимнее время), начал долбить прикладом лед у берега. Ружье держал за ствол,
два пальца закрывали дуло. Затвор берданки был на предохранителе, сорвался и --
один палец отлетел напрочь, другой бол-тался на коже. Бронька сам оторвал его.
Оба пальца -- указа-тельный и средний -- принес домой и схоронил в огороде. И
даже сказал такие слова:
-- Дорогие мои пальчики, спите спокойно до
светлого утра.
Хотел крест поставить, отец не дал.
Когда человеку больно,
Кто-то должен его
приласкать,
Кто-то должен быть
просто рядом,
Чтоб в макушку
поцеловать.
Когда человеку плохо,
И целый мир пополам,
Кто-то должен быть
кроме Бога,
Чтобы душу свою отдал.
Чудик
Это рассказ – о тридцатидевятилетнем сельском механике Василии
Егоровиче Князеве. Отталкиваясь от названия, автор сразу же начинает
повествование о самом герое: "Жена называла его – Чудик. Иногда ласково.
Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось".
Шукшин, как правило, избегает длинных вступлений и вводов в
действие. Он стремится не описывать душевное состояние героя, а сделать так,
чтобы оно было понятно из его действий. Рассказ о том, что с Чудиком постоянно
что-то случалось, реализуется в тексте в двух житейских ситуациях: в городском
магазине и на Урале у брата, куда он все же приехал. Две ситуации, описанные в
этом рассказе, – типично шукшинские: человек чем-то или кем-то выведен из
равновесия либо чем-то поражен или обижен, и он хочет как-то разрешить эту
боль, вернувшись к нормальной логике жизни.
Подошлa
его очередь. Он купил конфет, пряников, три плитки шоколaдa. И отошел в
сторонку, чтобы уложить все в чемодaн. Рaскрыл чемодaн нa полу, стaл
уклaдывaть… Глянул нa пол, a у прилaвкa, где очередь, лежит в ногaх у людей
пятидесятирублевaя бумaжкa. Этaкaя зеленaя дурочкa, лежит себе, никто ее не
видит. Чудик дaже зaдрожaл от рaдости, глaзa зaгорелись. Второпях, чтобы его не
опередил кто-нибудь, стaл быстро сообрaжaть, кaк бы повеселее, поостроумнее
скaзaть этим, в очереди, про бумaжку.
Рассказы Шукшина драматургичны, в большинстве из них
преобладают диалог, сценические эпизоды над описательными, несценическими, это
бесспорный результат воздействия на прозу сценического мышления Шукшина-режиссера,
которое влияет даже на сюжет. Сюжет в рассказах Шукшина – это хронологически
сменяющие друг друга сценические эпизоды. Сам писатель боялся законченных
сюжетов, которые, по его мнению, всегда несут какой-то вывод, мораль, а
морализаторства он не терпел: "Сюжет не хорош и опасен тем, что он
ограничивает широту осмысления жизни... Не сюжетное повествование более гибко,
более смело, в нем нет заданного, готовой предопределенности".
"Для меня самое главное – показать человеческий
характер", – не раз говорил Шукшин.
Главное для Шукшина – не где живет человек, а как он живет и
какой это человек.
Каждый выбирает по
себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и
заплаты,
Меру окончательной
расплаты
Каждый выбирает по
себе.
Каждый выбирает для
себя,
Выбираю тоже – как
умею,
Ни к кому претензий не
имею,
Каждый выбирает для
себя.
Ю.Левитанский
«Волки»
...Наум правит лошадью, Иван лежит сзади. Вдруг Наум видит
волков недалеко от телеги. Конь струсил, но его поставили на место и поехали.
Волки бросились за ними. Наум кричал «Грабют», а Иван сначала посмеивался над
ним, потом ему стало страшно. Волки нагоняли. Иван огрел вожака бичом, это
помогло, но ненадолго. Он по совету Наума кидает им «чего-нибудь», то есть горсть
сена. Волки не останавливаются. Иван кричит Науму, чтоб тот кинул ему топор.
Тот кинул. Иван выпрыгнул из телеги, схватил топор, но вожак уже набросился на
коня, к нему присоединились и остальные волки.
Иван растерялся: несколько мгновений он стоял, потом хотел
накинуться на волков с топором, но не сумел, что-то его остановило. Он смотрит
на истерзанного волками коня, ему становится жаль его, но он оставляет коня
волкам и поворачивает в деревню.
Не зги не видно
впереди,
А мне опять кричат:
«Веди!».
И мы идем, скрипя
зубами.
Немеют лица, сохнет
рот.
И мы идем, ползем –
вперед.
Кричат: «Веди!» Куда,
ребята?
Но если надо, стало
быть
Идем вперед. Не за
наградой,
Нам попросту охота
жить.
Охота жить
Центральные герои произведения — старик Никитич и молодой
парень. Действие разворачивается в тайге.
Пока парень отогревал руки, старик рассмотрел его. Парень
был красив, но худ. Больше всего Никитича удивил взгляд — какой-то прямой и
«стылый». Разговорились. Затем выпили. Парень много курил, ругал кого-то,
упомянул даже Христа, а затем признался старику, что бежал из тюрьмы. Сказав
это, снова посмотрел на старика своим «стылым» взглядом и поинтересовался,
пойдёт ли Никитич его сдавать. Никитич был удивлён: он и не думал о чем-то
подобном. А парню сказал одно: «Поймают, надо было досидеть». Никитичу
понравился парень, и было жаль его. Гость сказал старику, что ближайшие три дня
пересидит у него, а потом будет двигаться к станции — благо документы уже есть.
Вскоре он лёг спать.
В рассказе «Охота жить» В.М. Шукшин проявляет себя как
подлинный мастер создания психологической характеристики героя. На примере
образа Коли-профессора В.М. Шукшин разоблачает потребительское, эгоистическое
отношение к жизни. Он сравнивает его с паразитом на теле общества. Конечно,
отчасти Никитич сам виноват в своей гибели. Будучи знатоком природы, жизни того
же лесного муравья, он оказывается беспомощно наивным в сфере человеческого
общения. По внешним признакам (красивому лицу, аккуратной бородке) он принимает
Колю за человека хорошего, но запутавшегося, оступившегося. В своем искреннем
желании помочь парню он заходит так далеко, что не задумывается о собственной
безопасности, не понимает, что, вооружив беглого преступника, тоже нарушает
закон. Никитич живет по своему собственному нравственному кодексу, который не
позволяет ему стать предателем и выдать Колю. В финале новеллы Коле кружит
голову «весенний густой запах леса» (символ жизни). Выходит солнце, но парень
не видит его. Он идет спиной к нему, и взгляд его устремлен вперед, навстречу
той красивой в его понимании жизни, ради которой он способен на все.
Практически все рассказы Шукшина, зачастую обрывается без окончательного
разрешения конфликта.
Читатель сам должен решить, как закончится та или иная
история.
И тогда, может быть тогда,
ты наконец поймешь для себя – кто ты на
самом деле!
Останься прост, беседуя c царями,
Будь честен, говоря c толпой;
Будь прям и тверд c врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются c
тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье
Часов и дней неуловимый бег, —
Тогда весь мир ты примешь как
владение
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
Джозеф
Редьярд Киплинг.
Комментариев нет :
Отправить комментарий
Буду рада вашим комментариям!